Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы организации педагогического процесса.






Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она несовместима с.теориями стихийного, спонтанного развития детей.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.

Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу – принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств.

Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.

Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности.

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса является принцип наглядности. Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.

С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

Принципы управления деятельностью воспитанников.

Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество.

Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Применительно к учению значение сознательности и активности удачно выразил Л. В. Занков, дав расширительную трактовку этого принципа: в обучении решающее значение имеет овладение теоретическими знаниями, а это значит их осмысление и усвоение на понятийном уровне и осознание прикладного значения теоретических идей; учащиеся должны осознавать технологию учения и владеть приемами учебной работы, т. е. технологией по усвоению знаний.

Важнейший принцип организации детской деятельности – уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна.

Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на с ильные стороны его личности.

Успешная реализация указанных принципов возможна лишь при соблюдении еще одного принципа – согласованности требований школы, семьи и общественности.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания.

В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

С предыдущим принципом теснейшим образом связан принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности. Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование их личности.

Организующим принципом руководства деятельностью воспитанников является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Вопрос 5.2. Образовательная, воспитательная
и развивающая функции обучения

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования инаправленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.

Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т. е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически, не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции требует при организации учебного процесса при отборе содержания, выборе форм и методов исходить из приоритетных задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение».

Начиная с 60-х гг. XX в. в педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. Л. В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения. А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие разрабатывали основы проблемного обучения; И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обучения; В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин разработали концепцию содержательного обобщения в обучении; И. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий.

Объединяющей идеей ведущихся научных поисков и педагогической практики развивающего обучения является мысль о необходимости существенного расширения сферы развивающего влияния обучения.


ЛЕКЦИЯ № 6

Вопрос 6.1. Сущность воспитания и его виды

Понятие воспитание – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле.

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспи­танников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производст­венную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья.

Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность.

1. Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

2. Воспитание – категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил, развития человека.

Воспитание – категория общая. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.

3. Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исто­рический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени.

4. Воспитание подрастающих поколений осуществляете: за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старших поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность.

Основным законом воспитания как общественного явления является закон обязательного присвоения подрастающим поколениям социального опыта старших поколений в качестве необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каждой личности. Этот объективный, вечный закон неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно-исторических условиях.

С основным законом органично связан закон обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества. Многовековая история педагогики убедительно показывает, что в связи с потребностями общественного развития старшие поколения всегда включали в содержание образования детей прежде всего те знания, умения и навыки, которые обеспечивают в преемственности поколений главное – поддержание жизни, производство материальных благ.

Объективным законом воспитания является также обусловленность содержания, форм и методов воспитания и обучения характером производственных отношений и соответствующей им надстройкой. Этот закон проявляется прежде всего в том, что организация и содержание педагогического процесса в обществе определяются интересами господствующих, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Объективным законом воспитания является возникновение неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей с миром, участия в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессах. Этот закон нашел свое выражение в требовании педагогики соединять воспитание и обучение с производительным трудом и с жизнью общества.

Объективный процесс формирования сущности человека как совокупности всех общественных отношений для педагогики может быть осмыслен в качестве закона формирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении.

Еще один объективный закон воспитания можно сформулировать как закон гармоничного развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности.

Рассмотрим основные модели воспитания.

Прагматическая модель воспитания. Его представители рассматривают воспитание не как подготовку воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоящем. Поэтому задача воспитания в рамках данного направления – научить воспитуемого решать реальные жизненные проблемы и с накоплением такого опыта добиться максимального благополучия, успеха в рамках тех норм, которые определены социальной средой его жизнедеятельности.

Антропоцентристская модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида.

Социетарная модель воспитания ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенденциозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых (семья, референтная группа, школьный коллектив и др.) и больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ и др.).

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях; по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.

Духовное воспитаниеэто формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоническое развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека. В этом процессе создается культура жизненного самоопределения.

Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способна к самопознанию – пониманию себя как целостной личности. Оно включает самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Н. А. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу.

Определение личностного смысла выступает содержательнымэлементом культуры жизненного самоопределенияличности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания. Каждыйчеловек, чтобы чувствовать себя уверенно в этом мире, должен понять, зачем он живет, каков личностный и общественный смысл его существования и деятельности.

Личностный смысл жизни – понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. Он осознается как «значение – для меня» усваиваемых человеком безличных знанийо мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценностии идеалы.

Неумение осознать это приводит к тому, что он не находит своего места в жизни, не раскрывает свой внутреннийпотенциал. Утрата смысла жизни человеком приводит к депрессии и даже попыткам самоубийства.

В. Франкл в своей работе «Человек в поисках смысла» писал, что мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты поэтому воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть.

Человек обретает смысл жизни, понимая ценность жизни всего живого и каждого человека как венца творения природы, обогащая сознание «знанием всех богатств, которыевыработало человечество», развивая свои способности исклонности, потребности в самореализации, самоактуализации, выбирая профессию, отвечающую его способностям и интересам личности.

Умственное воспитание. Знания и умения в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, заниматься самообразованием составляют содержание понятия интеллектуальной культуры. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения (читать, писать, считать, излагать свои мысли) и специальные (читать карты, чертежи, пользоваться измерительными приборами и т. п.). Интеллектуальная культура формируется в процессе интеллектуального воспитания, которое осуществляется в процессе обучения и во внеклассной работе.

Задачи умственного воспитания:

• формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании; развитие всех видов мышления (теоретического и эмпирического, диалектического, логического, абстрактного, категориального, индуктивного и дедуктивного, алгоритмического, репродуктивного и продуктивного (творческого), системного и др.), опыта познавательной деятельности, способности к творчеству;

• развитие эрудиции и кругозора, интеллектуальной свободы личности.

Эти цели достигаются в учебном процессе, в процессе самообразования, в процессе совместной деятельности и общении с другими людьми.

Показатели интеллектуальной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения, одним из элементов которого является теоретическое мышление.

Теоретическое мышление представляет собой развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

Нравственное воспитание – формирование отношений к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.

Как форма общественного сознания мораль представляет собой совокупность правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Она обусловлена обществом, однако человек свободен в выборе норм поведения, несет ответственность за свой выбор.

Нравственную структуру личности составляют знания, чувства и отношения, поведение, воплощающиеся в нравственном идеале, этических ценностях и нормах, моральной мотивации и этических оценках. Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Выделяют следующие уровни нравственного развития доморальный – синкретический и конвенциональный – и автономной морали (Л. Колберг). На доморальном уровне ребенок соблюдает принятые нормы из страха наказания, стремления не выпасть из определенной социальной группы. На уровне автономной морали происходит осознаниесущности нравственных понятий, принятие или непринятие тех или других, выбор нравственного поведения. Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение, вовлечение детей в разнообразную деятельность, предполагающую общение и нравственный выбор.

Формирование самоуважения личности – одна из значимых задач нравственного воспитания. Не уважая себя, человек никогда не научится уважать других людей.

Этическое воспитаниецеленаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, сознательной дисциплины. Оно является составляющей нравственного воспитания. Один из его главных методов – этические беседы. Подобно всем направлениям воспитательной работы нравственное воспитание осуществляется как в процессе обучения, так иво внеклассной и внешкольной работе. Содержание всех учебных предметов имеет нравственные аспекты.

Необходимо обратить внимание на роль компьютера в процессе нравственного или безнравственного становления личности. С одной стороны, возможность приобщиться к богатствам мировой культуры, вступить в широчайший кон такт с людьми разных стран, разных профессий и интересов – неисчерпаемый источник формирования и постижения нравственных норм и отношений. С другой – засоренность и бесконтрольность информации, которая размещается на разнообразных сайтах и в Интернете, жестокие, и часто безнравственные игры, построенные на обмане, хитрости и предательстве, виртуальная реальность, в которой безнаказанно можно совершать любые преступления, превращают компьютер для подростков и молодежи в источник садистских развлечений, потребления порнографии, пробуждают самые низменные и порочные человеческие наклонности.

Гражданское воспитание – это процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма и национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения.

Гражданская культура и гражданственность – результат гражданского воспитания. Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

В настоящее время нельзя говорить о полноценном формировании культуры современной личности без сформированности у нее глобального, общечеловеческого мышления. Следовательно, выделяют еще один вид воспитания – общечеловеческое воспитание.

Основные функции общечеловеческого воспитания:

развитие в детях сознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению;

• обеспечение понимания учащимися единства и взаимосвязи патриотизма, интернационализма, межнациональной расовой терпимости с решением общечеловеческих задач;

• налаживание контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, за сотрудничество в области науки и культуры.

Механизмами осуществления общечеловеческого воспитания являются познание, общение и деятельность. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их. Целенаправленному познанию общечеловеческих проблем активно содействуют средства массовой информации, помогающие свободному общению детей со взрослыми и между собой, в ходе которого углубляется понимание процессов, происходящих в мире, расширяется кругозор. Школьники могут принимать непосредственное участие в деятельности, направленной на защиту мира, взаимодействие и взаимопонимание между народами, сохранение окружающей среды.

Общечеловеческие аспекты воспитания органично вписываются в содержание учебно-воспитательного процесса.

Критериями воспитанности в духе общечеловеческих проблем являются знание и понимание их детьми. Показателем является интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практическая деятельность в этом направлении.

Политическое и правовое воспитание – основные компоненты гражданского воспитания.

Политическое воспитание – формирование политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умения разбираться в них духовно-нравственных позиций. Оно осуществляется на принципах: объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей. Формами политического воспитания могут быть политические информации: обзорные или тематические, информирующие о наиболее значимых политических событиях у нас и за рубежом, отвечающие на возникающие у школьников вопросы, но не навязывающие жестких оценок и суждений; «открытые трибуны», политическая панорама и т. п.; деятельность клубов, проведение фестивалей, международных обменов и встреч и т. п.

Правовое воспитаниепроцесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, развитии правового сознания и законопослушного поведения.

Нравственно-правовые и политические чувства – важнейший элемент правового сознания. Эти понятия подразумевают глубокое уважение к закону как проявлению воли народов, которое неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет гражданская совесть. Она является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Элементом структуры правового сознания является также правовое мышление. Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. В процессе изучения дисциплин общественного блока, в специально организованной внеклассной и внешкольной деятельности учащиеся постепенно овладевают элементарной юридической грамотностью, осознают права, обязанности и правовую ответственность.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, сознательный выборпрофессии.

В задачи трудового воспитания входят:

• политехническая и начальная экономическая подготовка;

• выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками;

• формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем, ответственности и чувства долга;

• подготовка к выбору профессии, профориентация.

Профориентация – оказание помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

Профессиональное самоопределение – готовность выпускника к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знания о профессии и ее требованиях к личности, понимание своих склонностей и индивидуальных способностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.

Основными компонентами профориентации являются: профессиональное просвещение, профконсультация, профдиагностика, профадаптация и профкоррекция. Типы профессиональной консультации: справочно-информационная, диагностическая, медицинская, корректирующая (когда профессиональные желания и интересы подростка не совсем согласуются с его потенциальными возможностями, способностями, здоровьем).

Экономическое воспитаниеэто целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у них знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления. Экономическое сознание включает знания об основных законах рыночной экономики, умение осмысливать новое в экономической жизни, понимать экономику как целостное явление.

Экологическое воспитаниеэто целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности.

В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад предметы гуманитарного, и эстетического цикла. История, обществознание, право и экономика показывают недопустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации. Школьники узнают о недостатках природоохранительной работы в нашем обществе, о законодательстве, регулирующем отношения к природе государственных и общественных организаций, всех людей. Литература, изобразительное искусство и музыка – эстетический цикл раскрывает эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на нравственность, состояние духа человека, его отношение ко всему живому.

Эстетическое воспитаниеэто целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитие творческих способностей.

Составными элементами эстетического воспитания как более широкого понятия являются художественное образование и художественное воспитание.

Художественное образование – процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.

Художественное воспитание – это процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; потребности в: художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Цель системы эстетического воспитания – обеспечить целостное эстетическое развитие личности, что связано с решением следующих задач: воспитать эстетические чувства; сформировать эстетическое сознание; обогатить личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; развить с помощью занятий искусством природные силы и психические свойства личности: музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление; обучить начальным, самым общим навыкам самостоятельной деятельности в искусстве.

Эстетическое воспитание учащихся осуществляется с помощью средств эстетического воздействия, под которыми понимается любая реальность – духовная и материальная, мир предметов и явлений, которые способны вызвать ответную эстетическую, эмоциональную и интеллектуальную реакцию. К основным средствам эстетического воздействия на школьников относятся различные виды искусства, воспитание средствами окружающей действительности, красотой труда, природы, межличностных отношений.

Физическое воспитаниеэто система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

В задачи физического воспитания входят: формирование ответственного отношения к своему здоровью, развитие потребности и эмоционально-ценностного отношения к укреплению своего здоровья; повышение физической и умственной работоспособности; развитие двигательных качеств, умений и навыков, закаливание, координация осанки; формирование потребности в здоровом образе жизни; воспитание потребности в постоянном физическом самосовершенствовании, занятиях физической культурой и спор том; развитие волевых и спортивно-физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости); формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, психических свойствах и процессах, об основах гигиены, мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

В школьную систему физического воспитания входят уроки физкультуры и ОБЖ, факультативные занятия, внеклассная спортивно-массовая работа: кружки, секции спортивные праздники и соревнования; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, игры и физкультурные упражнения на переменах и в режиме продленного дня, медицинско-оздоровительные процедуры.

Средства физического воспитания включают гимнастики, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы – солнце, воздух и вода, гигиенические факторы – режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений. Основными методами физического воспитания являются физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример, соревнования.

В процессе безопасной жизнедеятельности и формирования здорового образа жизни у детей появляется осознание опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развивается нравственно-эстетическое отвращение и противодействие пьянству, курению, наркотикам. В основе этого процесса лежат глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали, религии. Он должен быть построен на утверждении идеала и норм здоровой, гармонической и счастливой жизни.

Гендерное воспитаниеэто систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей; процесс адекватной половой ориентации и идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов.

Можно назвать следующие задачи тендерного воспитания: правильная тендерная идентификация (отождествление); формирование нравственных межполовых взаимоотношений; подготовка подрастающего поколения к семейно-брачным отношениям, воспитание культуры интимных чувств – привязанности, дружбы, любви, верности, долга, заботливости, ответственности, бескорыстия, сострадания и т. п.; формирование установки на рождение и воспитание детей (репродуктивной установки); половое и сексуальное просвещение, формирование научных понятий о биологических и социальных проблемах пола, особенностях развития и поведения мужчины и женщины.

Вопрос 6.2. Закономерности, принципы
и особенности воспитания

Среди гуманистических тенденций функционирования воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов воспитания – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.

Ведущий он потому, что все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления.

Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.

Только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремления учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Данная закономерность составляет основу принципа полисубъектного (диалогического) подхода.

Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату.

Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики.

А. А. Радугин выделяет следующие основные особенности воспитательного процесса:

Первая особенность заключается в том, что процесс воспитания – это многофакторный процесс. Он осуществляется не только в школе, но и в семье, во внешкольных учреждениях. Воспитательное воздействие педагогов дополняется разнообразной воспитательной деятельностью различных организаций.

Вторая особенность заключается в том, что это длительный процесс. Он начинается задолго до поступления детей в школу и продолжается после школы.

Третья особенность процесса воспитания состоит в том, что он имеет ступенчатый характер. Его можно условно подразделить на ряд этапов. На первой ступени дети усваивают первоначальные представления о правилах поведения в семье, в школе. У них начинают пробуждаться элементарные чувства и вырабатываться простейшие навыки поведения. На второй ступени на основе первоначальных представлений о нормах поведения у школьников формируются этические понятия, вырабатываются умения правильно поступать в том или ином случае, соблюдать принятые в обществе правила поведения. Третья ступень характеризуется формированием убеждений, выработкой устойчивых привычек поведения и дальнейшим развитием и обогащением чувств. На этой ступени у школьников более отчетливо выявляются мотивы деятельности, определяемые идейными, нравственными принципами. Между этими ступенями нет резкой границы, они тесно связаны.

Ступени процесса воспитания не всегда совпадают с возрастными ступенями развития школьников.

Четвертая особенность процесса воспитания – концентризм в содержании воспитательной работы. Это означает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности приходится возвращаться неоднократно. Но это не простое повторение, а повторение с последующим расширением и углублением в соответствии с возрастными особенностями и уровнем воспитанности.

Пятая особенность воспитания заключается в том, что это двусторонний и активный процесс. Воспитанник – это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому важнейшая задача педагога – воспитать у учащихся постоянную потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании.

Шестой особенностью воспитания является то, что результаты этого процесса малозаметны для внешнего восприятия.

Седьмая особенность процесса воспитания – это деятельность, устремленная в будущее. Каждый педагог должен помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся условиях, в иных общественных отношениях. Поэтому в воспитательной работе следует учитывать не только потребность сегодняшнего дня, но и перспективы технического прогресса и общественного развития.


ЛЕКЦИЯ № 7

Вопрос 7.1. Система методов воспитания

Методы воспитания в своем разнообразии могут охватывать всю жизнь детей и педагогов. Наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием в жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только методы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни.

Метод воспитания должен быть психологически проникающим, опирающимся одновременно на рациональную, эмоциональную, деятелъностно-практическую сферы личности. Ребенок легко усваивает социально ценные формы поведения, убеждаясь в их полезности, приобретая личные мотивы усвоения. Успешность выработки у детей иммунитета против безнравственного поведения во многом обусловлена одновременным формированием у них вербальных понятий и пробуждением переживания чувства стыда, угрызений совести.

Педагогическая классификация методов воспитания и сходит из логики целостности педагогического процесса, необходимости непосредственной организации всех видов деятельности детей, их взаимоотношений с воспитателями и между собой, стимулирования самодеятельности и самовоспитания.

Можно выделить четыре группы методов:

1) методы педагогической организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива;

2) методы организации повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия;

3) методы детской самодеятельности;

4) методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию.

Общая функция методов первой группы состоит в развитии и воспитании детского коллектива как педагогической целостности, детской коллективной самодеятельности к самоорганизации.

Коллективная перспектива как метод представляет собой отдаленную во времени цель, порождающую стремления и добровольную увлекательную деятельность коллектива.

Коллективная игра как метод воспитания способствует организации жизни и деятельности детей путем вовлечения их в условные увлекательные события, ситуации, исполнение ролей.

Коллективные единые требования как метод самоорганизации детской жизни являются формой педагогической: выражения общественных норм поведения. Они способствуют вовлечению школьников в обязательную общественно необходимую деятельность, систему отношений, помогают накоплению опыта сознательной общественной дисциплины и культуры поведения.

Коллективное самоуправление школьников – метод доступной детям самоорганизации, включения каждого члена коллектива в общественную деятельность. С его помощью учащиеся готовятся к участию в управлении делами общества, трудового коллектива.

Коллективное самообслуживание является методом развития трудолюбия, умений и навыков по обслуживанию бытовых нужд личных, близких людей, коллектива. Оно охватывает школьный и домашний быт, организацию учебных занятий на уроке, в лаборатории, кружках, секциях, во время походов и экскурсий.

Методы повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Общая функция и тенденция развития методов взаимодействия состоит в том, чтобы от исходных педагогических способов отношений перейти к всеобъемлющей гуманистической системе человеческого сотрудничества, сотворчества, взаимопомощи, сопереживания, взаимной требовательности.

Метод уважения детской личности. В повседневных отношениях уважение проявляется в заботливости, доброжелательности, вежливости, требовательности, искренней заинтересованности жизнью ребенка.

Педагогическое требование как метод отношений постепенно перерастает во взаимную требовательность детей и педагогов, в их сознательную саморегуляцию. Требовательное взаимодействие побуждает ребенка к исполнению общественно необходимых норм, правил, обязанностей, деятельности, укрепляет в его сознании общественно ценные установки.

Убеждение как метод широко применяется в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, определяющих выбор поступков и поведения.

Обсуждение самых разнообразных вопросов жизни – один из приемов убеждения, способ вовлечения школьников в процесс выявления истины. Оно позволяет вырабатывать коллективное мнение, формировать позиции по отношению к личности, общественным событиям, проблемам трудовых, организационных, нравственных, эстетических отношений.

Понимание – также прием убеждения. Его суть заключается в том, чтобы создать атмосферу доброжелательности, побудить ребенка к откровенности и открытости выражением ему сочувствия, желанием выслушать и откликнуться на его переживания, стремлением оказать содействие в разрешении его проблем, в выходе из трудных ситуаций.

Доверие как прием убеждения есть способ вовлечения детей в такую жизненную ситуацию, которая ставит их перед необходимостью самостоятельного, ответственного поступка, поведения при полном отсутствии контроля со стороны взрослых.

Побуждение как прием убеждения заключается в стимулировании детей к активной деятельности в учении, труде, общественной работе, физкультуре, творчестве путем опоры на интересы.

Сочувствие как прием убеждения есть способ тактичного выражения педагогом своих чувств по поводу переживания ребенком постигших его неудач, неприятностей или горя.

Предостережение как прием убеждения есть способ тактичного предупреждения, профилактики и торможения возможных безнравственных поступков, правонарушительского поведения школьников.

Конфликтные ситуации как метод воспитания заключаются в использовании в педагогических целях стихийно возникающих в деловых и нравственных отношениях детей, разрешающихся в острой форме противоречий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.