Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические методы управления






Экономические методы управления – это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей.

Экономические методы управления людьми реализуются через оплату труда и различные формы материального поощрения и социальных гарантий.

Экономические интересы делятся на четыре большие группы: интересы государства, интересы отрасли, интересы организации, интересы личности.

Между этими интересами всегда существуют противоречия.

Искусство руководителя – разрешать данные противоречия, находить приемлемые компромиссы.

Экономические методы управления основываются на материальной заинтересованности работников, в самостоятельном поиске оптимальных решений и ответственности за их результаты.

Материальная заинтересованность (мотивация) используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество.

При этом используется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность.

Методы стимулирования результативной работы:

- прямые индивидуальные (сдельная, повременная оплата, различные премии, плата за отсутствие прогулов, плата за обучение);

- прямые групповые (распределение прибыли, дивиденды по акциям);

- косвенные индивидуальные (льготное питание, дополнительная заработная плата, социальная защита);

- косвенные групповые (дополнительные выплаты закрепляют право собственности, групповые премии).

Экономические методы управления с одной стороны должны стимулировать деятельность организации, с другой стороны – они должны служить стимулом для персонала этих организаций.

Отсюда можно выделить три уровня применения экономических методов управления:

- первый уровень – управление организацией со стороны государства; основными экономическими методами этого уровня являются налогообложение, госзаказ и финансирование;

- второй уровень управление структурными подразделениями организации; основными экономическими методами, применяемыми на это уровне, являются внутрипроизводственный хозяйственный расчет и налогообложение;

- третий уровень управление персоналом организации, где основную роль играют материальные вознаграждения, штрафы и налогообложение.

Из сказанного следует, что наиболее универсальным экономическим методом управления является налогообложение. С его помощью государство может, меняя ставки налогов, регулировать активность как юридических, так и физических лиц, стимулируя этим развитие определенных отраслей и отдельных предприятий, привлекая туда капиталы и квалифицированный персонал.

Госзаказ, как метод управления, подразумевает выделение организации финансовых и материальных ресурсов для производства необходимой государству продукции. Выгодность госзаказа для организации обусловлена гарантированным сбытом произведенного.

Финансирование (в виде субсидирования или кредитования) подразумевает финансовую поддержку государством организаций, в развитии которых оно заинтересовано.

Исходными положениями внутрипроизводствен­ного хозяйственного расчета являются:

- закрепление за структурным подразделением ресур­сов, необходимых для хозяйственной деятельности;

- предоставление подразделению оперативно-хозяй­ственной самостоятельности посредством наделения его руководства соответствующими полномочиями;

- разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;

- применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.

Экономическая мотивация персонала складывается из четырех основных составляющих:

1. прямое материальное вознаграждение, включающее заработную плату, надбавки и доплаты, премии (или бонусы), участие в прибылях (распределение ее дополнительной величины) и акционерном капитале – передача работникам акций, или их продажи по льготным ценам (участие в собственности);

2. дополнительные (или социальные) выплаты;

3. штрафы;

4. выплачиваемые налоги.

К дополнительным материальным стимулам относятся:

1. возможность использовать оборудование организации в личных целях по льготным тарифам (например, аренда автотранспорта, компьютера и т.д.);

2. субсидии на питание;

3. скидки на покупку товаров своей организации;

4. помощь в оплате стоимости образования, причем не только работникам организации, но и членам их семей;

5. предоставление возможности обучения на различных курсах организации;

6. возможность получения льготных кредитов;

7. возможность членства в различных клубах (спортивных, по интересам и т.д.);

8. предоставление различных страховок;

9. предоставление различных видов медицинского обслуживания (при этом, организация никогда полностью не оплачивает стоимость услуг);

10. пенсионное обеспечение.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.