Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Византийские ренессансы.






В истории Византии было несколько периодов, когда в обществе пробуждался

и культивировался интерес к античности.

Македонский ренессанс (867-1057)

Процветали ювелирное дело, прикладные искусства. При украшении произведений прикладного искусства практически всегда использовались античные сюжеты. Резко увеличилось количество монастырей.

Началось воссоздание мозаик Софийского собора, уничтоженных в период «иконоборчества». Изобразительное искусство, связанное с церковью, продолжало развиваться в рамках строжайших иконографических канонов, однако, случались и поразительные исключения из правил - мозаика Богоматери в апсиде Софийского собора. Созданная неизвестным автором, эта мозаика не имеет ничего общего с иконографическими канонами.

В это время был создан один из наиболее изысканных образцов крестово-купольного храма, получивший название храма " на четырех колонках". В отличие от огромных просторных храмов ранней Византии, это были небольшие по размеру постройки, производящие впечатление необыкновенной легкости. Подкупольные арки опирались не на столбы, а на изящные, тонкие колонны.

Комниновский ренессанс(1057-1024г.)

В этот период наблюдались те же тенденции борьбы между религиозной и светской культурой.. Усилилась тяга к роскоши и изяществу, процветали все виды декоративно-прикладного искусства (в т.ч. искусство орнамента, перегородчатой эмали).

В архитектуре, начиная с XI века, наблюдается тяга к внешнему украшению храмов, которая отсутствовала в более ранние периоды. Окна украшают глубокими нишами, из кирпича (плинфы) выкладывают орнаменты - круги, кресты, вводят в кладку глазурованные плитки, сочетают кирпичную кладку со светлым камнем.

Палеологовский ренессанс (1261-1453г.)

Это последний период существования Византии и время последнего расцвета ее культуры. Основная тенденция этой эпохи, как в живописи, так и в архитектуре - изживание монументальности. Было создано немало оригинальных произведений как церковной, так и светской архитектуры. В целом, размеры построек стали значительно скромнее. Новые храмы все более тяготеют к центрическим постройкам.

Монументальная живопись также претерпевает изменения. Дорогая мозаика все чаще уступает место фреске. Однако именно в это время был построен и украшен знаменитый монастырь святого Хора или, по-турецки, Кахрие-Джами, что означает " мозаичная мечеть".

Увеличивается число сюжетов иконописи, в поисках новых тем мастера прибегают к апокрифическим Евангелиям (т.е. не принятым официальной церковью). Их больше не удовлетворяет статичность, предписанная каноном. Все приобретает отныне движение. Развеваются складки одежды, святые не принимают позы, а движутся, хотя фигуры остаются непропорциональными и никогда не ступают на полную ступню (чтобы передать их легкость, как бы нематериальность). Появляется пейзажный и архитектурный фон, пространство углубляется. На лицах святых проступают нормальные человеческие чувства (например, отцовская радость Иоакима, несущего новорожденную Марию, мозаика монастыря Хора (Кахрие Джами), 1303 г.). Нередко религиозные сцены приближаются к чисто жанровым.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.