Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы триангуляции. Исследовательская, многометодная триангуляция. Триангуляция пространства и времени.






«Триангуляция» (triangulation) – это вспомогательная стратегия качественного исследования, позволяющая рассмотреть изучаемый предмет с нескольких точек зрения; она является дополнительной активностью исследователя, предполагающей рассмотрение данных в различных «системах координат» (путем обращения к новым методам сбора и анализа информации, экспертным позициям и концепциям). Задача триангуляции – раскрыть многообразие видений и интерпретаций, «прочувствовать» контексты их существования и в этом смысле стимулировать анализ и рефлексивность, что согласуется с определением валидности качественных исследований.

Методологическая (многометодная) триангуляция считается, пожалуй, одной из самых важных стратегией валидизации качественных исследований. Использование нескольких методов исследования дает возможность получить более достоверные эмпирические данные по той причине, что каждый метод дополняет или проверяет другие. Методы как бы подвергаются «перекрестной» проверке для установления того, какой из них точнее раскроет изучаемый предмет. «Методологическая триангуляция, – рассуждает Дензин, – включает в себя комплексный процесс противопоставления, разыгрывания одного метода против другого для увеличения валидности полевых достижений». Информация собирается из какого-либо одного источника и анализируется одновременно двумя методами (например, результаты фокус-групп «обрабатываются» тематическим и дискурс-анализом). Или более усложненный вариант – это перекрестный анализ (каждая из нескольких категорий данных анализируется двумя или более методами).

Основная проблема методологической триангуляции заключается в том, что одна «неудача» метода необязательно свидетельствует против него. Если «программный» и вспомогательный, «проверяющий» методы исследования получают различные данные, то представляется не совсем обдуманным решением отказаться от использования первого на том основании, что он не соответствует результатам второго. Описываемое положение может свидетельствовать о различных уровнях существования явления, каждый из которых фиксируется отдельным методом. При этом даже в случае смыслового единства данных, полученных различными методами, нельзя с однозначной уверенностью говорить о валидности исследования: ведь триангулируемые методы могут обладать одинаковыми недостатками и «пропускать» значимые зависимости и данные.

Исследовательская триангуляция – привлечение нескольких исследователей к сбору и анализу данных. В этнографии наблюдение из различных «мест» за событиями раскрывает приверженность наблюдателя к своей культуре и позволяет контролировать субъективность интерпретаций [Кэмпбелл, 1980]. Применение этого типа триангуляции требует создания особой исследовательской команды. «Командное исследование является большим, чем просто группой ученых, которые получают данные, проводят параллельные междисциплинарные исследования и затем публикуют итоги работы при минимальной концептуальной интеграции», в последнем случае исследование напоминает «неуклюжую хореографию трех марионеток, нежели скоординированные действия трех мушкетеров», – пишут сторонники командного подхода (team-based qualitative research).

Красивой метафорой о трех мушкетерах вводится тема влияния фактора групповой динамики на процесс совместной аналитической работы. Ведь раз речь зашла о создании исследовательской команды, работающей вместе на протяжении всего проекта, то сразу же приходится принимать во внимание социально-психологическое развитие группы, специфику распределения статуса и лидерских ролей, оформления коммуникативных сетей и т.д. От фактора групповой динамики зависит эффективность исследования, так как пространством зарождения и формулирования гипотез становится диалогическое пространство группы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.