Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Конфликтное общение и его особенности






 
 

 

 


 

       
   
 
 

КОММЕНТАРИИ

 


В современной психологии существуют большое количество классификаций конфликтов по различным основаниям. Виды конфликтов могут интегрироваться, варьироваться. В качестве основных видов конфликтов, можно выделить следующие:

По внутреннему содержанию: реалистические (направлены на достижение конкретного результата, вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких-либо преимуществ и ограниченных ресурсов) и нереалистические (имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие, становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью).

По сфере возникновения: внутриличностный (столкновения в сознании и побуждениях личности противоречий, противоположно направленных интересов, потребностей, влечений); межличностный (когда участники либо сами несовместимы, либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо в конкретной борьбе стремятся к достижению той же цели, которая может быть достигнута лишь одной стороной; проявляется в отношениях между двумя или более людьми, за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу); конфликт между личностью и группой (в случае отступления члена группы от принятых в ней норм, способов поведения; может быть конфликтом между группой и руководителем); межгрупповой (участниками являются социальные группировки, преследующие несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы и препятствующие друг другу на пути их осуществления); социальный (ситуация, когда участниками являются классы, нации, государства и их взаимодействие преследует какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга и носят глобальный характер).

По характеру наступивших последствий: деструктивные (тормозят развитие группы или разрушают ее; мелкие слухи, склоки, которые ослабляют ценностно-ориентационную сплоченность, ухудшают социально-психологический климат, снижают работоспособность, ухудшают самочувствие людей) и конструктивные (стимулируют развитие группы и личности; выражаются в принципиальных, проблемных дискуссиях, спорах, обмене мнениями, не унижающих человеческого достоинства участников и направленных на разрешение трудностей, возникающих в процессе совместной деятельности; сплачивают группу, усиливают ее ценностно-ориентационное единство).

Пространственные границы конфликта определяются местонахождением его участников (квартира, улица, дом, работа, регион), а временные параметры - связаны с его продолжительностью, включая начало и конец.

Выделяют четыре основных стадии развития конфликта:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации – двое или более людей стремятся к одной и той же цели, а объективно достигнуть ее может только один из них, при этом какое-то время ситуация как конфликтная сторонами не осознается.

2. Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников – степень значимости, которая придается каждой из сторон объекту разногласия, оказывает решающее влияние на решение вступить в конфликт и на степень конфликтного поведения.

3. Конфликтное взаимодействие – представляет собой реальные действия сторон, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижения противостоящей стороной ее целей и активно реализовать собственные намерения.

4. Завершение конфликта – различные исходы в зависимости от предметного содержания, наличия объективных возможностей для их разрешения, участников и условий протекания конфликта, деловых и личностных качеств лиц, занимающихся урегулированием.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.