Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прусская Конституция 1850г. Понятие монархического конституционализма






В 1850 г. король Фридрих Вильгельм IV даровал народу Конституцию. Она содержала перечень демократических нрав и свобод: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий, личные права, неприкосновенность собственности и жилища, свободу слова, собраний и союзов (с возможностью их временного запрета в целях общественной безопасности). Отсутствие текущего законодательства, регламентировавшего механизмы осуществления дарованных прав и свобод, определило их декларативность. В административной же практике использовались запреты печатных изданий, ограничения свободы слова под предлогом нарушения общественного благополучия. Конституция 1850 г. закрепила представительное правление и включила в систему высших государственных органов двухпалатный ландтаг, но фактически это не повлияло на неограниченную власть короля. Он сохранял право назначения, контроля и смещения министров, а также высших должностных лиц (военных и гражданских). Король являлся главнокомандующим и руководил внешней политикой. Конституция устанавливала, что «исполнительная власть принадлежит одному королю», а «законодательная власть осуществляется совместно королем и обеими палатами». Однако король мог издавать распоряжения, имевшие силу закона. Допускался досрочный роспуск ландтага королем с условием проведения новых выборов в 60-дневный срок. Значительное место в конституции традиционно было уделено развитию школьного образования. Провозглашалась свобода " науки и преподавания", бесплатное обучение в пуб­личных начальных школах. Государство при этом гаранти­ровало выделение необходимых средств для их содержа­ния. Предоставлялось также право учреждать частные шко­лы и руководить ими всем лицам, могущим доказать " нравственную, научную и техническую способность" к этому. Вместе с тем Конституция предписывала строгий государ­ственный надзор за школами с целью пресечения всякого вольнодумства. Учителя публичных школ наделялись пра­вами и обязанностями государственных чиновников со все­ми вытекающими из этого последствиями

Армии в Конституции 1850 г. уделялось особое внима­ние. Высшее командование ею принадлежало королю (ст. 46). В ст. 34-39 закреплялась всеобщая воинская повинность, право короля в случае войны созывать народное ополчение, использовать армию для подавления внутренних беспоряд­ков, издавать постановления о воинской дисциплине. Было постановлено также, что статьи Конституции, посвященные основным правам и свободам, будут применяться в войсках лишь настолько, насколько они " не противоречат военным законам и требованиям военной дисциплины" (ст. 39.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.