Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ №1 4 страница






Обучение в средних профессиональных учебных заведениях регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). В соответствии с ними установлены следующие виды средних специальных учебных заведений:

1) техникум (училище) – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

2) колледж – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

Высшее профессиональное образование можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Обучение в высших учебных заведениях России регулируется Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. В соответствии с этими документами в России существуют три типа высших учебных заведений: университеты, академии и институты. Закон определяет права и обязанности студентов, слушателей, аспирантов, докторантов, соискателей, работников вузов.

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования с присвоением квалификации (степени):

1) «бакалавр» – срок обучения не менее 4 лет;

2) «специалист» – срок обучения не менее 5 лет;

3) «магистр» – срок обучения не менее 6 лет.

Однако для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, возможны и более короткие сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования. Сокращение сроков освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования осуществляется на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предшествующем этапе обучения.

Возможно также получение высшего образования в форме экстерната. Однако по некоторым направлениям и специальностям получение образования в форме экстерната не допускается. Порядок организации обучения в форме экстерната регулируется специальным положением Министерства образования.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Послевузовское профессиональное образование строится на основе утвержденных Министерством образования России Временных требований к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук и приложений к ним, размещенным на сайтах Министерства образования России: http: /www.ed.gov.ru. Высшее учебное заведение или научная организация разрабатывают эти образовательные программы самостоятельно. Важным итогом обучения в аспирантуре является подготовка и защита диссертационной работы. Соответствующие требования, критерии и процедуры описываются в Положении о порядке присуждения ученых степеней.


ЛЕКЦИЯ №4

Вопрос 4.1. Цели и содержание современного образования

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.

Содержание образования – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества, оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образованияразвитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами.

Прежде всего – необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденции развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Наряду с «Законом об образовании» стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Федерации об образовании предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности.

Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Объем школьного компонента содержания образования отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования относятся:

1) общеобразовательный характер учебного материала;

2) гражданская и гуманистическая направленность содержания;

3) связь учебного материала с практикой перемен в обществе;

4) основообразующий и системообразующий характер материала;

5) инегративность изучаемых курсов;

6) гуманитарно-этическая направленность содержания образования;

7) развивающий характер учебного материала;

8) взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;

9) эстетические аспекты содержания образования.

Содержание образования находит выражение в учебных планах, программах, учебниках.

Учебный план общеобразовательной средней школы – это учебный план, который составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы: собственно учебный план школы (разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы) и рабочий учебный план (разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно).

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам. Учебный план включает в себя:

1) перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;

2) распределение по семестрам и последовательность их изучения;

3) трудоемкость их изучения;

4) формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);

5) виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).

В учебном плане также определяется:

1. Перечень учебных дисциплин.

2. В каком семестре (или семестрах) изучается определенная учебная дисциплина. Эта информация поможет преподавателю правильно построить свой курс с опорой на межпредметные связи (как с другими психологическими курсами, так и с учебными дисциплинами других предметных областей), на понимание особенностей студентов, находящихся на данной ступени обучения.

3. Трудоемкость образовательных программ, а также изучения каждой учебной дисциплины (в российской высшей школе трудоемкость измеряется в академических, часах). В последнее время в России для оценки трудоемкости конкретных образовательных программ и значимости каждой учебной дисциплины начинает применяться также система кредитных (или зачетных) единиц, которая используется в большинстве стран мира. Планируется внедрение этой системы в отечественное высшее образование.

4. Формы учебных занятий по учебной дисциплине: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, виды курсовых работ и практик. При планировании своего учебного курса преподаватель должен опираться на этот учебный план, определяя целесообразность изучения отдельных тем в рамках лекций, семинарских и практических занятий или в виде различных форм самостоятельной работы.

5. Виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен или зачет, реферат, курсовая, дипломная работы). В этой связи преподавателю необходимо знать, какая форма промежуточной аттестации (в текущем семестре) предусмотрена учебным планом и какой мере знания по его дисциплине входят в содержание итоговой государственной аттестации, проводимой по завершении всей образовательной программы.

На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины.

Учебная программа нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Учебная программа обычно содержит:

1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;

2) пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;

3) краткое описание содержания изучаемых тем;

4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.

Существует три способа построения учебных программ: линейный, концентрический, спиралевидный.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Достоинство линейного способа расположения содержания учебных программ заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Этот способ обычно используется в вузовских образовательных программах. Недостатком линейного способа является то, что на разных ступенях обучения студенты и учащиеся не всегда способны усвоить определенные сложные явления.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей. Концентрическое расположение материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубоко изучение тех же вопросов. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако порой оказывается неизбежным. В настоящее время чаще всего преобладает именно концентрический тип программ: и в средних и в высших |учебных заведениях учащихся и студентов обучают одному и тому же материалу, но с разной степенью сложности.

В результате имеет место дублирование учебного материала, изучаемого в школе и в вузе, а также на разных ступенях вузовского обучения.

При спиральном способе построения программ расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что учащиеся (студенты) не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагает столь длительных перерывов. В отличие от линейной структуры при спиральном построении программы отдельные темы изучаются неоднократно.

Тематический план является документом, который описывает распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов.

В соответствии с учебными программами составляются учебники и учебные пособия. В учебной литературе подробно раскрывается содержание образования. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия для учащихся и учителей, сборники тестов, хрестоматии, атласы, карты, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методические комплекты, рабочие тетради и др.

Учебник книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета и требованиями дидактики. Исследуя проблемы написания школьных учебников, Д. Д. Зуев выделил следующие их функции:

мотивационная – заключается в создании стимулов к изучению, предмета (обоснование значимости изучаемого материала, яркие и интересные иллюстрации, примеры, оригинальные задания и др.);

информационная – обеспечивает детей необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;

трансформационная – состоит в том, что материал в учебнике преобразуется с учетом возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным дли детей, не исключая проблемности, возможности его творческого усвоения;

систематизирующая – реализует требование обязательного систематичного и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля – проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

интегрирующая – состоит в том, что учебник помогает ученику соединить знания из смежных наук или сам учебник является интегративным курсом;

координирующая – способствует привлечению в процессе работы над материалом учебника разнообразных других средств обучения (карты, иллюстрации, диапозитивы, натуральные объекты);

развивающе-воспитательная – заключается в духовно-ценност­ном влиянии содержания учебника на детей, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность и др.;

обучающая – проявляется в том, что работа с учебником развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания.

В структуру учебника входит текст как главный ком­понент и внетекстовые, вспомогательные компоненты (Д. Д. Зуев). Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели.

К учебнику предъявляют следующие требования:

• должен содержать изложение основ науки, представленной в данном учебном предмете;

• организовывать самостоятельную деятельность школьников по усвоению учебного материала, учить учиться;

• отражать в единстве логику самой науки и логику учебной программы, учебного предмета;

• быть информативным, энциклопедичным, связывать учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждать к самообразованию и творчеству;

• быть кратким, лаконичным, конкретным, оснащенным основным фактическим материалом, содержать обобщенный материал;

• быть доступным учащимся, ориентированным на особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти и развитие познавательных и практических интересов, потребностей в знаниях и практической деятельности;

• излагать материал, давать ясные и четкие формулировки основных положений и выводов;

• язык должен быть образным, изложение увлекательным с элементами проблемности;

• быть оформленным в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе над ним;

• должен иметь продуманную методическую организацию внетекстового материала;

• быть красочным, снабженным необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Вопрос 4.2. Современные тенденции развития образования

Кратко охарактеризуем современные тенденции развития образования:

1. Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним из традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.

2. Индивидуализация как усиление еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.

Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного.

Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» ученика. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения.

Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).

Выделение каждого из рассмотренных компонентов личностно-деятельностного подхода (личностного и деятельностного) условно, так как они неразрывно связаны между собой в силу того, что личность всегда выступает субъектом деятельности, а деятельность определяет развитие ее как субъекта.

3. Демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-обществен­ному управлению образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т. е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.

4. Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат.– разнообразие, разностороннее развитие), образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных. Она проявляется не только в содержании предлагаемых образовательных программ, но и в формах организации педагогического процесса, в возникновении различных типов образовательных учреждений, что дает родителям и учащимся право выбора.

5. Интегративность проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад – школа, школа – вуз и др.). Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в раз­ных типах учебных заведений и т. д.

6. Психологизация современного образовательного процесса является частным вариантом междисциплинарной интеграции, тем не менее правомерно выделить ее в самостоятельное направление. Это не только отражает повышенный социальный интерес к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и говорит о том, что сегодня меняется сама формулировка педагогических задач.

Кроме задачи формирования у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит задача развития мыслительных способностей, которые позволят ребенку получать их. Если формирование поля ЗУН – это педагогическая задача, то формирование мыслительных свойств – это психолого-педагогическая задача. Однако уровень психологической подготовки наших педагогов не позволяет сегодня успешно решать эту задачу.

Для решения этой задачи необходимо проведение специальных исследований, результаты которых помогли бы более качественно реализовать существующую сегодня тенденцию к практической интеграции педагогики и психологии.

7. Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся. Он подразумевает отказ от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса в пользу развивающих, стимулирующих творчество личности.

Сегодня достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким творческим потенциалом, умением системно ставить и решать различные задачи. Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Формирование такого качества требует системного подхода
и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

8. Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как система основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.

9. Индустриализация обучения, т. е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения.

Функциональное назначение компьютера в обучении различно по отношению к учащимся и преподавателям. Для преподавателя компьютерная техника является орудием его труда, для учащихся и студентов – средством их развития. С одной стороны, компьютеры облегчают процесс обучения в смысле повышения оперативности передачи учебной информации, контроля ее усвоения, коррекции разного рода отклонений в обучении. С другой – чрезмерное увлечение компьютерами, неумелое их применение может стать источником потери познавательных интересов, лености мышления и других нежелательных последствий у обучающихся.


ЛЕКЦИЯ № 5

Вопрос 5.1. Педагогический процесс:
сущность, закономерности и принципы

Процесс обучения – это движение по пути познания, от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному. В процессе обучения накапливаются знания, формируются творческие способности, познавательные и практические умения и навыки, научное мировоззрение.

Основные звенья процесса обучения:

1) подготовка обучаемых к восприятию материала, создание активной установки в учебной работе, формирование положительных мотивов обучения;

2) «живое созерцание», которое выражается в восприятии фактического материала: текста литературных произведений, исторических фактов, событий; растительного и животного мира (на занятиях по биологии); временных и пространственных отношений (на занятиях по математике) и т. д. Демонстрация фактического материала достигается различными средствами наглядности: натуральной, изобразительной, символической – зрительной и слуховой. Однако процесс обучения не обязательно начинается с наглядности, наглядность может выступать в качестве подтверждения познаваемых закономерностей. Иногда преподаватель обходится без наглядности. В последнее время в учебном процессе высшей школы находит применение система технических средств, обеспечивающих наглядность, активизирующих процесс обучения, характер мыслительного анализа, создающих положительный эмоциональный фон учебных занятий;

3) осмысливание учебного материала, которое выражается в усвоении и понимании связей и отношений: причин и следствий, цели и средства, предмета и его качеств, части ицелого, субъекта и объекта действия, общего и частного и т. д.;

4) запоминание учебного материала;

5) применение знаний на практике.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление.

Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса.

Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно – являются задачами социального управления.

Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.