Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ощущения -> восприятие -> представление -> понятие.






Чувственное отражение осуществляется на основе сенсорной информации. Окружающий мир воздействует на человека через различные сигналы, которые сначала воспринимаются на уровне ощущений и восприятия, а затем отражаются в сознании в виде представлений.

2. Умственная деятельность. Переход от чувственного к рациональ-ному осуществляется в виде диалектического скачка как сложное качественное изменение. В процессе усвоения знаний происходит движение от незнания к знанию, от непонимания к пониманию, от знания неполного к более полному.

Характеризуя чувственное и рациональное как ступени познания, следует подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны между собой, неотделимы друг от друга. В процессе чувственного познания в форме ощущений, восприятий и представлений отражается единичное, непосредственно данное. Поэтому умственная деятельность связана с осмыслением, пониманием и обобщением полученной информации. Здесь отрабатываются разнообразные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Умственная деятельность представлена видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Развитие мышления идет от конкретных образов к обобщенным понятиям, обозначенным словом.

Усвоение понятия означает осознание его содержания, умение выделять существенные признаки, точно знать границы понятия и его место среди других понятий. Здесь можно выделить последовательность этапов усвоения понятия:

- конкретное единичное использование понятия;

- выделение понятий из круга родственных понятий, но не различение при этом существенных и несущественных признаков;

- определение обобщенных существенных признаков без умения широкого употребления понятия;

- выделение существенных признаков, широкое использование понятия.

В младшем школьном возрасте мышление ведет за собой развитие личности. Все психические процессы (внимание, память, восприятие и др.) подчинены логике формирования процессов мышления. Каково мышление ребенка, такова его психика. На рациональной ступени познавательной деятельности формируются знания, которые представлены в основных формах логического мышления: понятиях, суждениях, умозаключениях.

3. Практическая деятельность. В учебном познании практика – необхо-димое условие и средство усвоения накопленного человечеством общественно-исторического опыта. Практика в учебно-познавательной деятельности учащихся не является заключительной частью учебного познания, она сопровождает все ступени процесса усвоения знаний и связана не только с переработкой знаний, но и их получением. На этой ступени познания формируются навыки и умения

Сознательно и прочно усвоенные знания становятся средством умственной и практической деятельности значительно благодаря тому, что они " обрастают" умениями и навыками, " перерастают" в них. Умения и навыки - это способность учащихся выполнять разнообразную деятельность на основе приобретенных ими знаний, иначе - это знания в действии.

Умения - это способность выполнять сложное комплексное действие на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта.

Навык - это компонент сложного умения, связан с многократным повторением одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях вплоть до автоматизации выполнения.

Умения и навыки находятся в тесной взаимосвязи. Их классифицируют по следующим признакам:

1) интеллектуальные (познавательные) умения и навыки - умственные действия и операции;

2) практические (специальные, общеучебные) умения и навыки - связаны с внешними " материализованными" способами деятельности.

Умения и навыки бывают:

а) репродуктивными - простые, зеркально-воспроизводящие навыки и умения;

б) продуктивными - осмысленные, поисково-творческие навыки и умения.

Учебная деятельность представляет собой систему познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-познавательных задач. С одной стороны, учебная деятельность совершается по законам человеческого познания, т.е. подчиняется общим закономерностям психического отражения, характеризуя тем самым природную сущность познавательных процессов человека. С другой стороны, - организация учебной деятельности в определенную учебно-познавательную систему, с целью воздействия на целенаправленное познание ребенком окружающего мира, становится уже средством управления учебным познанием.

Поэтому учебная деятельность как процесс имеет следующие стадии:

1. Ориентация в процессе учения, то есть получение учащимися исчерпывающего представления о начальном состоянии всех элементов учения: исходная информация по предмету, программа предстоящей деятельности, мотивация учения, ознакомление с условиями работы и средствами обучения (оборудованием, учебниками и др.). Учащийся осуществляет выбор содержания и характера своей деятельности к реализации цели и программы, предлагаемой учителем.

2. Исполнительская часть учения - деятельность учащихся по получению знаний, умений и навыков. Учитель ведет учащихся через их собственные усилия, действия к определенному, желаемому для него образцу. Учащиеся приобретают первичные умения и навыки, связанную с ними информацию, затем сопоставляют все это со своим опытом, знаниями, убеждениями и т.д. Если первая часть обучения - восприятие и осмысление информации - в основном пассивна, то вторая часть обучения - включение ее в собственный опыт - требует активности ученика.

3. Коррекция учебного процесса - осуществляется через самостоятельную работу, самоупражнения, самотренировки, консультации и т.д. При этом коррекция учебной деятельности может выноситься за пределы урока (самообразование, исследовательская деятельность школьника вне учебного процесса).

4. Контрольная часть учения включает в себя получение учителем информации о качестве учения и изменениях в духовном мире школьника (то есть данные об усвоении ведущих идей, главных умений и навыков, а также показатели обучаемости и воспитанности школьника).

Таким образом, учебно-познавательная деятельность подчинена общим закономерностям человеческого познания и представляет собой отражательную деятельность по получении информации, переработке и применению ее в жизни.

 

2. Активизация учебно-познавательной деятельности.

Определяющими условиями учебной деятельности как деятельности учения являются ее цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), содержание учебного материала и мотивы учебной деятельности школьников.

Мотивация есть специфический вид психической регуляции поведения и деятельности. Мотивация познавательной деятельности связана с побуждениями, вызывающими активность учащихся по ее освоению. Проявляется в виде потребностей, мотивов, эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний, интересов и т.п.) и установок в поведении.

Успех в обучении часто зависит от правильного взаимодействия деятельности преподавания и деятельности учения, уровня познавательной активности и самостоятельности интереса детей к учению.

Познавательная активность - это деятельностное состояние ученика (познавательный отклик, поиск, инициативность), которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Познавательная самостоятельность - активный поиск, отбор (ориентировочные действия), оперирование способами для решения задачи, собственные пути к цели, критический подход к материалу, слияние стремления и умения действовать самостоятельно.

Активность и самостоятельность ученика будет зависеть от того, насколько содержание, способы выполнения задания побуждают к поиску заключенного в нем затруднения, вызывают интерес к содержанию или результату работы. Это достигается средствами активизации его учебного познания.

Активизация обучения - эта система действий учителя, создающего стимулы и побуждающего учащихся сознательно включаться в работу.

Активизация учения - это мобилизация интеллектуальных, нравственных и волевых сил учащихся для решения учебно-познавательных задач.

Активизация учебного процесса в начальных классах может осуществляться посредством системы средств управления (содержание, методы, средства, организационные формы, виды и типы обучения), мотивации, общения, технологий обучения, личности учителя и т.п.

Наиболее распространенным из этих мер воздействия на учебно-познавательную деятельность младших школьников являются:

1. Увеличение наглядности - чем больше органов чувств участвуют в восприятии, тем восприятие глубже.

Наглядность - это окружающий мир, который действует на органы чувств в виде разнообразных сигналов (например, звук, тепло, вибрация). Виды наглядности:

а) зрительная наглядность (цвет, форма, величина, положение в пространстве);

б) слуховая наглядность (виды звуков - шумовые и музыкальные; основные свойства звука: высота, длительность, громкость, тембр; виды слуха - звуко-высотный, мелодический, гармонический, тембровый, речевой и т.д.);

в) кожно-тактильная наглядность (качества и свойства объектов окружающего мира. Например, плотность, вес, температура, шероховатость и т.д.);

г) вкусовая наглядность (сладкий, кислый, горький, соленый);

д) наглядность обоняния (различие запахов);

е) опосредованная наглядность (внутренний эмоционально-образный и духовный мир ребенка. Например, фантазия, образные представления, мечта);

ж) экспериментальная, искусственная наглядность (лабораторные опыты, упражнения);

з) символическая наглядность (опорные сигналы, звуковые системы, как схемы, модели, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, " язык" искусства).

2. Успешность обучения зависит от мотивации, которая определяется системой стимулов (поощрение, наказание) с целенаправленным воздействием на эмоционально-волевую сферу ребенка (интересы, чувства, желания, готовность и т.д.).

3. Обучение должно опираться на жизненный опыт детей, на их жизненные представления. Если школьник не осмыслил информацию и в его сознании не возникло жизненных ассоциаций, то такой материал будет только " вызубрен".

Взаимосвязь обучения с жизненным познавательным опытом учащихся оказывается одновременно:

а) средством организации их учебно-познавательной деятельности;

б) способом совершенствования познавательных усилий школьников, направленных на овладение социальным опытом во всем богатстве его проявлений;

в) условием развития личности каждого школьника.

4. Познание ребенка должно опираться на опосредованную наглядность (воображение, фантазия, воспоминание), которая представлена внутренними конкретно-зрительными образами. (Так, например, ребенок должен не только знать, но и представлять, как движется поезд, самолет). Недостаточная активность наглядно образного мышления в дальнейшем может затруднить понимание сложной предметной ситуации (например, задача с бассейном и двумя трубами). Поэтому с первого дня пребывания ребенка в школе все словесные описания необходимо переводить в опосредованную (внутреннюю) наглядность (решать задачи о пешеходах в графическом виде, через рисунок), так как более сложные предметные ситуации и обобщенные понятия в различных типах и классах учебных задач могут стать вовсе непосильными.

5. Активизация учения может зависеть от введения внутрипредметных и межпредметных связей. Внутрипредметные связи способствуют опережающему ознакомлению детей с новым материалом или изучению содержания одного учебного предмета крупными блоками. Межпредметные связи объединяют разнопредметный учебный материал на основе единства темы, объекта познания, общей проблемы.

6. Одним из путей активизации учебно-познавательной деятельности является использование проблемного обучения, где могут найти применение следующие методы: проблема, проблемная ситуация, проблемная беседа, проблемное изложение, проблемная задача.

7. Активизация учения создается от слияния чувственного познания с практической деятельностью детей.

8. Активизация может быть связана с творческой переработкой в сознании детей получаемой информации.

9. Особое внимание в обучении уделяется различным видам самостоятельных работ учащихся.

10. Учителя с успехом используют чередование различных средств обучения (книги, кино, компьютер) и видов деятельности (игры, труд, творчество).

Чувственное познание и практическая деятельность взаимосвязаны между собой посредством организации и управления предметной деятельностью и общением, которые в одинаковой степени влияют на умственную, эмоционально-волевую и личностную сферы. Такое единство в учебном познании дает возможность комбинировать и сочетать различные способы активизации по усмотрению учителя. Здесь основной смысл управления учебно-познавательной деятельностью младших школьников состоит в том, чтобы пробуждать активность восприятия ребенка на уровнях чувственного познания и практической деятельности и переводить внешнюю информацию во внутренний план деятельности.

 

Лекция 9.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

 

План: 1. Формы организации обучения, их сущность и виды.

2. Требования к уроку.

3. Типология и структура уроков.

4. Экскурсия как форма организации учебных занятий.

5. Домашняя учебная работа школьников.

6. Методические рекомендации учителю.

 

1. Формы организации обучения, их сущность и виды.

Типы и виды форм обучения.

 

Форма - это конструкция процесса обучения, внешний вид организации во взаимодействии учителя и учащихся для решения учебно-познавательных задач. Форма обучения является способом управления познавательной деятельностью детей, обусловленной содержанием и системой внутренних устойчивых связей, отношений и закономерностей.

Методы и формы обучения взаимосвязаны: методы реализуются в формах; формы обеспечивают организацию и существование методов. Другими словами, форма обучения представляет собой построение способов общения учителя и учащихся по овладению содержанием образования.

Каждая из форм обучения характеризуется своей структурой, принципом упорядочения ее элементов, совокупностью признаков. К общим структурным элементам этой системы следует отнести: цель, содержание, средства, методы, количество учащихся, место обучения и др. (Например, для урока характерны такие признаки: дидактическая цель, определенный объем учебного материала, постоянный состав одинаковых по возрасту детей, руководство со стороны учителя деятельностью учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, последовательность разных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от типа и структуры урока, овладение всеми учащимися знаниями, умениями и навыками, которые должны быть усвоены, регламентированное время (45 или 35 минут), четко определенное место и время проведения по расписанию). Вариативность признаков той или иной формы приводит к ее качественным изменениям.

Каждая из форм обучения входит в общую систему учебно-воспитательной работы как составная часть, неся в себя определенную дидактическую нагрузку. Все формы имеют свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и сферы наилучшего применения. Таким образом, качество обучения зависит не только от содержания обучения, от использованных методов, но и в определенной мере от применения тех или иных форм учебной работы.

Особенности форм организации обучения:

1. Первая особенность состоит в характере внешнего проявления функций учителя и учащихся в соответствии с определенным распорядком - фронтальное слушание рассказа, групповая или индивидуальная работа по заданиям учителя и т.д.

2. Вторая особенность заключается в режиме, временном и организационном, которому подчиняется та или иная форма. Так, занятие может длиться 45 или 35 минут, быть сдвоенным. Состав учащихся может быть постоянным (класс на уроке), изменчивым (при групповой работе в классе).

3. Третья особенность: поскольку взаимодействие учителя и учащихся осуществляется в виде непосредственного или опосредованного общения, то форма организации обучения является и определенным порядком построения общения указанных субъектов.

4. Четвертая особенность: организационные формы не связаны непосредственно с характеристикой процесса обучения, его основных закономерностей. Они влияют на конкретный ход обучения, обуславливая, к примеру, возможность проявления индивидуального темпа учебной работы; они влияют на общий ход и результат учебного процесса, содействуя его успешности. Поэтому форма организации обучения рассматривается как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом.

При любой форме проявляются одни и те же основные закономерности усвоения и обучения в целом: зависимость воспитания от целенаправленного учета учителем потребностей учащихся, уровня их эмоционально-ценностной подготовки, значимости изучаемого материала; зависимость характера активности учащихся от вида деятельности, организуемой учителем в соответствии с видом содержания образования и способом его усвоения и т.д.

Формы организации обучения оказывают заметное влияние на многие стороны учебного процесса:

1) формируют определенную часть содержания образования;

2) при групповой работе вырабатывают элементы организационной деятельности и социального опыта;

3) самостоятельно выполняют и немалую воспитательную функцию.

В условиях начальной школы применяются следующие формы обучения: урок, практическое занятие, учебная экскурсия, внеклассные учебные мероприятия (предметный кружок, конкурс, олимпиада, дополнительное занятие, внеклассное чтение, домашняя работа и т.п.).

 

2. Требования к уроку.

В педагогике общепринято положение, что урок - это основная, испытанная временем форма обучения и воспитания детей в школе.

Характерными признаками классно-урочной системы являются:

1) постоянный состав учебных групп учащихся;

2) учебные планы и программы, определяющие содержание обучения в каждом классе;

3) строго определенное расписание учебных занятий;

4) сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;

5) ведущая роль учителя - организатора учебно-воспитательной работы;

6) систематическая проверка и оценка знаний учащихся.

Урок можно рассматривать двояко: а) как организационную форму обучения наряду с другими формами, б) как отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности.

Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, учебного предмета. Поэтому важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, темы, программы, каковы его дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами всего учебного процесса.

Урок является структурным компонентом содержания образования. Поэтому отвечает всем целям обучения, воспитания и развития школьников. И.Я.Лернер, исходя из четырех элементов человеческой деятельности, т.е. компонентов содержания образования, вывел следующие цели обучения на уроках: 1) знания о действительности; 2) осуществление известных способов деятельности на их базе, т.е. навыки и умения; 3) творческая деятельность, т.е. формирование приемов для разрешения проблем; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Первые цели - обучающие, вторые и третьи - развивающие, четвертые - воспитательные. Поэтому четыре элемента знаний представлены на уроке в системе: " знать, уметь, творить, хотеть".

Урок является логической единицей темы, раздела программы, курса. Имеет свою внутреннюю логику, определяемую целями, содержанием, средствами, методами, приемами и средствами обучения. Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.

Ю.К.Бабанский сформулировал основные требования к оптимально организованному уроку:

1) мотивация учения школьников на всех его этапах;

2) четкость, нацеленность на конечные результаты в образовании, воспитании и общем развитии учащихся;

3) акцент на главное в содержании, активная работа с учеником на уроке;

4) выбор оптимальных для данного класса методов, форм, средств обучения;

5) дифференцированный подход к слабо успевающим и наиболее подготовленным ученикам;

6) повышение информативной емкости содержания уроков при сохранении его доступности для учеников;

7) ускорение темпа выполнения учебных операций до реально возможного в каждом возрасте;

8) внедрение межпредметных связей;

9) создание морально-психологических и школьно-гигиенических условий для обучения;

10) строгое нормирование домашних заданий.

К организации урока в начальных классах предъявляются следующие требования:

1. Обращать внимание на мотивы учения у школьников.

2. Опора на личный опыт школьников.

3. Умелое сочетание индивидуальной работы с коллективной.

4. Получение обратной связи с анализом результатов учебной деятельности.

5. Частая смена деятельности как предупреждение утомляемости.

6. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований.

7. Наличие физкультпауз на уроке.

8. Включение в урок игровой деятельности.

 

3. Типология и структура уроков.

Типология уроков имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Невозможно четко организовать учебный процесс, не выделив типы уроков. Одной из наиболее распространенных в педагогической теории и практике является классификация уроков по основной образовательной (учебной или дидактической) цели занятий.

Типология уроков

1. Урок усвоения новых знаний.

2. Урок усвоения навыков и умений.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

4. Урок проверки и коррекции знаний, навыков и умений.

5. Комбинированный урок.

5. Нестандартный (нетрадиционный) урок.

 

 

Классификация уроков по основной дидактической цели наиболее удобна для практического применения. Составляя календарный или тематический план, учитель распределяет уроки по отдельным разделам и целям в соответствии с дидактическими целями. Если изучаются понятия, законы, теории и ставится задача (цель) - сознательное и прочное усвоение их учащимися, то такие занятия относятся к урокам усвоения новых знаний. Если предусматривается выработка у учащихся навыка (по математике, русскому языку), то такие занятия следует отнести к урокам усвоения навыков и умений. Для формирования умений творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе в ситуациях, приближающихся к жизненным условиям, проводятся уроки применения знаний, навыков и умений. После изучения крупных разделов и важных тем вводятся уроки обобщения и систематизации знаний. Отдельные уроки могут быть комбинированными (например, урок усвоения новых знаний и проверки ранее изученного, урок усвоения новых знаний и применения ранее приобретенных навыков и умений). Комбинированные уроки планируются, когда необходимо достичь две или несколько равноценных дидактических целей.

Структура уроков

Для четкой организации учебного процесса на уроке важно правильно определить структуру уроков каждого типа. Структура урока может быть гибкой, способствующей творческому подходу учителя к решению стоящих перед ним педагогических задач.

Структура урока состоит из его этапов, предлагает их последовательность и связи между ними. Характер этапов урока определяется основной дидактической целью и задачами, которые следует решить на уроках определенного типа, чтобы успешно и наиболее кратким путем достичь этой дидактической цели. Характер и последовательность этих задач зависят от логики учебного процесса, который осуществляется на уроке определенного типа.

В структуре урока можно выделить следующие элементы: внешние постоянные (этапы урока) и внутренние изменяющиеся (методы, приемы, средства обучения). Урок не представляется собой дидактическую форму, раз и навсегда заданную. Поэтому элементы структуры уроков соответствующих типов будут различными.

Каждый тип уроков в соответствии с основной дидактической целью имеет свою, только единственную макроструктуру, которая в зависимости от содержания учебного материала, возраста и подготовки учащихся, особенностей учебного оборудования и т.п. может частично меняться.

Основные компоненты урока.

 

В микроструктуру урока каждого типа входят методы, приемы и средства обучения в их комплексе, предусматривающем рациональную последовательность взаимосвязанных педагогических целей учителя и учебно-познавательных действий учащихся. Эта последовательность может быть различной, что влияет на качество усвоения знаний. Поэтому эффективность урока зависит от удачного или неудачного определения его микроструктур. Планируя микроструктуру урока, учитель исходит из дидактической цели и задач урока, уровня знаний, познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Урок усвоения новых знаний. Урок усвоения знаний предполагает следующую примерную структуру: 1. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; 2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; 3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения; 4. Обобщение и систематизация знаний, применение их в различных ситуациях, приближенных к жизненным условиям; 5. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Урок усвоения навыков и умений. Наиболее общая структура урока усвоения навыков и умений такова: 1) проверка выполнения домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания);

2) сообщение темы, цели и задач урока и мотивация школьников; 3) изучение нового материала (вводные упражнения); 4) первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения);

5) применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения);

6) творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия с целью формирования умений (творческие упражнения); 7) итоги урока и сообщение домашнего задания.

Урок применения знаний, навыков и умений. Структура урока зависит, прежде всего, от особенностей формирования у учащихся творческого подхода к решению нестандартных заданий:

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.

2. Мотивация учебной деятельности школьников (осознание учащимися практической значимости применяемых знаний, навыков и умений), сообщение темы, цели и задач урока. Учитель объясняет, какой характер имеет самостоятельное задание, как подходить к его выполнению, какие результаты должны быть получены. Учащиеся усваивают содержание работы, последовательность выполнения действий, анализируют и обобщают исходные положения, на которых основывается задание.

3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий: что в них известно, знакомо, что необходимо решить творчески, по-новому, какие обобщенные способы выполнения действий можно применить в данной ситуации в несколько измененном виде.

4. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем и с помощью учителя.

5. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

6. Отчет учащихся о способах и результатах выполненной работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.

7. Итоги урока и домашнее задание.

Урок обобщения и систематизации знаний. Структура урока:

1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников. 2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. 3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. 4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и для выполнения практических заданий. 5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.

Урок проверки и коррекции знаний, навыков и умений. Структура урока:

1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока (показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, навыков и умений; сообщение о характере заданий на уроке, о последовательности и способах их выполнения и оформления результатов самостоятельной работы);

2. Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрыть элементарные внешние связи в предметах и явлениях (устная фронтальная беседа; устный индивидуальный опрос);

3. Проверка знаний учащимися основных понятий законов и их умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры (письменная работа - 8-10 минут, индивидуальный опрос);

4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения (письменный опрос, самостоятельное составление или заполнение обобщающих таблиц);

5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях (письменное решение задач - вычислительных, качественных или познавательных; выполнение самостоятельных практических заданий по готовым данным, сформулированным вопросам и известным способам выполнения действий);

6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях (выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса усвоенных знаний и способов выполнения действий в новые условия; выполнение комплексных творческих практических заданий);

7. Сбор выполненных заданий, их проверка, анализ и оценка;

8. Итоги урока и сообщение домашнего задания.

Комбинированный урок. Имеет две или несколько приблизительно одинаковых по своему значению дидактических целей. Например: проверка ранее усвоенных знаний и усвоение новых, обобщение и систематизация знаний и усвоение навыков и умений, проверка знаний, навыков и умений и применение их на практике в нестандартных ситуациях и т.п. Таких комбинаций может быть много.

В начальных классах во многих случаях основные дидактические цели сливаются в единый учебно-воспитательный процесс. Например, читая рассказ, учащиеся получают знания о некоторых нормах поведения, совершенствуют навыки чтения, обобщают полученные на прежних уроках знания. В других случаях сочетаются только две дидактические цели, а при изучении, например, природоведения может быть одна цель урока: усвоение новых знаний или усвоение навыков и умений.

Иногда трудно расчленить изучение темы на уроки различных типов, и усвоение нового материала сливается с применением, обобщением и систематизацией знаний. Если планируется проведение комбинированного урока, необходимо четко установить, какие типы уроков и их структурные элементы комбинируются. При этом одни из этапов могут выпадать из структуры комбинированного урока, другие объединяться или совершенствоваться. Важно при этом учесть, что изменяться могут отдельные этапы комбинированного урока, но сама идея и закономерности учебного процесса остаются неизменными.

Таким образом, в отличие от традиционной структуры комбинированного урока, могут применяться различные комбинации структурных элементов известных типов уроков. Например, урок проверки ранее усвоенного материала и усвоения новых знаний (две дидактические цели) может иметь структуру:

1. Проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера (проверка наличия, правильности, полноты и аккуратности выполнения; проверка содержания и результатов выполненных заданий методом чтения числовых результатов или взаиморецензирование заданий);

2. Проверка ранее усвоенных знаний методом: а) фронтальной беседы; б) индивидуального устного опроса или кратковременной письменной работы с тестовыми заданиями;

3. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока;

4. Восприятие и осознание учащимися нового учебного материала;

5. Осмысление, обобщение и систематизация знаний;

6. Подведение итогов урока и обобщение домашнего задания.

Общие структурные компоненты комбинированного урока.

 

Нетрадиционные уроки. Имеют самую разнообразную структуру. Данная структура определяется исключительно целью урока. Формы нетрадиционных уроков в начальной школе:

• Урок-" Эврика",
• Урок-сочинение,
• Урок-аукцион,
• Урок-деловая игра,
• Игра-обобщение,
• Урок-пресс-конференция,
• Урок-диспут,
• Уроки-творчества,
• Урок-творческий отчет,
• Урок-" общественный смотр знаний",
• Урок-соревнование,
• Урок-соревнование,
• Урок-турнир,
• Урок типа " КВН",
• Урок " Что? Где? Когда? ",
• Урок-эстафета,
• Урок взаимообучения учащихся,
• Уроки, которые ведут ученики,
• Урок-экскурсия,
• Урок-заочная экскурсия,
• Урок-консультация,
• Компьютерные игры,
• Групповой урок внеклассного чтения,
• Конференция старшеклассников,
• Урок-семинар,
• Урок-бенефис,
• Уроки книжной панорамы,
• Уроки обобщения (ролевая игра, устный журнал),
• Уроки решения задач,
• Урок-эссе,
• " Атака мыслей",
• Консультанты на опросе,
• Круглый стол,
• " Определение понятий",
• Проблемное изложение,
• Методика поабзацной проработки текста,
• " Синтез мыслей",
• Лекция " Улучшить и повторить",
• Конференция однородных групп,
• Урок-лабиринт,
• Урок-путешествие,
• Интегрированный урок,
• Обобщающий урок,
• Зачет-игра,
• Интегративные уроки и др.

 

4. Экскурсия как форма организации учебных занятий.

Экскурсия - это поездка или прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

Учебная экскурсия - это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями.

Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в школе, поскольку связывает учебный материал с природными и общественными явлениями.

Учебные экскурсии.

Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; воспитывать любовь к природе и т.д. Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста учащихся.

Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов, однако она в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей. На экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.

В педагогике учебные экскурсии разделяют по разным основаниям и признакам. По отношению к учебным программам экскурсии делят на программные (рекомендуются учебными программами) и внепрограммные (выходят за рамки программы).

По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические (однотемные и многотемные) и комплексные (межпредметные, обзорные).

По времени проведения относительно изучаемых на уроках тем какого-либо раздела различают вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии.

Существенным моментом при проведении экскурсии по природоведению, чтению, музыкальному воспитанию является время года, поэтому природоведческие экскурсии в методике разделяют на осенние, зимние, весенние, летние.

 

5. Домашняя учебная работа школьников.

Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно возрастает. Поэтому приучение детей к систематическому умственному труду делает необходимыми домашние учебные занятия. Их характер, объем, сложность должны быть научно обоснованы. Исследователи на основе практического опыта вывели нормы времени выполнения школьниками домашних заданий. Нормы эти таковы: в 1 классе - до 1 часа; во 2-м - до 1, 5 часа; в 3-4-м - до 2 часов; в 5-6-м классах - до 2, 5 часа; в 7-8м - до 3 часов; в 9-11 - до 4 часов. По объему домашняя работа не должна превышать одной трети того, что сделано на уроке в 1-9-м классах, и половина - в 9-11-м классах. На выходные и праздничные дни домашние задания не даются, хотя, к сожалению, дети перегружены и в эти дни.

Домашняя учебная работа в начальных классах служит (задачи):

а) углублению в усвоении и закреплении знаний, умений и навыков;

б) формированию самостоятельности в учебно-познавательной деятельности;

в) воспитанию, развитию;

г) стимулированию интереса к учению;

д) сближению обучения и самоуправления;

е) воспитанию волевых качеств школьников;

ж) способствует творческому отношению к делу;

з) обобщению, систематизации знаний для подготовки учащегося к усвоению нового материала.

По методам домашняя работа бывает:

- работа с книгой (чтение, осмысление, заучивание текста),

- устные упражнения,

- письменные упражнения,

- учебно-практические задания,

- творческие работы.

Требования к домашнему заданию:

1. Домашние задания в 1 классе не задаются, практикуются устные и творческие работы.

2. Домашние задания должны быть небольшими, но содержательными, направленными на усвоение, закрепление и повторение. Нельзя допускать перегрузок.

3. Домашние задания должны быть более просты и понятны, чем классная работа.

4. Домашние задания полезно связывать с непосредственными наблюдениями и впечатлениями детей.

5. Учителю необходимо давать инструкцию о выполнении домашнего задания для предупреждения возможности механического копирования классной работы.

6. Полезно индивидуализировать домашние задания в соответствии с познавательными возможностями ученика.

7. Домашнее задание должно быть проверено учителем, что формирует ответственность и дисциплину у школьника.

8. Учитывать формы помощи родителей.

 

6. Методические рекомендации учителю.

При подготовке учителя к конкретному уроку можно пользоваться следующей схемой:

Форма конспекта урока.

 

При подготовке учителя к уроку центральное место занимает тематическое планирование. Форма примерного тематического планирования может быть различной.

 

Приведем примерный вариант тематического планирования:

Форма тематического планирования (Килина Н.Г.).

 

Приведем также примерную схему анализа урока:

 

Схема анализа урока (Г.И. Саранцев).

 

 


Лекция 10.

КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

План. 1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия.

2. Оценка результатов обучения.

3. Методы контроля знаний и умений учащихся в начальных классах.

4. Педагогическая оценка в практике начального обучения.

 

1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия.

Систематическое получение учителем объективной информации (обратной связи) о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся связано с процессом контроля, осуществляемого учителем. Контроль означает систему выявления, установления и оценивания знаний учащихся, т.е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учеников и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Составной частью контроля выступает проверка, задача которой - выявить знания, навыки и умения учащихся и сравнить их с требованиями, определенными учебными программами. В этом случае контроль (проверка) осуществляется при помощи деятельности оценивания (оценки) знаний, навыков и умений учащихся с выставлением учителем определенной отметки. Завершается акт контроля итогом в развитии учебной деятельности, что требует учета результатов обучения. Под учетом понимается обобщенный итог работы учителя и учащихся за определенный период обучения. Он служит средством контроля, средством обучения, определяет готовность школьников к дальнейшему обучению, связанную с прогнозированием и корректировкой учебного процесса.

Таким образом, контроль учебной работы учащихся (проверка, оценивание, учет результатов) является компонентом процесса обучения, обеспечивая нормальный ход педагогического процесса. Поэтому контроль является важной и необходимой частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Основными задачами контроля являются:

1. Выявление у школьников уровня знаний, навыков и умений, которые при этом дополнительно закрепляются, уточняются, конкретизируются и систематизируются.

2. Получении информации о характере познавательной деятельности, связанной с уровнем самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе.

3. Определение эффективности методов, форм и способов учения.

4. Выявление качества решения задач обучения, связанных с выявлением типичных недостатков и затруднений школьников, а также успехов в обучении.

5. Формирование мотивации учения.

Функции контроля

1. Функция руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся - связана с диагностикой, организацией, регулированием, коррекцией и прогнозированием процесса обучения.

2. Обучающая функция - отражается в сущности процесса обучения и его результатах.

3. Развивающая функция - определяется умственным потенциалом, психологическими показателями и уровнем обученности школьников.

4. Воспитывающая функция - связана с личностными показателями и уровнем воспитанности школьников.

К организации контроля за учебной деятельностью учащихся предъявляются следующие дидактические требования:

- направленность на результаты обучения, воспитания и развития школьников;

- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, побуждающая детей к активизации познавательной деятельности;

- всесторонность, заключающуюся в том, что контроль должен охватывать все стороны учебной деятельности школьников, обеспечивать осмысленность, системность, прочность и действенность знаний, навыков и умений;

- разнообразие видов и форм контроля;

- объективность контроля, исключающую преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения учителя, основанные на недостаточном изучении детей или предвзятом к ним отношениям;

- дифференцированный подход, учитывающий особенности и характер познавательной деятельности учащихся;

- индивидуальный характер контроля, предполагающий выдачу индивидуальных заданий учащимся и такую организацию контроля, которая бы учитывала специфические личностные, умственные, психофизические особенности каждого ребенка;

- гласность результатов, мотивированность оценок в суждениях учителя;

- оптимальность проведения контроля.

Основные виды контроля успеваемости учащихся

На различных этапах учебного процесса применяются разные виды контроля знаний, умений и навыков учащихся: текущий, периодический (тематический) и итоговый.

Виды контроля знаний.

Текущий контроль. Непосредственно связан с управлением процесса усвоения знаний и выполняет в нем функцию обратной связи. Осуществляется через систематическое наблюдение учителя за учебно-познавательной деятельностью учащихся на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объектной информации об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы. На основании текущего контроля учитель корректирует процесс обучения, оценивает степень восприятия учебного материала. Можно сказать, что текущий контроль решает задачи руководства учебным процессом.

Периодический (тематический) контроль. Проводится для оценки хода изучения определенной темы или раздела учебной программы. Периодический контроль выявляет и оценивает знания и умения учащихся не на одном, а на нескольких уроках. Его цель - установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материал - темы, подтемы, нескольких тем (раздела).

Тематический контроль проверяет материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему. Его задача - проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением.

Итоговый контроль. Усвоение знаний и умений учащихся можно (в отличие от периодического контроля) проверять за более длительный период обучения: за четверть, полугодие, год. Цель его установить - систему и структуру знаний учащихся. Разумеется, итоговый контроль учитывает результаты текущего, тематического и периодического видов контроля.

В деятельности учителя нередко также применяют предварительный контроль, который предполагает получение сведений об исходном уровне знаний учащихся. Проверка проводится в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель ее - ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки проверяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо, повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Формы контроля

Формы организации контроля учебной деятельности учащихся соответственны: а) массовым формам обучения (в них выделяют групповую и фронтальную формы контроля) и б) индивидуальным формам обучения. Формы контроля:

- фронтальный,

- групповой,

- индивидуальный,

- комбинированный (уплотненный),

- самоконтроль (самопроверка, самооценка).

 

Формы контроля.

Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени, места и условий обучения. Например, устный опрос позволяет выявить не только знания, но и владение устной речью, может помочь исправить ошибки речи. Письменные работы дают возможность документального определить уровень усвоения материал, но требует больших затрат времени учителя.

Методы контроля знаний и умений учащихся

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Методы контроля:

1. Устный контроль (индивидуальный и фронтальный): опрос, беседа, чтение текста, пересказ. В старших классах - коллоквиум, собеседование, семинар.

2. Письменный контроль (фронтальный, дифференцированный, индивидуальный): диктант, контрольная работа, письменные упражнения, изложение. В старших классах - сочинение, реферат, выполнение практических, лабораторных, графических заданий, письменный отчет.

3. Практический контроль: практические работы с физическими объектами. В старших классах: лабораторные опыты, эксперимент.

4. Программированный контроль.

5. Тестовый контроль.

6. Систематическое наблюдение за работой учеников в обучении (" поурочный балл").

7. Система итогового (заключительного) контроля: контрольная работа, опрос. В старших классах - зачет, экзамен, отчет, реферат.

 

2. Оценка результатов обучения.

Итоги контроля являются основой оценки успеваемости учащихся. Оценка - один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учащимися учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Оценка выражена через систему определенных показателей, где учитывается объем, уровень и качество овладения знаниями, умениями и навыками.

Объем знаний по определенному учебному предмету - это перечень ведущих понятий, законов, идей, теорий, т.е. обобщенного опыта человечества, которые лежат в основе данной науки и интегрируются в школьных программах. В учебных программах отсутствует содержательное описание качеств конкретных знаний, с помощью которых можно было бы судить об уровне владения этими знаниями. В педагогической литературе указываются такие параметры знаний: прочность, полнота, глубина, действенность, осознанность, конкретность и обобщенность, оперативность, гибкость, систематичность и системность и др.

Овладение объемом ведущих теоретических знаний предшествует формированию у учащихся определенных целенаправленных действий: действия по образцу в стандартных условиях или решение сложных мыслительных задач в новой ситуации. Все это и задает тот или иной уровень усвоения знаний, т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную степень мыслительных усилий. Уровни мыслительной деятельности:

1. Репродуктивный - знания учащихся выступают как осознанно воспринятые зафиксированные в памяти и воспроизводимые во внешней деятельности, аналогичные предмету познания.

2. Реконструктивный - знания учащихся проявляются в готовности и умении применять их в сходных стандартных или вариативных условиях (выполнение заданий на усвоенные правила, решение задач и примеров по образцу, изложение, практические работы).

3. Творческий - учащиеся продуктивно применяют знания и усвоенные способы действий в нетипичных, нестандартных ситуациях (написание сочинения, решение проблем, составление рассказа, сочинение сказки).

Различные уровни усвоения знаний определяются его качеством, под которыми в педагогике подразумеваются определенные параметры, характеристики усвоенных знаний, умений, навыков:

1. Глубина ума - степень проникновения в суть познаваемой действительности, высота формируемых обобщений и закономерностей. Чем глубже ум, тем короче путь к абстрагированию признаков, выше уровень их обобщения, шире перенос знаний в новые ситуации. Развитие теоретического мышления - одна из важнейших задач современного образования.

2. Гибкость ума - проявляется: в степени изменчивости мыслительной деятельности; в поисках оригинального подхода к проблеме; в совершенствовании, в переосмыслении данных, в легкости преодоления " барьера прошлого опыта". Гибкость является одним из наиболее значимых показателей творческого мышления.

3. Устойчивость ума - проявляется через целесообразность в изменении деятельности в зависимости от изменения внешних воздействий и образование целесообразных связей в выработке понятия, закономерности (выработка алгоритма).

4. Осознанность ума - проявляется в возможности дать словесную характеристику и определяется спецификой интуитивно-практического и словесно-логического компонентов мышления. Большое значение здесь отводится интуиции.

5. Самостоятельность ума - мерилом является уровень проблемности, доступности для учащихся:

I уровень - учитель ставит проблему и помогает найти ключ к ее решению;

II уровень - учитель ставит проблему, а ученик решает ее сам;

III уровень - ученик сам ставит проблему и ищет пути к ее решению;

IV уровень - видение проблемы, оптимизация путей к ее разрешению, нахождение общего метода для решения целого класса задач.

Критерии оценки

Оценка в начальных классах школы - это система определенных показателей, куда могут входить: устное комментирование учителя, характеристика (письменная, устная), замечания, советы, указания, поощрение, наказание, отметка и т.д. Таким образом, оценка - это процесс деятельности учителя по оцениванию продукта учения. (Отметки в первом классе противопоказаны.)

Важная проблема учета знаний заключается в определении критериев оценок. За какие ответы учащихся ставить высший балл или неудовлетворительную оценку - вопрос сам по себе нелегкий.

В школьной практике существуют общепедагогические приемы оценки, отражающие определенный уровень качества знаний и практической подготовленности учащегося, т.е. пятибалльная система оценок. Педагогическая оценка включает в себя отметку (балл), т.е. цифровую или другую символическую форму выражения и фиксации оценивания успеваемости, и оценочное суждение - короткую характеристику (аннотацию) результатов учения, их положительных моментов и недостатков. Критерии педагогической оценки, выраженной в отметках, определяют исходя из приведенной выше системы параметров знаний (глубина ума, гибкость, устойчивость и т.д.). То есть критерий оценки как меры качества усвоенных знаний включают эти параметры, а как меры уровня знаний - учитывает разные стороны их применения. При оценивании знаний необходимо определить объем, параметры и уровень усвоения знаний.

Отметка " 5" (" отлично") выставляется ученику за полный, правильный и обоснованный ответ в письменной или устной форме. Полным ответом считается теоретически правильный и логически обоснованный ответ, в котором ученик использовал полно и глубоко известные ему фактические знания, выявил способность самостоятельно выполнять операции сравнения и анализа выученных положений, делать выводы и обобщения с четкой их формулировкой, показал умение уверенно использовать усвоенные способы действия в новых ситуациях - типичных, вариативных или нестандартных.

Отметка " 4" (" хорошо") - показатель хорошей успеваемости. Ее выставляют за правильный, обоснованный ответ, из которого видно, что ученик понимает теоретический материал (его полноту, глубину, систематичность, системность и др.) и владеет навыками и умениями самостоятельной учебно-познавательной деятельности, допуская при этом некоторые несущественные неточности.

Отметка " 3" (" посредственно") - показатель удовлетворительной (посредственной) успеваемости. Она свидетельствует о том, что знания имеют разрозненный, фрагментарный характер, что учащийся способен воспроизвести определенную сумму фактических знаний (иногда не осознавая в целом их глубины, системности, обобщенности) и применять усвоенные способы действий в стандартных условиях по образцу.

Отметка " 2" (" плохо") выставляется за неправильный ответ, который не отвечает содержанию выученного материала и свидетельствует о непонимании его основных положений.

Отметка " 1" (" очень плохо") выставляется ученику, отказавшемуся отвечать.

Такая характеристика системы оценивания носит общедидактический характер. На ее основе разработаны конкретные критерии оценок по каждому учебному предмету (примерные нормы оценок), которые учитывают и отображают содержание и специфику предмета. Эти примерные нормы оценок основных знаний, умений и навыков включены в содержание учебных программ.

3. Методы контроля знаний и умений учащихся в начальных классах.

Методы контроля - это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижениях учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса.

В практике работы начальной школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений: устный и комбинированный опрос, проверка на основе письменных, практических, графических работ, текстовая проверка, систематическое наблюдение за работой учеников в обучении.

Устная проверка знаний учащихся

Устный опрос самый распространенный и один из наиболее эффективных методов контроля знаний учащихся. Применяется при изучении почти всех предметов и на всех этапах обучения. Суть его состоит в выявлении уровня знаний ученика путем прямого контакта с ним во время проверочной беседы (индивидуальная, групповая или фронтальная форма опроса).

В педагогической литературе выделяются следующие этапы устного опроса: постановка учителем вопросов (заданий) с учетом специфики предмета и требований программы (предлагаются как отдельному ученику, так и всему классу); подготовка ученика к ответу и изложение им своих знаний; коррекция и самоконтроль изложенных знаний по ходу ответа; анализ и оценивание ответа. Результативность опроса зависит от рационального осуществления каждого из указанных этапов.

Важный этап устного вопроса - подготовка ученика к ответу и изложению им своих знаний. Этот компонент включает в себя восприятие учеником цели проверочно-познавательной деятельности и планирование путей ее достижения (технологию ответа). Осознав цель, ученик актуализирует текущие знания (представления, факты, понятия, законы) и способы действий (разные по содержанию и характеру навыки и умения). Важные факторы составления ответа - внимание, которое концентрирует интеллектуальные и практические действия учения вокруг основной цели деятельности, и воля, которая обеспечивает высокий уровень целенаправленной познавательной активности. Неотъемлемым является также и оценочный компонент - внутренняя обратная связь, т.е. самоконтроль ученика, в ходе которого совершается саморегуляция его деятельности - соотношение полученной в процессе решения проверочного задания информации с тем опытом, которым уже владеет ученик. Таким образом, ответ ученика - это не только результат, но и сложный процесс, напряженный умственный труд.

Стремясь к разнообразию и определенной рационализации опроса учащихся, учителя часто применяют систему приемов уплотненного (комбинированного) опроса. Это одна из форм групповой проверки, когда учитель опрашивает четыре-пять учеников. Каждому ученику предлагается карточка с заданием и вопросом. Два-три ученика решают эти задания на классной доске, остальные за отведенными для этого партами выполняют задания на листах бумаги. В это время ученики всего класса выполняют это задание в тетрадях, либо учитель проводит фронтальный опрос или использует это время для проверки домашнего задания.

 

 

Письменная проверка знаний учащихся

Сущность письменной проверки заключается в выявлении знаний и умений учеников с помощью самостоятельных письменных или графических работ. Виды и характер письменных работ, их разнообразие зависят от содержания и специфики учебного предмета. В учебных программах определено количество письменных проверочных работ.

Для письменных проверочных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний фактического материала по определенной теме или разделу, так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умений учеников думать самостоятельно, делать выводы, решать проблемы, творчески использовать знания и навыки.

С целью предупреждения перегрузки учащихся необходимо составлять график проведения письменных работ всех видов для каждого класса и на каждую четверть. При этом нужно следить, чтобы письменные работы охватывали все предметы, равномерно распределялись на протяжении четверти, а не проводились только в ее конце.

Графическая проверка знаний учащихся

Важным и интересным видом проверочных заданий являются графические задания. Ответом ученика в этом случае служит составленная им обобщенная наглядная модель, которая отображает определенные отношения, взаимосвязи в изученном объекте или их совокупность. Это может быть графическое изображение условия задачи, рисунки, чертежи, схемы, таблицы. Эффективность метода графической проверки зависит от правильной постановки соответствующих заданий перед учащимися. Наибольшее значение имеют схемы и схематические рисунки. Их специфика заключается в выделении и графическом представлении самых существенных особенностей изученных объектов, в обобщении их путем создания наглядного образца. Графическая проверка может выступать как самостоятельный вид и может входить как органичный элемент в устную или письменную проверку.

Проверка знаний учащихся с помощью практических заданий

Практические задания направлены на проверку умений и навыков учащихся проводить определенные исследования, наблюдать процессы, производить измерения с помощью различных приборов, практически выявлять свойства и признаки предметов, выполнять соответствующие трудовые операции с материалами, аппаратами, инструментами. Конкретная работа с предметами и объектами материального мира стимулирует интерес учеников к знаниям, и контроль не вызывает при этом особых волнений, переживаний.

Практические умения и навыки проявляются в любых учебных действиях школьников. Поэтому установить качество их усвоения можно не только по результатам практических работ, но и постоянными наблюдениями учителя за выполнением учебных действий и операций. Форма практической проверки может быть индивидуальной или фронтальной.

Формирование самоконтроля и самооценки

Самоконтроль с процессе проверки знаний и умений школьника означает осознанную регуляцию им своей деятельности с целью обеспечения таких результатов этой деятельности, которые соответствовали бы поставленным целям, предъявленным требованиям, нормам, правилам, образцам. Цель самоконтроля состоит как в предотвращении ошибок, так и в их исправлении. Обязательный компонент учебной деятельности - контрольные действия, с помощью которых ученик сопоставляет процесс и результат своей деятельности с ее оценками и требованиями к ней.

Важным показателем сформированности контрольных действий, значит, и самоконтроля является осознание






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.