Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура земельных правоотношений






Субъектами земельных правоотношений являются:

1) государство;

2) государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель; 3) юридические лица Респблики Беларусь; 4) физические лица (граждане Республики Беларусь), в том числе иностранцы и лица без гражданства; 5) иностранные и международные юридические лица и их представительства; 6) иностранные государства.

Республика Беларусь стала субъектом правоотношении государственной собственности на землю в 1990 г. В Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. впервые было установлено право государственной собственности Республики Беларусь на свои природные ресурсы. Однако государство в целом редко выступает участником конкретных земельных отношений.

Свои права собственника на землю государство передает соответствующим органам на местах. Эти государственные органы сами собственниками земли не являются, но выполняют функции собственника.Для того, чтобы юридические лица и граждане, могли вступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей. Объектом материальных земельных правоотношений является земля, в отношении которой установлен определенный правовой режим (например, земли сельскохозяйственного назаначения). Процессуальные земельные правоотношения своим непосредственным объектом имеют результат, на достижение которого направлено процессуальное действие (данные кадастра о землях, сведения мониторинга земель, решения местного исполнительного и распорядительного органа о предоставлении земельного участка и т.д.) Конечным же объектом является земля как объект первичного к ним материального правоотношения. Круг объектов земельных правоотношений в сфере государственной и частной собственности определяется законодательством. Объектами земельных правоотношений государственной собственности не землю являются все земли, за исключением земель, переданных в частную собственость и собственность иностранного государства.Объект земельным правоотношений в области использования земли составляет индивидуально обособленный земельный участок.В правоохранительных земельных правоотношениях обьектом является установленный законом земельный правопорядок, права и законные интересы участников земельных провоотношений.

Под содержанием земельных правоотношений в земельно-правовой литературе понимаются взаимосвязанные между собой права и обязанности их участников, реализуемые ими путем совершения определенных действий или воздержания от совершения тех или иных действий, указанных в законе.

 

14. Субъекты земельных правоотношений

Субъекты земельных правоотношений перечислены в ст. 4 КоЗ. К их числу отнесены:

Президент РБ; Совет Министров РБ; государственные органы, осуществляющие государ-
ственное регулирование и управление в области использования и охраны земель; граждане РБ, иностранные граж­дане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели; юридические лица РБ;

иностранные юридические лица и их представитель­ства; иностранные государства, дипломатические и кон­сульские учреждения иностранных государств; международные организации и их представительства.

В данной статье в числе субъектов земельных правоот­ношений не указана РБ, что, однако, не исключает ее из их числа.

Республика Беларусь стала субъектом правоотношения государственной соб-ти на землю в 1990 г. В Деклара­ции о государственном суверенитете РБ от 27 июля 1990 г. впервые было установлено право госу­дарственной соб-ти РБ на свои природные ресурсы. Однако государство в целом редко выступает участником конкретных земельных отношений.

Свои права собственника на землю государство пере­дает соответствующим органам на местах. Эти государст­венные органы сами собственниками земли не являются, но выполняют функции собственника.

Для того, чтобы юридические и физические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотноше­ний, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная правоспособность юридического лица воз­никает с момента утверждения (регистрации) его устава (положения) и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями и задачами деятель­ности данного юридические лица.

Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения, а земельная дееспособность, как пра­вило, по достижении 18 лет. Действующее законодательство предусматривает значительное расширение земельной право­способности граждан. Согласно законодательству граждане РБ имеют право получать в соб-ть, владение, пользование, аренду земельные участки для веде­ния крестьянского (фермерского) хозяйства, личного под­собного хозяйства, строительства и (или) обслуживания жилого лома, садоводства, огородничества и т. д.

Земельная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства несколько уже, чем земельная право­способность граждан РБ. Так, иностран­ные граждане и лица без гражданства не могут быть субъ­ектами правоотношения пожизненного наследуемого вла­дения землей.

 

15. Объекты земельных правоотношений

Объектами земельных отношений являются земля (зем­ли) как компонент природной среды, земельные участки, а также права на земельные участки и ограничения (обре­менения) прав на земельные участки. К вещным правам на участки относятся: право соб-ти, право пожиз­ненного наследуемого владения, право постоянного поль­зования, право временного пользования, право аренды (субаренды).

Под землей (землями) понимается земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйст­ве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности.

Зем. уч-к - это часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматривае­мая в неразрывной связи с расположенными на ней капи­тальными строениями (зданиями, сооружениями).

Зем. уч-к может быть делимым или неделимым.

Объектом материальных земельных правоотношений яв­ляется земля, в отношении которой установлен определенный правовой режим (например, земли сельскохозяйственного назначения).

Процессуальные земельные правоотношения своим непосредственным объектом имеют результат, на дости­жение которого направлено процессуальное действие (дан­ные земельного кадастра о землях, сведения мониторинга земель, решение местного исполнительного комитета о предоставлении зем.уч-ка и т. д.).

Круг объектов земельных правоотношений в сфере го­сударственной и частной соб-ти определяется за­конодательством. Объектами земельных правоотношений го­сударственной соб-ти на землю являются все земли, за исключением земель, переданных в частную соб-ть, соб-ть иностранного государства или меж­дународной организации.

В сфере государственного управления землями объект земель­ных правоотношений находится в зависимости от компетен­ции органа управления землей и вида управленческой функции. Это может быть весь земельный фонд (ведение мониторинга земель, земельного кадастра), земля в пределах определен­ных административно-территориальных границ (предостав­ление и изъятие земель), отдельный зем. уч-к (внутрихозяйственное землеустройство).

Объект земельных правоотношений в области использова­ния земли составляет индивидуально обособленный зем. уч-к.

В правоохранительных земельных правоотношениях объек­том является установленный законом земельный правопорядок, права и законные интересы участников земельных правоот­ношений.

Содержание зем. пр.-отн.

Под содержанием земельных правоотношений в земельно-правовой литературе понимаются взаимосвязанные между собой права и обязанности их участников, реализуемые ими путем совершения определенных действий или воздер­жания от совершения тех или иных действий, указанных в законе.Конкретные права и обязанности участников земель­ных правоотношений зависят от их правового статуса, осо­бенностей объекта, вида, подвида отношений. Права и обязанности юридического лица — участника земельных правоотношений определяются в соответствии с его уставом (положением) и являются специальными. Права и обязанности физических лиц как участников земельных правоотношений определяются в значительной мере гражданством. В соответствии со ст. 1 КоЗ землепользова­тели - лица, осуществляющие хозяйственную и иную дея­тельность на земельных участках, находящихся в частной соб-ти граждан, негосударственных юридических лиц РБ либо в соб-ти иностран­ных государств, международных организаций (собствен­ники), пожизненном наследуемом владении (владельцы), постоянном или временном пользовании (пользователи), аренде (арендаторы), субаренде (субарендаторы). Землепользователи в соответствии с целями и условиями отвода земельных участков имеют право: самостоятельного осуществления землепользования; соб-ти на посевы, посадки сельскохозяйст­венных культур, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации; на использование в установленном законодательст­вом порядке для целей, не связанных с извлечением дохо­да, имеющихся на земельном участке водных объектов, общераспространенных полезных ископаемых, в том чис­ле торфа, а также полезных свойств земель; на возведение в установленном законодательством порядке жилых, производственных, культурно-бытовых и иных капитальных строений (зданий, сооружений); на проведение в установленном законодательством порядке мелиоративных мероприятий, размещение вод­ных объектов; на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием зем. участков, сносом распо­ложенных на них объектов недвижимого имущества, а так­же ограничением (обременением) прав на земельные уча­стки, в том числе установлением зем. сервитута; добровольного отказа от зем.уч-ка; требования установл. или прекращ. зем.сервитута.

Землепользователи неделимого зем.уч-ка, на котором расположены капитальные строения (здания, со­оружения), находящиеся в их обшей долевой соб-ти, осуществляют права, пропорционально своим долям в праве соб-ти на капитальные строения (здания, сооружения).

Землепользователи имеют и иные права, предусмот­ренные законодательством. Землепользователи обязаны: использовать земельные участки, а также располо­женные на них строения в соответствии с их целевым на­значением и условиями отвода земельных участков; осуществлять мероприятия по охране земель, пре-дусмотренные законодательством; своевременно вносить плату за пользование земель­ными участками; осуществлять благоустройство земельных участков; соблюдать установленные в соответствии с законо­дательными актами сроки занятия земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зда­ний, сооружений), а также иные условия отвода земель­ных участков; не нарушать права иных землепользователей; возвратить предоставленные им во временное поль­зование или аренду земельные участки по истечении сро­ка, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением; соблюдать установленные ограничения (обремене­ния) прав на зем. уч-к, в том числе условия зе­мельного сервитута.

 

17. Виды зем. пр.-отн.

Земельные правоотношения представляют собой общест­венные отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возник­новением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременении) прав на земельные участки, а также с исполь­зованием и охраной земель, урегулированные нормами земельного права.

Земельные правоотношения в зависимости от присущих им существенных признаков могут подразделяться на оп­ределенные виды.

Земельные правоотношения можно подразделить на следующие основные виды: правоотношения, связанные с созданием, измене­нием и прекращением существования земельных участков; правоотношения, связанные с возникновением, пере­ходом и прекращением прав, ограничений (обременении) прав на земельные участки; правоотношения по использованию и охране земель.В зависимости от содержания правоотношений, прав и обязанностей их участников земельные правоотношения классифицируются по основным институтам земельного права. Так, выделяют:

правоотношения соб-ти на землю; правоотношения в сфере государственного управ­ления землями; правоотношения в области использования земель; правоотношения в области охраны земель и земель­ных прав.

Каждый из этих видов земельных правоотношений, в свою очередь, подразделяется на разновидности.Правоотношения соб-ти на землю подразделя­ются:

на правоотношения частной соб-ти на землю; правоотношения государственной соб-ти на землю; правоотношения соб-ти на землю иностран­ных государств; правоотношения соб-ти на землю междуна­родных организаций.

Земельные правоотношения в сфере государственного управления землями выступают по форме как админист­ративно-правовые. Согласно направлениям деятельности по управлению землями к земельным правоотношениям по государственному управлению относятся следующие правоотношения:

по планированию использования и охраны земель; по землеустройству; по ведению государственного земельного кадастра; по предоставлению и изъятию земельных участков
и т. д.

Классификация правоотношений в области использо­вания земель может производиться в зависимости от при­надлежности зем.уч-ка к той или иной категории земель, выделяемой по основному целевому назначению. Согласно этому критерию видами земельных правоотно­шений по использованию являются правоотношения по использованию:

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, садоводческих товари­ществ, дачных кооперативов; земель промышленности, транспорта, связи, энер­гетики, обороны и иного назначения; земель природоохранного, оздоровительного, рек­реационного и историко-культурного назначения; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Также земельные правоотношения можно классифи­цировать на: материальные; процессуальные.

Земельное материальное правоотношение — это урегу­лированные нормами материального земельного права вза­имные права и обязанности участников земельных отно­шений.

Земельное процессуальное правоотношение - это уре­гулированные процессуальными нормами земельного права отношения, связанные с деятельностью соответствующих органов государства, имеющих целью реализацию земель­ных материальных правоотношений.

 

18. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений

Основания возникновения, изменения и прекращения земель­ных правоотношений — это юр.факты, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений.

В зависимости от юридических последствий факты под­разделяются на следующие виды: правоустанавливающие; правоизменяющие; правопрекращающие. При наличии правоустанавливающего факта возникает земельное правоотношение (заключение договора купли-продажи зем.уч-ка, предоставление зем.уч-ка во временное пользование).При наличии правоизменяющих фактов происходит изме­нение в субъекте, объекте или содержании правоотношения.С возникновением правопрекращающих фактов связано прекращение земельных правоотношений (например, ис­течение срока, на который был предоставлен зем. уч-к и т. д.). Для возникновения некоторых земельных правоотношений необходимо наличие простого юридического факта (напри­мер, совершение земельного правонарушения). Ряд земель­ных правоотношений возникает при наличии совокупности двух или более фактов (например, для возникновения право­отношения по владению и пользованию земельным участком гражданином необходимо: 1) принятие решения государственным органом о пре-
доставлении зем.уч-ка; 2) отвод зем.уч-ка на местности; 3) государственная регистрация создания зем.уч-ка и прав на него.

Одним из оснований возникновения земельных право­отношений служит правовой акт индивидуального значения. Данный акт влечет возникновение лишь конкретных земель­ных правоотношений. К этим актам относятся решения испол­комов о предоставлении земельных участков либо изъятии земельных участков для государственных нужд, решение суда о принудительном изъятии зем.уч-ка у соб­ственника за нарушения земельного законодательства.

В последнее время все большее значение в качестве основания возникновения конкретного правоотношения приобретает сделка и ее разновидность — договор. Договор может быть как самостоятельным основанием установления конкретного земельного правоотношения, так и дополнением к соответствующему административному акту. Как дополнение к административному акту он может быть заключен в соответствии с решением уполномоченного ор­гана о предоставлении субъекту зем.уч-ка в аренду из земель, являющихся соб-тью государства.

Среди оснований, влекущих прекращение конкретных земель­ных правоотношений, можно выделить следующие: 1) действия, которые могут быть правомерными и неправомерными; 2) бездействия; 3)события, указанные в законодательстве.К правомерным действиям относятся: добровольный отказ от зем.уч-ка; прекращение деятельности юридического лица; прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не установлено законодательством РБ; отчуждение зем.уч-ка; изъятие зем.уч-ка для государственных нужд.

К неправомерным действиям, прекращающим земель­ные правоотношения, относятся: использование зем.уч-ка не по целевому назначению; совершение землепользователем сделок с земель­ным участком, не допускаемых законодательством. Бездействиями, влекущими прекращение земельных правоотношений, являются: неуплата земельного налога по истечении двух на­логовых периодов; неиспользование в течение определенного срока предоставленного зем.уч-ка.

Событиями, прекращающими земельные правоотно­шения, являются: 1) истечение срока, на который был предоставлен зем. уч-к; 2) смерть землепользователя.

 

19. Понятие и общая характеристика права соб-ти на землю

Принятый Верховным Советом РБ 11 декабря 1990 г. Кодекс РБ о земле признавал лишь разнообразие и равноправие форм хозяйст­вования на земле. Кодекс устанавливал только государст­венную форму соб-ти на землю. В 1993 году был принят Закон РБ «О праве соб-ти на землю», который коренным об­разом изменил принцип исключительной соб-ти государства на землю. Следующий этап регулирования отношений соб-ти на землю был связан с принятием КоЗ 4 ян­варя 1999 г., который предоставил право иностранным государствам и юридическим лицам РБ приобретать земельные участки в соб-ть при со­блюдении ряда условий. Новым этапом реформирования отношений соб-ти на землю можно назвать принятие Кодекса РБ о земле 23 июля 2008 г., вступающего в силу с 1 января 2009 г.

Как юридическая категория соб-ть на землю представляет собой результат закрепления правовыми нор­мами экономических отношений по владению, пользова­нию и распоряжению землей. Право соб-ти является одним из основных вещ­ных прав. В объективном смысле право соб-ти на землю представляет собой совокупность норм права, регулирую­щих отношения земельной соб-ти.

В субъективном смысле право соб-ти на землю — это совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей в порядке, преду­смотренном законодательством. Субъективному праву соб-ти на землю как праву абсолютному противостоит неопределенное число лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, ущемляющих права собственника и препятствующих ему нормально осуществлять свое право. В случае нарушения субъективного права соб-ти оно независимо от формы соб-ти защищается зако­ном в принудительном порядке. Согласно ст. 13 Конститу­ции государство гарантирует равную защиту всем формам соб-ти. В соответствии со ст. 210 Гражданскою кодекса РБ (далее - ГК РБ) владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой ее оборот допускается законодательством, осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окру­жающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц. Право соб-ти бессрочно. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему зем.уч-ка, если иное не предусмотрено законом или договором. Как указывалось выше, право соб-ти на землю в Республике Беларусь регулируется Кодексом о земле, Г К РБ и рядом иных нормативных право­вых актов. Следует подчеркнуть, что абсолютной земельной соб-ти нет. Законодательством устанавливаются ограничения правомочий собственника, например, обязан­ность использовать землю только по целевому назначению, выполнять природоохранные мероприятия и т. д. Наиболее существенным образом ограничена частная соб-ть на землю (ограничения по сделкам и т. д.).

Статья 12 КоЗ устанавливает две формы соб-ти на землю: государственная; частная. Кроме того, земля может находиться в соб-ти иностранных государств и международных организаций.

20. Субъекты и объекты права собственности на землю. Право частной собственности на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли физиче­ским лицам и негосударственным юридическим лицам. Субъектами права частной собственности на землю являются: граждане Республики Беларусь; негосударственные юридические лица; иностранные граждане и лица без гражданства. Объектами права частной собственности на землю граждан Республики Беларусь являются земельные участки, предоставлен­ные для следующих целей: для ведения личного подсобного хозяйства; для строительства и обслуживания жилого дома; для коллективного садоводства; для дачного строительства; для обслуживания зарегистрированной организацией по го­сударственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме. Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населен­ном пункте, поселке городского типа для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строи­тельства и обслуживания жилого дома, обслуживания квар­тиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Площадь иных земельных участков, приобретаемых в частную собственность граждан Республики Беларусь, следующая: для коллективного садоводства - до 0, 15 га на одного члена садоводческого товарищества; для дачного строительства - до 0, 15 га на одного члена дач­ного кооператива; для строительства и обслуживания жилого дома, а так­же обслуживания квартиры в блокированном жилом доме: в городах - от 0, 05 до 0, 15 га включительно; в сельских населенных-от 0, 15 до 0, 25 га включительно.

 

21. Основания возникновения и прекращения права соб-ти на землю

Основанием возникн. права гос. соб­-ти на землю служит НПА.

В настоящее время основаниями возн. права гос. соб-ти на

землю являются: решение местного исполкома о вы­купе зем. участка из ч. соб-ти в гос. соб-ть; постан. суда о принуд. изъятии зе­м. участка из частной соб-ти в соб-ть РБ; заявление гражданина, юр. лица о добро­вольной безвозмездной передаче зем.уч-ка из ча­стной соб-ти в соб-ть РБ. Основанием прекращения права гос. соб-ти является решение соотв. гос. органа о передаче зем. участка в ч. соб-ть, соб-ть иностранного государства или международной организации. Основаниями возникновения права ч. соб-ти на землю являются: адм.-прав. акты (решения гос. органов о передаче зем. участков в ч. соб-ть); гражда.-прав. сделки с зем. участ­ками (в т.ч. приобретение участка с аукциона); постановление суда, устанавливающее право соб-ти на землю.

Новеллой зем. зак-ва явл. воз­можность приобрет. права на зем. уч-к, владе­ние которым осуществляется в течение длительного време­ни, предусм-ая ст. 44 КоЗ. Так, гр-не РБ, у кот. отсут-т документы на зем. уч-к или которые используют зем. уч-к, граница и (или) размер кот-го на местно­сти не совпадают с данными параметрами по док-там, но кот. добросовестно, открыто и непрерывно владеют им как своим собственным в теч. 15 и более лет, имеют право в соотв. с зак-вом при­обрести этот зем. уч-к в частную соб-ть или получить его в пожизн. наслед. владение, аренду в сложившейся границе.

Добросовестность, открытость и непрерывность владе­ния подтверждаются сведениями, внесенными в земель­но-кадастровую документацию, либо строительным пас­портом, паспортом домовладения и документами об упла­те земельного налога. К возникновению права частной соб-ти на зем­лю необходимо отнести и совокупность оснований (напри­мер, заключение сделки с землей и регистрация права соб-ти на землю в государственных органах как особого основания для возникновения права соб-ти).

Право ч. соб-ти на зем. уч-ки прекращается по реш. Обл, Минского гор., гор. (города обл. подчинения), рай­онного, сельского, поселкового исполкома в соотв. с его компет. либо по поста­новлению суда: при отчуждении зем.уч-ка лицам, которые в соответствии с законодательными актами не могут яв­ляться собственниками земельных участков; =при добровольной передаче земельных участков в го­сударственную соб-ть; =при изъятии зем.уч-ка для государствен­ных нужд; =при ликвидации негосударственного юридического лица РБ; =в случае смерти гражданина и признания наследства выморочным; =в случае, предусмотренном ч. 9 ст. 50 КоЗ; =при признании зем. участка бесхозяйным.

Право частной соб-ти на зем. уч-к прекращается также при принудительном изъятии зем.уч-ка по постановлению суда: 1) при неуплате зем. налога по истечении 2 налоговых периодов; 2) при исп. зем.уч-ка не по целе­вому назначению; 3) при признании пустующего жилого дома бесхозяйным и передаче его в соб-ть соответствующей адм.-терр. единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выку­па адм-терр. единицей или пе­редачи соотв. исполкому для продажи с публичных торгов; 4) если гражданин в течение 1года, а негос. юр. лицо РБ в течение 6 месяцев со дня получения свидетельства (удостове­рения) о гос. регистрации создания зем.уч-ка и возникновения права на него не приступи­ли к занятию данного участка; 5) если гражданин в течение 1 года, а негос. юр. лицо РБ в течение 6 месяцев либо в течение иного срока, установлен­ного в соотв. с зак-вом, после разруше­ния капитального строения (здания, сооружения) в ре­зультате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и (или) обслуживания ко­торого предоставлялся зем. участок, не приступили к восстановлению

 

22. Содержание права соб-ти на землю

В соответствии с Гражданским кодексом РБ собственнику земли принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться своим участком.

Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над земельным участком, реального фактического обладания земельным участком, т. е. возможность определять участок как часть своего хозяйства, числить его на балансе. Собст­венник регистрирует зем. уч-к, отграничивает его от других земельных участков, закрепляет границы зем.уч-ка на местности.

На основании данного правомочия собственник впра­ве требовать путем предъявления виндикационного иска возврата участка из чужого незаконного владения (ст. 282 ГК РБ).

Правомочие пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлечения из участка его полез­ных свойств при условии соблюдения целевого назначения, установленного при оформлении прав на участок. Собствен­нику запрещается самостоятельно изменять целевое назна­чение своего участка. При использовании участка не по це­левому назначению, а также при неиспользовании участка по целевому назначению в течение определенного периода времени к собственнику применяются соответствующие меры юридической ответственности вплоть до изъятия зем.уч-ка. Владение землей подразумевает возмож­ность пользоваться ею, а также с учетом имеющихся правил использовать ресурсы, находящиеся на поверхности и под землей, и извлекать пользу.

Правомочие распоряжения представляет собой юриди­чески обеспеченную возможность определять судьбу уча­стка. Распоряжаться принадлежащим ему участком собст­венник может путем его продажи, мены, дарения, заве­щания, сдачи в аренду, в ипотеку с учетом ограничений по сделкам, установленных законодательством.

 

23.Защита прав собственности на землю. Общая норма о защите прав землепользователей, в том числе собственников земельных участков, содержится в ст. 71 Кодекса о земле содер­жатся только правила о судебном рассмотрении споров, связанных с возмещением убытков, и о возможности альтернативного обжа­лования решений государственных органов, осуществляющих госу­дарственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, в том числе решения об отказе в предоставлении земельных участков.Способы защиты гражданских прав закрепляются в ст. 11 ГК. Существуют следующие способы защиты: признание права собственности на земельный участок; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право собственности или создающих угрозу его нарушения; возмещение убытков; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления. Возмещение убытков как способ зашиты прав землепользовате­лей предусматривается нормами земельного и гражданского законо­дательства. Статья 75 Кодекса о земле регламентирует возмещение причиняемых: -изъятием или временным занятием земельных участков; - сносом расположенных на земельных участках объектов недви­жимого имущества; -ограничением прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов. Законодательство об охране и использовании земель закрепляет определенные гарантии прав землепользователей: 1.при изъятии земельных участков для государственных нужд - землепользователям возмещаются убытки и производится выкуп земельных участков по кадастровой стоимости на дату выкупа. Исключением является выкуп земельного участка, приобретенно­го в собственность по результатам аукциона. 2. При изменении границ ате-стабильность права на предоставленный зем. уч.

 

24. Право государственной соб-ти на землю

Право государственной соб-ти на землю можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, оно представляет собой совокупность норм, закрепляющих принадлежность земли государству. Во-вторых, оно выступает в качестве меры возможно­го поведения государства в отношении всех земельных ре­сурсов республики. Эта мера поведения раскрывается в принадлежащих государству правомочиях: владение, поль­зование, распоряжение. В соб-ти РБ находятся все земли, за исключением земель, переданных в частную соб-ть, в соб-ть иностранных государств или международных организаций. Права по распор яжени ю государствен ными землями путем и х передачи в пользование, аренду, владе ние, а также отчуждения из соб-ти РБ при-надлежат_областным, районным, городски м, сельским, поселковым испол ни тельным к омитетам в случаях, пре-дусмотре нных земельным закон одательств ом. В отношении земельной соб-ти государство дей­ствует как публичный субъект и как частно-правовой уча­стник. Публично-правовые функции государства как соб­ственника земли следующие: учет земель, контроль за ис­пользованием земли, разрешение земельных споров, при­влечение к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства. Все земли РБ подразделяются на ка­тегории исходя из основного целевого назначения и неза­висимо от форм соб-ти. Кроме того, все земли под­разделяются на виды. Определенные категории и виды земель в силу их осо­бой значимости не могут отчуждаться из соб-ти РБ.

Не подлежат предоставлению в частную соб-ть, соб-ть иностранных государств, международных ор­ганизаций земельные участки, относящиеся к землям сле­дующих категорий и видов:

— земли сельскохозяйственного назначения; - земли природоохранного, оздоровительного, рекреа­ционного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; - земли под дорогами и иными транспортными ком­муникациями; — земли общего пользования.

Не подлежат предоставлению в частную соб-ть, соб-ть иностранных государств, международных ор­ганизаций земельные участки: на которых расположены объекты недвижимого иму­щества, находящиеся только в государственной соб-ти; на землях, подвергшихся радиоактивному загрязне­нию; на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых; которые в соответствии с утвержденными генераль­ными планами городов и иных населенных пунктов, гра­достроительными проектами детального планирования и землеустроительной документацией предусмотрены для це­левого использования, исключающего их предоставление в соб-ть.

Данные земли исключены из свободного гражданско-правового оборота. Они могут предоставляться только на условиях владения, пользования или аренды. Предоставляя данные земли для использования, государство сохраняет за собой права собственника.

25. Право соб-ти на землю иностранных государств и международных организаций.

КоЗ 1999 г. предоставил право иностран­ным государствам на приобретение земли на территории РБ в соб-ть. КоЗ от 23 июля 2008 г. предоставил возможность международным организациям приобретать зем ельные участки в соб-ть на территории РБ. Иностранные государства вправе приобрести земельные участки в соб-ть для следующих целей:

для размещения дипломатического представительства;

для размещения консульского учреждения.

Межд унаро дна я организация в праве приобрести зем. уч-к в соб-ть для размещения сво его пред­ стави тель ства. П орядок приобретения земельных участков для данных целей должен быть установлен Президентом РБ.

В КоЗ 1999 г. этот вопрос решен следую­щим образом.

Иностранное государство вправе приобрести в соб-ть зем. уч-к в случае, если:

в соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в соб-ть зем. уч-к на терри­тории этого иностранного государства;

одновременно с приобретением в соб-ть зем.уч-ка на территории РБ ино­странное государство гарантирует Республике Беларусь пра­во приобретения в соб-ть зем.уч-ка на тер­ритории этого иностранного государства для тех же целей.

Зем. уч-к приобретается иностранным госу­дарством н а основании договора, за ключенного с Сове- том Министров РБ.

Местонахождение постоянного дипломатического пред­ставительства или консульского учреждения необходимо согласовать с Министерством иностранных дел РБ.

Данный зем. уч-к подлежит принудительно­му изъятию в случаях, когда аналогичный зем. уч-к на территории иностранного государства подлежит принудительному изъятию из соб-ти РБ или когда это предусмотрено соответствующим международным договором.

 

26. Право частной соб-ти на землю

Право частной соб-ти на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли участникам экономических отношений, кроме го­сударства. Субъектами права частной соб-ти на землю яв­ляются: граждане РБ; негос. юр. лица. Объектами права частной соб-ти на землю гра­ждан РБ являются земельные участки, приобретенные для следующих целей: для ведения личного подсобного хозяйства; для строительства и (или) обслуживания жилого дома; для коллективного садоводства; для дачного строительства; для обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущест-ва, прав на него и сделок с ним квартиры в блокирован-ном жилом доме.

Площадь земельных участков, приобретаемых в част­ную соб-ть для ведения личного подсобного хо­зяйства, не должна превышать 1 га с учетом площади зем.уч-ка, имеющегося при доме в данном насе­ленном пункте.

Площадь иных земельных участков, приобретаемых в частную соб-ть граждан, следующая: для коллект. садоводства — до 0, 15 га на од­ного члена садоводческого товарищества; для дачного строительства - до 0, 15 га на одного члена дачного кооператива; для строительства и обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме: — в городах - от 0, 05 до 0, 15 га включительно; - в с/х насел. пунктах (поселках городского типа) - от 0, 15 до 0, 25 га включительно. Но в отдельных случаях земельные участки для строи­тельства и обслуживания жилого дома могут предостав­ляться в размерах: в городах — менее 0, 05 га, в сельской местности - менее 0, 15 га. При этом должны учитываться местные условия и особенности, соблюдаться противопо­жарные, санитарные, экологические, строительные и иные нормы и правила. На предоставление зем.уч-ка в меньших размерах необходимо согласие гражданина.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что общая площадь земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме, для дачного строительства и коллективного садоводства законодательством не ограни­чивается. Ограничения установлены для каждого конкретно­го участка. Таким образом, получается, что в частной соб-ти гражданина может находиться неограниченное число земельных участков, предоставленных для дачного строительства, садоводства, строительства и (или) обслу­живания жилого дома, обслуживания квартиры в блокиро­ванном жилом доме, но при этом размер каждого отдель­ного зем.уч-ка не должен превышать норм, ус­тановленных ст. 36 КоЗ.Негосударственным юридическим лицам РБ земельные участки, находящиеся в государствен­ной соб-ти, могут предоставляться в частную соб-ть по результатам аукционов. Без проведения аук­циона земельные участки могут предоставляться негосу­дарственным юридическим лицам РБ для обслуживания принадлежащих им на праве соб-ти капитальных строений (зданий, сооружений), расположен­ных на приобретаемых ими в частную соб-ть зе­мельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом РБ. Право частной соб-ти на зем. уч-к удостоверяется свидетельством (удостоверением) о госу­дарственной регистрации и соответствующей записью в земельно-кадастровых документах.

Земельное законодательство достаточно узко рассмат­ривает право частной соб-ти на землю с позиций прав соб-ти на поверхность земли. Недра РБ являются исключительной соб-тью государства. Недра - это часть земной коры, расположен­ная ниже почвенного слоя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.