Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и проблемы специальной психологии






Несмотря на то, что специальная психология как на­учная отрасль знаний имеет свои давние традиции, ее практическая служба начала складываться в России только в последнее десятилетие. Раньше она входила как состав­ная часть в организацию специальных служб олигофре­нопедагогики, логопедии, тифлопедагогики, сурдопеда­гогики.

Пока специальная психология не имеет самостоятель­ной методологической базы, что задерживает ее практи­ческое внедрение, несмотря на значительные потребно­сти образовательной сферы.

В связи с этим в настоящее время организуются ка­федры специальной психологии при педагогических уни­верситетах. В соответствии с ГОС-2000 по специальности 031900 — специальная психология выпускник кафедры должен уметь проводить обследование психического развития детей, в соответствии с возрастными нормами, опреде­лять тип отклонений; консультировать детей и взрослых с отклонениями в психическом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизнен­ного и профессионального самоопределения; вести пси­хопрофилактическую работу, направленную на создание благоприятного психологического климата в образова­тельном учреждении, семье; оказывать психологическую помощь в опасных и чрезвычайных ситуациях природно­го, техногенного и социального происхождения.

Виды деятельности специального психолога: диагно-стико-аналитическая; консультативная; психопрофилак­тическая; воспитательная; коррекционно-развивающая; преподавательская; научно-исследовательская.

К основным проблемам современной специальной психологии можно отнести продолжающийся рост числа аномальных детей с изменением их структуры: снижает­ся количество слепых и глухих детей, но непрерывно ра­стет количество интеллектуальных нарушений, рециди­вирующих расстройств. Первое связывают с прогрессом в области медицины, а второе — с ростом алкоголизма, наркомании и токсикомании. Все это определяет необхо­димость дальнейшего увеличения учреждений в сети кор-рекционно-педагогической службы.

Специальная психология, существующая на стыке ме­дицины, педагогики и социальной службы, испытывает необходимость в дальнейшей их интеграции для решения общих проблем аномальных детей. К сожалению, лишь 8— 9% работников специальных учреждений имеют дефекто­логическое образование, что требует увеличения объема подготовки соответствующих специалистов.

Возросло количество сложных и смешанных дефектов, что значительно утяжеляет патологию и требует более диф­ференцированного подхода к их коррекции. В связи с рос­том асоциальных явлений в обществе увеличилось коли­чество детей с девиантным поведением и сирот, для ко­торых организуются специальные типы учебных заведений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.