Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие слова доброволец.






Доброволец, м. 1) Тот, кто вступает в армию не по призыву, а по собственному желанию, добровольно. 2) Тот, кто добровольно берет на себя какую-л. работу, какие-л. обязанности. (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова).

Доброволец, м.1. Человек, добровольно вступивший в действующую армию. Пойти добровольцем на фронт. 2. Тот, кто добровольно взял на себя какую-н. работу. Идти на поиски вызвались добровольцы. II прил.добровольческий, -ая, -ое (к 1 знач.). Добровольческая армия (на юге России в 1918-1920 гг.: белая армия, сформированная преимущественно из офицеров-добровольцев). (Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой).

Доброволец, м. Вступающий в ряды армии во время войны по своему желанию (воен.). || перен. Добровольно берущий на себя какую-н. трудную работу, обязательство. (Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова).

В конце XIX в. в некоторых европейских странах (например, во Франции, Испании) распространилось понятие «волонтер» (фр. volontaire — «доброволец») — так называли людей, которые добровольно поступали на военную службу. Однако в начале XX в. молодежь, которая прежде добровольно уходила на войну, теперь так же добровольно решила приняться за восстановительные работы. После Первой мировой войны в 1920-х гг. французы и немцы встретились и решили: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга»1. Эта мысль стала затем лозунгом волонтерского движения. В 1920 г. во Франции близ Вердена был организован первый волонтерский лагерь с участием немецкой и французской молодежи. Волонтеры восстанавливали разрушенные Первой Мировой войной фермы, не получая за свою работу денег. При этом принимающая сторона обеспечивала добровольных помощников проживанием, питанием и медицинским страхованием — этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день.

Добровольческая деятельность — это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, а также способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев). Во второй половине XX в. волонтерство на Западе крепко встало на ноги и обрело свою значимость более, чем когда-либо. Благодаря компьютерным программам, также как и другим достижениям XX в., возможностей для самореализации стало гораздо больше.

За последний век мы стали свидетелями огромной востребованности волонтеров. По сей день существуют тысячи или даже миллионы организаций, в работу которых обязательно вовлечены добровольцы. Благодаря участию волонтеров многие организации пришли к выводу, что нужно организовывать тренинги и учить людей тому, как надо работать с волонтерами. Волонтерство постоянно требует отдачи времени, средств, умения или ресурсов. Поэтому за рубежом существует профессия administrator of volunteer — специалист, который подбирает, обучает и организует деятельность волонтеров в организации.

У нас в стране много «скрытого добровольчества», когда люди выполняют добровольческую работу, не думая о социальной важности своего труда. Более 40 % опрошенных россиян выразили свою готовность безвозмездно помогать ближним. В стране работают более 30 добровольческих центров. Только в не- коммерческий сектор вовлечено около 2, 5 млн человек, треть из которых, по оценкам МОФ СЦПОИ, являются добровольцами. Проходят массовые акции с участием добровольцев. Так, в Весенней неделе добра в апреле 2001 г. только в Сибири приняло участие более 120 тыс. человек. Добровольчество становится все более популярным в молодежной среде. В ряде российских регионов реализуются новые проекты по созданию молодежных добровольческих служб (в том числе проекты о введении практики общественно полезной деятельности как альтернативной гражданской службы). С 2000 г. российская молодежь празднует Всемирный День молодежного служения (ВДМС), который отмечается во всем мире с 1985 г. Это ежегодное мероприятие, которое проводится для того, чтобы молодежь смогла заявить о своих добровольческих инициативах обществу, чтобы люди увидели активность ребят, их вклад в развитие местного сообщества. В России появилась целая традиция — в календарь добровольцев вошло понятие «Весенняя неделя добра». Наиболее распространенными формами участия в добровольческой деятельности являются:

Ø помощь таким cоциальным категориям граждан, как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченны- ми возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и др.;

Ø благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

Ø помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

Ø просветительские беседы по профилактике наркомании, СПИДа, под- ростковой преступности; • благотворительные концерты и театральные выступления; • экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

Ø пропаганда здорового образа жизни;

Ø Интернет-добровольчество, к которому относится также пополнение данных на «Википедия» и др. Интернет-ресурсах;

Ø техподдержка Интернет-пользователей.

Можно выделить основные принципы, лежащие в основе добровольчества: ценность свободы, альтруизм, участие, взаимопомощь, социальная ответственность, добровольность, бескорыстие, социальная значимость, личностная значимость.

Вот три основных параметра, по которым можно судить о добровольности:

Ø отсутствие вознаграждения. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей, не предусматривает материального вознаграждения. Однако организация, приглашающая добровольца для какой-то работы, может оплатить ему транспортные расходы, питание, специальную одежду и т. д.;

Ø отсутствие принуждения. Основа — это добровольность участия. Как только появляется та или иная форма принуждения («добровольно-принудительный труд»), то суть и цели такой деятельности трансформируются и не решают первоначально поставленные задачи. С этой точки зрения необходимо очень осторожно относиться к методам мотивации;

Ø польза обществу и людям. Добровольческая деятельность должна иметь социально полезную направленность и приносить реальную пользу конкретному получателю, обществу, окружающей среде. Деятельность должна учитывать социальные нужды сообщества, способствовать решению общественно значимых проблем.

В ходе анализа литературы и практики исследователями были выявлены следующие признаки добровольческой деятельности как социально-педагогического феномена, благотворно влияющего на развитие гражданского общества (социальная значимость):

Ø формирование и развитие гражданского общества, трансляция ценностей гражданского общества, традиций;

Ø гражданская социализация отдельного индивида;

Ø интеграция общества через ассоциации граждан, создание социального капитала;

Ø кооперация усилий для защиты прав и интересов индивидов;

Ø самоуправление и коллективное решение самых разных проблем сообщества на основе социальных инноваций;

Ø поддержка незащищенных групп, их социальная адаптация;

Ø свободное самовыражение и социальное творчество людей.

С. В. Тетерский и О. В. Решетников выявили иерархию мотивов, которыми движимы люди, начинающие заниматься добровольчеством:

Ø безотносительные ценности (для христианского мира — любовь, труд, долг, этика человеческих взаимоотношений);

Ø общечеловеческие ценности;

Ø самореализация;

Ø общественное признание, чувство социальной значимости;

Ø самовыражение и самоопределение;

Ø профессиональное ориентирование;

Ø приобретение полезных социальных и практических навыков;

Ø возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;

Ø приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;

Ø способность выразить гражданскую позицию;

Ø выполнение общественного и / или религиозного долга;

Ø организация свободного времени.

Если классифицировать вышеназванные мотивы, то можно выделить два основных: альтруистический (мотив эмпатии и морального долга) и материально-символический (стремление к признанию, любви, известности, власти, безопасности, свободе и т. д.). Однако не следует проводить между ними четкую границу при определении мотивационного компонента, которым движимы добровольцы. Принятие решения об оказании той или иной помощи другому члену общества представляется как результат совместного действия этих мотивационных компонентов. Существует много факторов, влияющих на вступление того или иного человека в ряды добровольцев. Л. А. Кудринская в своей работе предлагает следующую классификацию стимулов добровольцев:

Ø информирование сообщества о заслугах добровольца, о результатах его труда, накопление памяти об этом в трудовой биографии, истории коллектива, семьи, что повышает статус и престиж человека в социуме;

Ø одобрение со стороны членов референтной группы, для которой значима волонтерская работа;

Ø предоставление возможности общения в рамках добровольческого проекта с новыми и значимыми людьми, доступ к новым социальным группам;

Ø стимул нового и значимого — приобщение к новым видам деятельности или к важному международному, межрегиональному, региональному мероприятию, проекту, акции (Олимпиада, Всемирный день добровольца и т. д.);

Ø доступ к разнообразным ресурсам в рамках проектов, программ — ин- формационным, натуральным, финансовым и др., которые можно направить на доброе дело;

Ø приобщение к новым знаниям в процессе обучения и получения опыта новой работы, значимого для волонтера в будущем;

Ø предоставление возможностей для самореализации волонтера — чаще всего через конкурс грантов, дающих возможность придумать и реализовать свой проект;

Ø участие в управлении важным интересным проектом, получение организационного опыта;

Ø предоставление возможности увеличить трудовой стаж (в развитых странах) за период волонтерства по принципу «неоплачиваемая занятость».

Каждый из этих стимулов наиболее эффективно влияет на подростков и юношей в период выбора и первоначального становления их профессиональной позиции. Добровольческое движение целиком связано с действием. Оно предполагает определенные действия, обычно направленные на улучшение жизни нуждающихся, или сбор средств на проекты и программы. Люди вступают в добровольческое движение по собственному желанию и с намерением помочь нуждающимся или организации. Доброволец может быть членом общественной организации, а может и не быть, это его личный выбор. Таким образом, говоря о социализации участников добровольческого движения, мы выделяем возможности, которые появляются у добровольцев и способствуют их личностному росту и развитию (личностная значимость), это:

Ø возможность применения знаний, умений и навыков в актуальной ситуации;

Ø возможность подготовки к дальнейшей трудовой (профессиональной) деятельности;

Ø повышение уровня ответственности по отношению к другим гражданам, окружающей среде и самоорганизации;

Ø развитие эмпатийных навыков, толерантности;

Ø возможность знакомства и общения с заинтересованными, неравнодушными людьми;

Ø готовность служить высоким социально значимым целям, готовность возлагать на себя ответственность при решении актуальных социальных проблем.

Для воспитания подрастающего поколения сегодня очень интересен опыт добровольческой деятельности как механизма развития альтруизма, гражданской позиции, безвозмездной помощи современной молодежи людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации. Благодаря феномену добровольчества (по Всеобщей декларации добровольчества (январь 2001 г.)) в обществе поддерживаются и усиливаются человеческие ценности, забота о ближнем и служение людям; люди реализуют свои права и ответственность членов общества, одновременно познавая новое, совершенствуясь, раскрывая свой полный человеческий потенциал; устанавливаются межличностные связи, независимо от различий способствующие тому, чтобы жить в здоровых, устойчивых сообществах, работать вместе над созданием инновационных решений для общих проблем народов Земли.

Таким образом, мы понимаем добровольчество как участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли.

Доброволец/ волонтёр– человек, который по доброй воле принял решение посвятить своё время, опыт, знания, умения и навыки ради общественного блага, помощи другим людям или проведению какого-либо мероприятия на безвозмездной основе (Описание процесса работы с волонтёрами – М.: ОКОИ, 2010).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.