Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Адаптивные изменения – спонтанные стратегические изменения, обусловленные рядом последовательных мер






Адаптивные изменения – спонтанные стратегические изменения, обусловленные рядом последовательных мер, принятых в течение длительного периода, оказывающие воздействие на традиционные критерии, структуру власти, компетентность менеджеров. Возникают как реакция на постоянные воздействия извне или на неудовлетворительные производственно – хозяйственные показатели организации.

Анализ SWOT – анализ сильных и слабых сторон фирмы (внутренняя среда), оценка ее возможностей и потенциальных угроз (внешняя среда). Возможности дают фирме шанс: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, расширить долю рынка, перестроить цепочки ценностей, внедриться на новый рынок и т.д. Угрозы могут нанести ущерб, лишить фирму существующих преимуществ: появление новых конкурентов или товаров – заменителей, замедление роста рынка, изменения предпочтений потребителей и т.д.

Альянс стратегический – координация и разделение усилий нескольких фирм в том или ином направлении деятельности для достижения, каких – либо конкретных целей. Возникают, когда компании не просто оформляют торговые сделки между собой, а сближаются в каком – либо смысле. Все фирмы сближения относятся к стратегических альянсам (функциональные соглашения, покупка акций, совместные предприятия), пока не произойдет полного слияния.

Балансирование набора СЗХ – метод оптимизации характеристик деятельности предприятия (рентабельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе, гибкости и синергизма и др.) с целью повышения эффективности ее функционирования.

Бенчмаркинг - метод современного менеджмента, с помощью которого данная компания проводит сравнение своей деятельности с практикой других компаний в целях осуществления конкретных изменений позволяющих улучшить деятельность компании и повысить ее конкурентоспособность.

Вертикальная интеграция – стратегия интегрированного роста, когда положение фирмы внутри отрасли изменяется за счет расширения ее путем добавления новых структур. Стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция «назад») направлена на рост фирмы за счет приобретения компаний – поставщиков либо же усиления контроля над ними. Стратегия прямой вертикальной интеграции (интеграция «вперед») выражается в росте фирмы за счет усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем (над системами распределения).

Внутренняя гибкость – обеспечение такой внутриорганизационной координации, при которой мощности, материальные, управленческие ресурсы организации могут быть быстро и легко переведены из одной бизнес – единицы в другую.

Внешняя гибкость – способность организации (предприятия) к эффективному варьированию целями, обеспечивающими своевременное и эффективное изменение набора СЗХ и проводимой в отношении их товарной, ценовой, инвестиционной политики.

Входные барьеры – факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов. Возведение барьеров является одной из форм борьбы за обретение и сохранение конкурентных преимуществ. Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением на рынок, настолько высокими, что под угрозу будет поставлена сама окупаемость инвестированных капиталов.

Выходные барьеры – факторы, препятствующие уходу фирм из отрасли (с рынка). Они принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где рентабельность низкая или отсутствуют доходы на капитал. Могут носить социально – политический, экономический и эмоциональный характер.

Возможный негативный синергетический эффект – появление у организаций в составе набора СЗХ зон, резко отличающихся от остальных, традиционных, по уровню нестабильности и критическим факторам успеха, что ухудшает общий результат деятельности («2+2 < 4»)

Глобальная конкуренция – форма международной конкуренции, когда конкурентная позиция фирмы в одной стране существенно влияет на ее позиции в других странах.

Глобальная отрасль – отрасль, в которой на стратегические позиции фирм – конкурентов на определенных географических или национальных рынках сильное влияние оказывает их общая позиция на мировом рынке.

Глобальная стратегия – одинакова для всех стран, хотя и существуют небольшие отличия в стратегиях на каждом рынке, вызванные необходимостью приспособления к его специфическим условиям, но основной конкурентный подход (например, низкие затраты, дифференциация или фокусировка) остается неизменным для всех стран где работает фирма.

Деловая стратегия (конкурентная, бизнес – стратегия) направлена на разработки мероприятий, связанных с управлением деятельностью в одной специфической сфере бизнеса и установление долгосрочных конкурентных позиций фирмы на рынке.

Диверсификация – процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства; наиболее подходящий путь для инвестирования капитала и уменьшения степени риска и зависимости от одного стратегического хозяйственного подразделения, особенно если дальнейшая экспансия в основных сферах бизнеса ограничена.

Дифференциация – разделение, расчленение, расслоение целого на различные формы, части, ступени; стремление к уникальности в каком – либо аспекте.

Дифференциация продуктовая – характеристика конкурентной стратегии, определяющая особенности продукции организации.

Дифференциация рыночная – характеристика конкурентной стратегии организации, определяющая особенности ее положения на рынке.

Детерминанты «национального ромба» – факторы, сформировавшиеся в стране базирования фирмы и во многом определяющие конкурентное преимущество фирмы, как на внутреннем, так и на мировом рынке. К детерминантам относятся: материальные и нематериальные условия; стратегии фирм, их структура и соперничество; параметры спроса; наличие родственных и поддерживающих отраслей; роль случая; роль правительства.

Декомпозиция целей («дерево целей») – построение иерархии целей на основе структурирования глобальной цели фирмы сверху вниз по уровням до конкретных мероприятий, разработки системы целей подчиненного характера (локальных), совокупное достижение которых позволяет реализовать глобальную цель фирмы.

Долгосрочное планирование – предполагает, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста.

Зоны стратегических ресурсов (ЗСР) – совокупность поставщиков основополагающих ресурсов, способных обеспечить получение производственной системой (предприятием, организацией) этих ресурсов для вывода на рынок того или иного товарного ассортимента.

Конкурентоспособность организации – способность вести успешную конкурентную борьбу, ее сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

Конкурентный статус фирмы – предпосылка того или иного уровня конкурентного преимущества, создаваемая совокупным влиянием стратегического потенциала и детерминант национального «ромба».

Концепция стратегических групп – используется в тех случаях, когда отрасль состоит из нескольких четких групп конкурентов, причем каждая из них занимает различаемую, отличную от других позицию на рынке и имеет свои собственные способы работы с покупателями.

Миссия – стратегическая установка, предназначение, четко выраженная причина существования организации. Характеризует возможность заниматься бизнесом, на который фирма ориентируется с учетом рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

Многонациональная конкуренция – одна из форм международной конкуренции, когда конкуренция в каждой стране или небольшой группе стран, по сути, протекает независимо; рассматриваемая отрасль имеется во многих странах, но в каждой из них конкуренция идет по-своему, т.е. не существует мирового рынка, а есть набор самостоятельных национальных рынков

Многонациональная стратегия – стратегия, при которой компания приспосабливает свой стратегический подход к конкретной ситуации на рынке каждой страны. Приемлема для отраслей, где преобладает многонациональная конкуренция.

Организационная культура предприятия – совокупность ценностей, норм, правил, обычаев, традиций, ориентиров, разделяемых его сотрудниками.

Организационная структура – комплекс управленческих и производственных звеньев (элементов) организации, их соподчинение и соединение. Имеет характерные особенности в каждой компании, отражает мнение руководства о функциях и системе подчиненности, конкретный набор ключевых факторов успеха, цепочку ценностей, отраслевые особенности.

Продуктово – маркетинговая стратегия – нацелена на анализ, разработку и принятие комплекса стратегических решений в области номенклатуры, ассортимента, качества и объема производства продуктов организации, а также в области реализации продуктов на соответствующих рынках.

Портфель бизнесов – используется для определения разнообразных групп хозяйственных подразделений, принадлежащих одной фирме (одному владельцу).

Предпринимательский стиль поведения организации – образ действий, который вместо того, чтобы подавлять и минимизировать изменения, стремится к ним: предвосхищаются будущие возможности и опасности, ведется глобальный поиск альтернативных путей действий, генерируются многочисленные альтернативы развития.

Приростный стиль поведения организац ии – образ действий, направленный на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее отношениях с окружением: изменения не приветствуются, ограничиваются или минимизируются.

Процесс стратегического менеджмента – совокупность последовательных действий (функций) для достижения целей, поставленных перед организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям.

Портфельная стратегия (типовая, корпоративная, общая) – стратегия комплектования важнейших зон хозяйствования, назначение которой – эффективное балансирование направлений деятельности фирмы, связанных с получением доходов, разработкой и выпуском на рынок новых товаров, уходом с рынка, поддержанием имеющегося уровня продаж.

Профильная диверсификация (связанна я) – вид диверсификации, при котором компания расширяет сферы своей деятельности в отрасли, обладающие «стратегическим соответствием», т.е. имеющие схожие с данной компанией цепочки создания стоимости, что создает возможность объединения различных производств в единую систему и максимального использования эффекта кривой опыта для снижения издержек производства.

Реактивное поведение организации (реактивная стра тегия) – образ действий, при котором ответ на воздействие извне (изменение предпочтений потребителей, появление новых конкурентов и т.д.) осуществляется после самого факта воздействия.

Реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование, обновление деловых процессов для достижения резких (скачкообразных) улучшений.

Реструктуризация – изменение структуры чего – либо по определенным параметрам (сроку, назначению, величине и т.д.) в связи с изменившимися условиями и в целях позитивного решения проблемы. Один из методов антикризисного управления (реструктуризация долгов, предприятия, финансов, технологии, персонала).

Синергизм (синергия) – стратегическое преимущество, возникающее при сосредоточении двух или более бизнесов в рамках одной организации. Преимущества основываются на эффекте совместных действий, который должен быть выше, чем простая сумма индивидуальных усилий.

Синергический эффект – вариант реакции организации на комбинированное воздействие двух или нескольких факторов, характеризующейся тем, что это действие превышает действие, оказываемое каждым фактором в отдельности.

Среда косвенного воздействия – факторы внешней среды, которые не оказывают непосредственного воздействия на поведение организации, но косвенно влияют на процесс формирования стратегии, к ней относятся экономические, политические, правовые, технологические социально – демографические факторы.

Среда прямого (непосредственного) воздействия – совокупность факторов внешней среды, непосредственно и незамедлительно влияющих на поведение организации: поставщики, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, общественные организации, учреждения государственной области.

Стратегический менеджмент – управленческая деятельность, связанная с постановкой долгосрочных целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организаций и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.

Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) – отдельный сегмент окружения, на который организация имеет (или хочет иметь) выход.

Стратегический хозяйственный центр (СХЦ) – внутриорганизационная единица, отвечающая за выработку стратегических позиций организации в одной или нескольких зонах хозяйствования.

Стратегическая сегментация – процесс анализа отдельных СЗХ, выбора стратегических позиций организаций в каждой из них и определение долговременного баланса стратегических ресурсов.

Стратегические чрезвычайные меры – меры, которые принимают с тем, чтобы привести деятельность организации в соответствие с дискретными изменениями в ее отношениях с внешним окружением, в ее внутренней динамике и в ее системе ценностей (например, проникновение в новые сферы бизнеса, отказ от текущей предметно – производственной специализации, существенная реорганизация).

Стратегия – качественно определенная, обобщенная модель долгосрочных действий организации, которые ей необходимо осуществить для достижения поставленных целей посредством распределения и координации своих ресурсов.

Стратегический контроль - координация функции стратегического анализа, целеполагания, планирования и коррекции стратегии; осуществление контроля за функционированием всей системы в целом; развитие подсистемы информационного обеспечения.

Стратегический потенциал фирмы – совокупность производственных ресурсов, обеспечивающих возможность реализации стратегических целей фирмы.

Стратегия лидерства по издержкам – одна из конкурентных стратегий фирмы, направленных на создание конкурентных преимуществ. Фирма, используя данную стратегию, ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве, минимизируя затраты и предлагая низкие цены. Эта стратегия опирается на производительность и обычно связана с осуществлением эффекта кривой опыта.

Стратегия фокусирования – разновидность конкурентной стратегии, состоит в концентрации на нуждах одного сегмента или конкурентной группы покупателей без стремления охватить весь рынок. Основная цель – удовлетворение потребностей выбранного целевого сегмента лучшим образом, чем у конкурентов. Может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по издержкам, либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента.

Стратегия оптимальных издержек –ориентируется на сочетание низких издержек и широкой дифференциации продукции. Направлена на удовлетворение нужд потребителей за счет предоставления им большой гаммы товаров по ценам более низким, чем на аналогичную продукцию конкурентов.

Стратегия отступления – связана с сокращением рыночной доли в возможно более короткий срок в целях увеличения прибыли. Как правило, вынужденная, а не выбираемая стратегия, когда фирме срочно необходимы денежные средства, и она идет на то, чтобы «продать» часть своей рыночной доли конкурентам.

Стратегия сбора урожая – отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимизации доходов в краткосрочной перспективе. Применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан. Предполагает получение максимально возможного дохода в период сокращения конкретного вида деятельности до нулевого уровня.

Сильные сигналы – очевидные и конкретные признаки наступления важных событий для организации, выявленные в результате наблюдения, которым она в состоянии дать оценку и принять соответствующие меры.

Слабые сигналы – проблемы, известные по ранним и неточным признакам наступления важных событий для организации.

Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) – отдельный сегмент внешней среды, на который предприятие имеет (или хочет иметь) выход.

Управление стратегическим набором – предполагает определение набора СЗХ, в котором предприятие будет действовать в перспективе; определение рода взаимодействия между СЗХ, выбор методов защиты стратегического перспективного набора от разрушительного воздействия неожиданных событий.

Управление стратегическими задачами – система мер по определению отклонений от основных направлений будущей деятельности организации, которые могут возникнуть в результате появления новых возможностей и влияния сильных (слабых) сторон деятельности организации.

Экстраполяция – прогнозирование будущего, исходя из тенденций, существовавших в прошлом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.