Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы становления и развития местного самоуправления в России






 

С принятием в 1993 году на Референдуме Конституции РФ, а в 1995 году Государственной Думой Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепились основные понятия и термины, принципы осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях, т.е. населенных территориях, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Закон в полной мере раскрыл конституционные нормы о правах населения на местное самоуправление и их гарантиях. Местное самоуправление - это не самоцель для жителей муниципального образования или органов, избранных ими. Местное самоуправление также не оппонент, а соратник государственной власти. Развитое местное самоуправление освобождает органы государственной власти от «текучки», позволяет им сконцентрироваться на решении проблем, которые иначе, как на национальном или, соответственно, региональном уровне, решены быть не могут, способствует оптимизации государственного управления.

В современном мире все большее распространение получает многоуровневая система управления. Основой для формирования компетенции каждого уровня публичной власти является наибольшая эффективность решения на соответствующем уровне определенного круга задач, стоящих перед государством и обществом.

Местная власть формируется в государстве для решения трех основных задач.

- Предоставление основных социальных услуг: обеспечение населения жильем, благоустройство территории, предоставление коммунальных услуг, услуг местного транспорта и связи, создание условий для получения основного общего образования, необходимой медицинской помощи, торгового, бытового, культурного обслуживания населения. Именно эти задачи местная власть способна оперативно и эффективно решать с учетом потребностей конкретного населения и местных условий.

- Привлечение местных ресурсов (природных, человеческих, географических и других, присущих только данному микротерриториальному уровню). Выявление и использование этих ресурсов способствует развитию малого и среднего бизнеса, увеличению налоговой базы, созданию новых рабочих мест и, тем самым, является профилактической мерой против социальной напряженности. При кажущейся малости таких ресурсов, в целом по стране они составляют значительную величину (так называемый третий сектор экономики).

- Обеспечение непосредственного взаимодействия с населением с целью вовлечения граждан в процесс решения вопросов местного и общегосударственного значения (публичных дел). Таким образом, развитая местная власть способствует формированию гражданского общества.

Состояние местного самоуправления в Российской Федерации в силу ряда причин противоречиво. Действовавший Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 г. принимался в условиях политического противостояния и стал результатом всех компромиссов, приняв расплывчато-рамочный характер. К моменту разработки и принятия Закона отсутствовал опыт функционирования институтов власти в федеративном государстве. Надежды на то, что в рамках сформулированных общих принципов субъекты Российской Федерации своим законодательством уточнят порядок деятельности и полномочия местной власти, в значительной мере не оправдались, поскольку региональные власти оказались не заинтересованными в создании условий для самостоятельной деятельности муниципалитетов вследствие объективно существующей конкуренции за полномочия и ресурсы.

В России получило распространение отношение к местной власти как к чужеродному элементу в системе власти российского государства. Это в первую очередь связано с нормой статьи 12 Конституции Российской Федерации, установившей, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Включение данного положения в Конституцию России нельзя рассматривать вне контекста политической ситуации 1993 года. На тот момент была актуальна необходимость обозначить на уровне конституционных деклараций отход от устоявшейся российской традиции жесткой централизации власти и подчеркнуть определенную самостоятельность местного уровня власти. Вместе с тем абсолютизация данной нормы, рассмотрение ее в отрыве от иных конституционных положений искажает представление о природе местного самоуправления, его месте в системе власти.

Нынешнее состояние российского общества требовало изменений в организации деятельности публичной власти, что привело к принятию нового закона " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.

Одним из основных видов работы органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан. Целью управления в муниципальном образовании является повышение уровня жизни его жителей.

Изучая вопросы муниципального управления, мы обязаны учесть ряд особенностей, продиктованных самой природой местного самоуправления, территорией и многими другими факторами. Основу управления составляют муниципальное хозяйство и совокупность хозяйств иных правовых форм и форм собственности, расположенных на территории муниципального образования. Подходы к управлению здесь различны, но результаты управленческой деятельности влияют на развитие муниципального образования.

Проблемы местного самоуправления можно условно разбить на три большие группы:

- проблемы, связанные с повышением эффективности муниципального управления;

- проблемы взаимоотношений центральных властей и органов местного самоуправления;

- проблемы, связанные с защитой законных прав и интересов местных сообществ на осуществление местного самоуправления.

Местное самоуправление не является, так сказать, вещью в себе. Не должно быть самоцелью безотчетное стремление к некоему абстрактному самоуправлению, полностью автономному от государства. К сожалению, в нашей стране такое понимание роли местной власти имеет определенный круг сторонников.

Полагаю, что мы должны воспринимать местное самоуправление как важнейший элемент государственного устройства любого истинно демократического государства. Это органичная форма вовлечения граждан в дело управления публичными делами, помогающая сбалансировать нагрузку между центральной, региональной и местной властями в деле предоставления бюджетных услуг населению, в том числе и с участием самого населения.

Формой поддержания этого баланса, выявление факторов его нарушающих и принятие мер по возвращению системы в сбалансированное состояние, даже если эти меры будут связаны с судебной защитой, привлечением международного сообщества, может и должна выполнять межмуниципальная кооперация в виде ассоциаций и общероссийского объединения муниципальных образований. Его укрепление имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, является ключевым условием устойчивого социально-экономического развития России.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем отличие местного самоуправления от государственной власти и от общественных организаций?
  2. Чем различаются определения местного самоуправления, данные в Европейской Хартии местного самоуправления и в российском законодательстве?
  3. Каковы общие принципы организации местного самоуправления?
  4. Что такое «местные интересы»?
  5. Какие функции выполняет местное самоуправление в современном обществе? В чем их специфика?
  6. Каковы основные проблемы местного самоуправления в России?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.