Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура реабилитационного процесса






Реабилитационный процесс, как правило, состоит из трех этапов.

Первый этап — восстановительное лечение в стацио­наре. В зависимости от характера патологического про­цесса он имеет различную продолжительность (в сред­нем 1—3 мес).

Второй — реадаптация, т.е. приспособление больного к условиям существования на том или ином уровне в соответствии со степенью восстановления и компенса­ции функции. Этот этап лечения лучше начинать в сана­тории, куда больного направляют после окончания ле­чения в больнице.

Третий — возвращение к обычной деятельности (учеб­ной, трудовой).

Таким образом, в начале происходит медицинская ре­абилитация больного: используются все возможности со­временной медицины для восстановления до удовлетво­рительного уровня нарушенных функций, стимулируют­ся восстановительные и компенсаторные процессы, формируются и развиваются возможности приспособле­ния больного к новым условиям существования, ему ока­зывается медицинская помощь в восстановлении или раз­витии профессиональных навыков с учетом специфики нарушений.

В медицинскую реабилитацию входят медикаментоз­ное лечение и фитотерапия, физиотерапия (ЛФК, мас­саж), трудотерапия, арттерапия, восстановительное опе­ративное вмешательство, протезирование и ортезирова-ние, физическая реабилитация протезированных лиц и санаторно-курортное лечение.

Проведение медицинской реабилитации в детских воз­растных группах невозможно без одновременного при­менения педагогических методов воздействия.

Реабилитационные мероприятия начинаются с пер­вых дней заболевания и проводятся непрерывно при этап­ном построении программы. Они должны быть комплекс­ными, разносторонними, но однонаправленными. Уменьшение числа лиц с ограниченными возможно­стями жизнедеятельности может достигаться средствами медицины:

—через совершенствование профилактики;

—своевременное раннее выявление и раннюю диаг­
ностику отклонений в развитии;

—совершенствование абилитационных и реабилита­
ционных мероприятий;

—повышение качества медицинского сопровождения
коррекционно-образовательного процесса.

При этом важное значение имеет медико-социально-пе­дагогический (МСП) патронаж. Он предполагает широкий спектр долгосрочных мер реабилитационной помощи, ори­ентированных на семью ребенка с отклонениями в разви­тии и осуществляемых в процессе согласованной («коман­дной») работы специалистов разного профиля. МСП-пат-ронаж представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образова­тельного маршрута, проектирования индивидуальных ре­абилитационных программ, первичной помощи в реали­зации планов.

Комплексный МСП-патронаж осуществляется психо­лого-педагогическими, медико-социальными учреждени­ями и службами, создаваемыми как в структурах государ­ственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений него­сударственного сектора: общественных объединений, ас­социаций, благотворительных фондов.

Базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилита­ционные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения. Они координируют свою деятельность с научно-методическими учреждениями и другими образо­вательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Система МСП-патронажа реализует собственную де­ятельность по следующим направлениям:

— помощь в выборе индивидуального образователь­ного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как госу­дарственной, так и негосударственной систем об­разования;

— разработка и реализация коррекционно-развиваю-
щих программ в работе с лицами, находящимися
за рамками образовательного пространства;

: — реализация специальных программ для обучения родителей и членов семьи для включения их в кор-рекционно-педагогический процесс;

—обеспечение целостного мультидисциплинарного
подхода к обучению и социализации лиц с ограни­
ченными возможностями на основе взаимосвязи
между отдельными аспектами помощи (медицин­
ским, психологическим, социально-бытовым, пе­
дагогическим);

—содействие развитию образовательных систем в рам­
ках совместных проектов, направленных на созда­
ние вариативных инновационных форм обучения и
социализации инвалидов;

— реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования;

я — поддержка инициатив, направленных на совершен­ствование правовых гарантий для свободного разви­тия инвалида в соответствии с его возможностями;

— привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области ме­
дико-социальной реабилитации, содействующих по­
вышению статуса человека с ограниченными воз­
можностями в структуре современного общества.

Право на профессиональную реабилитацию лиц с ог­раниченной трудоспособностью закреплено в Конститу­ции Российской Федерации, а также в Федеральном за­коне «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятом 24 ноября 1995 г. Этим законом определена деятельность Государственной службы меди­ко-социальной экспертизы и Государственной службы реабилитации инвалидов.

В соответствии со статьями 10 и 11 Закона предусмот­рены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограни­ченной трудоспособностью (инвалидов). Содержание фе­деральной базовой программы реабилитации и порядок ее выполнения определяются Правительством Россий­ской Федерации.

Индивидуальная программа реабилитации — это комп­лекс мер (медицинских, психологических, педагогиче­ских, социальных), направленных на восстановление, ком­пенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках индивидуаль­ной программы реабилитации проводится профессиональ­ная ориентация человека с учетом его возможностей.

Индивидуальная программа реабилитации для каждо­го человека с ограниченной трудоспособностью имеет рекомендательный характер, не являясь обязательной. Другими словами, человек может отказаться как от всей программы, так и от ее отдельных частей.

Такие программы разрабатываются специалистами Го­сударственной службы медико-социальной экспертизы после всестороннего обследования человека с ограничен­ной трудоспособностью. В составлении программы жела­тельно участие медиков, психологов, педагогов, соци­альных работников, представителей службы занятости.

Предварительно учреждение медико-социальной экс­пертизы, проведя обследование, определяет группу ин­валидности, в соответствии с которой строится индиви­дуальная реабилитационная программа.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе. В зависимо­сти от характера и степени тяжести нарушения содержа­ние и методы профориентационной работы различны для разных категорий молодежи с ограниченными возмож­ностями. В то же время есть общие закономерности в орга­низации и проведении такой работы.

Способность человека с ограниченной трудоспособ­ностью к определенной деятельности зависит от внутренних и внешних факторов, выявить и изучить кото­рые должны специалисты. Подростку или взрослому с ограниченными возможностями нередко трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь должны прийти педагоги и психо­логи.

Прежде всего, важным является установление харак­тера и степени выраженности нарушений различных си­стем организма, интеллектуальных и психофизиологи­ческих особенностей и возможностей взрослого или под­ростка для того, чтобы определить доступные для него виды труда, выявить его личные интересы и склонности.

Важно получить сведения:

—о состоянии умственной и физической трудоспо­
собности;

—состоянии эмоционально-волевой, сенсомоторной,
интеллектуальной сферы;

—развитии речи и коммуникативных навыков;

—характере изменений психологического и социаль­
но-психологического статуса человека, связанных
с заболеванием, травмой или нарушением разви­
тия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.