Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения стандартизации






 

Стандартизация по определению ИСО/МЭК - это установле­ние и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересо­ванных сторон, в частности для достижения всеобщей оптималь­ной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использо­вания) и требований безопасности.

Важнейшими результатами по стандартизации являются:

· обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению;

· устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству;

· обеспечение совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, единства измерений, взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности.

Возрастающая роль стандартизации и ее место в научно-тех­ническом прогрессе потребовали коренного изменения методов работы по стандартизации. Повышение требований потребителя к качеству продукции и необходимость дальнейшего совершенство­вания качества определяют уровень и степень сложности проведе­ния работ по стандартизации, а также поиск и совершенствова­ние новых эффективных форм разработки стандартов на продук­цию с учетом кооперирования и товарообмена как в стране, так и за рубежом.

Таким образом, основные положения стандартизации базиру­ются на законодательных, организационных, методических и практических разра­ботках, которые используются эффективно во всех звеньях народ­ного хозяйства.

Законодательную и нормативную базу стандартизации составляют:

· Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;

· Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;

· Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;

· основополагающие стандарты национальной системы стандартизации (технические регламенты).

Организацио-функциональную базу стандартизации составляют:

· Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

· Научно-исследовательские организации по стандартизации;

· Технические комитеты по стандартизации;

· Разработчики стандартов.

Основополагающим документом в России по стандартизации является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г №184 – ФЗ «О техническом регулировании». Настоящий закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, определяет права и обязанности участников регулируемые Федеральным законом отношений. Он регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и использовании обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации и утилизации, а так же разработке, принятии, применении и использовании на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

Законодательство Российской Федерации о стандартизации состоит из Федерального закона «О техническом регулировании» и применяемых в соответствии с ним иных Федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации. Положения иных Федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы стандартизации (в том числе прямо или косвено предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей основному документу. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в среде технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением в случае регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну.

Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены основным Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случае, если из международного договора следует, что для его применения требуется издания внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятия на его основе законодательство Российской Федерации.

Стандартизация в свете Федерального закона – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченного в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентноспособности продукции, работ и услуг.

Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в целях:

· повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального

имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

· повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и технического характеров;

· обеспечения научно-технического прогресса;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

· рационального использования ресурсов;

· технической и информационной совместимости;

· сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статестических данных;

· взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация руководствуется следующими принципами:

· добровольного применения стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;

· максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

· применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта за исключением случаев если такое применение признано невозможным в следствия несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

· недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

· недопустимости установления таких стандартов которые противоречат техническим регламентам;

· обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Одна из главных идей Федерального закона заключается в том, что обязательные требования, содержащиеся сегодня в нормативных актах, в том числе и в национальных стандартах, вносятся в область технического законодательства – федеральные законы (технические регламенты). Создается двухуровневая структура нормативных и нормативно-правовых документов: технический регламент, содержащий обязательные требования, и стандарты, содержащие гармонизированные с техническим регламентом и международными стандартами добровольные нормы и правила.

Для усиления роли стандартизации в научно-техническом про­грессе, повышении качества продукции и экономичности ее про­изводства разработана Российская национальная система стандартизации (РНСС). В нее вошли основные стандарты Государственной системы стандартизации (ГОСТ Р 1.0 – 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» - стандарт определяет цели и задачи стандартизации, основные принципы и организацию работ по стандартизации в Российской Федерации, категории нормативных документов по стандартизации, виды стандартов, основные положения по международному сотрудничеству в области стандартизации; ГОСТ Р 1.2 – 2004 «Стандартизация в российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» - стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, утверждению, регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене стандартов Российской Федерации; ГОСТ Р 1.4 – 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» - стандарт устанавливает общие положения по разработке, принятию, регистрации, изданию, применению, изменению и отмене стандартов организаций и др).

В состав фонда документов РНСС входят также межгосударственные, национальные стандарты, отраслевые стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

РНСС определяет организационные, методические и практичес­кие основы стандартизации во всех звеньях народного хозяйства.

Принципиально новым в РНСС, имеющим важное значение для повышения качества продукции, является введение стандартиза­ции на всех этапах производства, начиная от сырья, комплектую­щих изделий и полуфабрикатов и кончая готовыми изделиями и их утилизацией. Это позволяет установить взаимоувязанные нор­мы качества для всех видов продукции.

Государственное управление стандартизацией в России, вклю­чая координацию деятельности государственных органов управ­ления, взаимодействие с органами власти республик, краев, об­ластей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с объектами хозяйственной дея­тельности, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Основные цели и задачи Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

• реализация государственной политики в области стандарти­зации;

• координация деятельности государственных органов управ­ления, касающейся вопросов стандартизации, сертификации, мет­рологии;

• определение основных направлений разработки и развития научно-методических и технико-экономических основ стандарти­зации и метрологии;

• разработка проектов перспективных и годовых планов госу­дарственной стандартизации, рассмотрение и согласование про­ектов планов соответственно отраслевой стандартизации;

• организация работ по аттестации и сертификации качества промышленной продукции;

• разработка общих методических указаний по оценке каче­ства продукции и эффективности его повышения;

• определение объектов государственной и отраслевой стан­дартизации;

• утверждение национальных стандартов;

• извещение о зарегистрированных стандартах на соответству­ющую продукцию;

• государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов;

• методическое руководство деятельностью различных ведомств в области стандартизации, унификации, метрологии, аттеста­ции и сертификации качества промышленной продукции;

• установление единой системы нормативно-технической, проектно-конструкторской и технологической документации; обес­печение научно-технической информацией в области стандарти­зации и контроля качества продукции;

• издание научно-технических журналов, справочников и дру­гой литературы по вопросам стандартизации и контроля качества продукции;

• принятие мер по запрещению выпуска и реализации продук­ции, изготовленной с нарушениями требований технических регламентов, а также указания предприятиям, организациям, не­зависимо от их ведомственного подчинения, об обнаруженных нарушениях требований, установленных национальными и международными стандартами;

• организация профессиональной подготовки и переподготов­ки кадров в области стандартизации;

• участие, координация и контроль за деятельностью российс­ких организаций в области стандартизации, метрологии и конт­роля качества продукции в международной организации по стан­дартизации;

• разработка правил применения международных (региональ­ных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартиза­ции на территории России, если иное не установлено междуна­родными договорами Российской Федерации;

• регламентация в государственных стандартах РНСС общих орга­низационно-технических правил, форм и методов взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с государ­ственными органами управления.

На современном этапе главным направлением деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в рамках РНСС должны стать вопросы регули­рования безопасности и качества товаров и услуг, защиты прав потребителей, гармонизации отечественных стандартов с между­народными и зарубежными аналогами, сохранение и ускорение общего нормативного пространства СНГ, выполнения условий присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). В этих работах активное участие должны принимать специалисты органов исполнительной власти, в том числе и в субъектах Рос­сийской Федерации, работники производственных, научных и учебных организаций, представители общественных объединений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.