Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейных отношений






В процессе психокоррекционной работы часто выяв­ляются искаженные родительские установки на пробле­мы ребенка. Большинство родителей ориентируются на отдельные симптомы заболеваний и всю ответственность за результат возлагают на психолога-консультанта. Перед психологом стоит задача переориентации внимания ро­дителей с симптома на личность ребенка в целом.

Организация и проведение коррекционной работы с семьей определяется рядом факторов. Наиболее оптималь­ной является ситуация, когда выбор того или иного спо­соба семейной психокоррекции зависит в основном от индивидуальных особенностей семьи, а не от научных воззрений.

Любая коррекционная техника представляет собой инструмент, и ценность его определяется тем, как он используется и какова квалификация пользователя. Рас­смотрим, например, ситуацию, когда члены семьи не способны поддерживать беседу и четко формулировать свои мысли. В этом случае применим метод «семейная скульптура». Для этого предложим членам семьи наглядно изобразить свои отношения. Один из них — протагонист — требует от остальных (по возможности используя минимум слов) расположиться таким образом, чтобы из занимаемых от­носительно друг друга позиций стало видно, каковы взаимоотношения между членами семьи. Такая «скульптура» может произвести сильное впечатление на семью, их се­мейная ситуация станет «осязаемой». Это заставит членов семьи задуматься над внутрисемейными проблемами.

После построения «скульптуры» каждый должен в бе­седе описать свои переживания.

Если консультант наладил доверительные отношения в семье, он может перейти к созданию «желаемых скульп­тур», их «оживлению», т.е. превращению в ролевую игру или в психодраматическую технику. После того как кон­сультант утвердился в гипотезе о семейной проблеме, применяется «техника позитивной коннотации» (поло­жительное переформулирование).

Психолог-консультант рассказывает семье о том, как он воспринял и понял содержание семейной дисфункции.

Он стремится снять тревогу семьи по поводу происхо­дящего. Для этого подходит прием нормализации: содер­жание семейной дисфункции рассматривается в более широком социокультурном, возрастном, статистическом аспекте. В случае дисфункции, связанной с определен­ной стадией жизненного цикла семьи, полезно сообщить клиентам о закономерностях происходящего и повсемес­тной распространенности случившегося. Такой разговор снимает с членов семьи чувство вины.

Любая дисфункция в семье имеет положительную сто­рону, «работает» как стабилизатор. Положительно пере­формулировать можно не только текущий симптом, но и любые прошлые события.

Техника (методика) «Семейная фотография». Она при­меняется для изучения структуры семьи, ролей, комму­никации и внутрисемейных взаимоотношений.

С ее помощью можно проанализировать влияние про­шлого семьи на ее настоящее. Она используется для ди­агностики и коррекции семейных взаимоотношений.

Консультант просит каждого члена семьи принести оп­ределенное количество семейных фотографий. Из них можно узнать нечто существенное о взаимоотношениях в

семье.

На консультации обсуждается главная тема взаимоотно­шений в семье, каждому члену семьи уделяется до 15 мин, во время которых он представляет выбранные им фотогра­фии и рассказывает, почему именно они выбраны, какое значение имеют для него и какие чувства вызывают.

Существенным оказывается уже порядок представления фотографий и то, как это осуществляется. Особое внима­ние заслуживает очередность: какая фотография является первой, какая — последней. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или тревожности, а также пове­дение членов семьи во время всего действия: серьезны ли, шутят ли, нервничают. Обсуждается содержание каждой фотографии, отмечаются детали: насколько близки друг к другу изображенные члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке.

После того как член семьи закончил представление при­несенных им фотографий, других членов семьи просят зада­вать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа. Эта методика не вызывает тревожности и позволяет анализировать такие специфические области внутрисемей­ных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли членов семьи.

Методика «Семейный ритуал». Она относится к струк­турным методикам, которые применяются на начальных стадиях коррекционной работы, когда консультируемые чувствуют, что они «застряли» в болезненной ситуации, и не знают, как из нее выбраться.

Цель такой структурной методики — реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной пози­ции на другую, от одной роли к другой, установить адек­ватные границы между позициями в системе и таким образом способствовать тому, чтобы система реоргани­зовала сама себя.

Играя новые роли, члены семьи занимают новые по­зиции в семейной системе, начинают следовать новым правилам. Это стимулирует их к тому, чтобы смотреть на вещи с иной точки зрения. Поддержка консультантом родителей в их роли создателей семейных правил и под­держка детей в их потребности уважения и большей от­ветственности помогают выстроить более правильные внутрисемейные взаимоотношения. Иногда какие-то члены семьи объединяются для того, чтобы противостоять остальным. Например, один из ро­дителей и ребенок объединяются для противостояния другому родителю. В этом случае консультант должен сде­лать все возможное, чтобы разрушить такой альянс, пре­кратить вмешательство ребенка в дела родителей.

Изменяя свое место в системе внутрисемейных отно­шений, люди, а тем более имеющие ограниченные воз­можности, получают возможность попробовать новые по­веденческие образцы и открыть новые стороны своей лич­ности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.