Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По изучению курса






 

История государства и права зарубежных стран является одним из самых объемных и в связи с этим одним из самых трудных для усвоения курсов в системе образования будущих юристов. Трудности эти связаны со спецификой предмета и обилием исторического материала. Во-первых, данный курс охватывает исторический период почти в 6 тысяч лет: от момента образования протогосударств (рубеж IV-III тыс. до н.э.) до наших дней; во-вторых, в рамках курса изучается процесс развития государственно-правовых институтов многих стран, каждая из которых прошла свой путь исторического развития, формируя при этом богатый понятийный аппарат, который также требует дополнительного изучения и «привыкания» к своеобразным терминам и понятиям; в-третьих, изучение исторических процессов невозможно без усвоения дат важнейших государственно-политических и правовых событий.

Изучение курса следует начать с понятия его предмета. Эта учебная дисциплина исследует возникновение и развитие государственно-правовых институтов в странах, оказавших наибольшее влияние на историю мировой государственности и права. При этом изучаются как общие закономерности, так и специфические черты истории государства и права отдельных стран, исследуются основные причинно-следственные связи, определившие их развитие.

История государства и права зарубежных стран изучается в хронологической последовательности в рамках основных периодов: история государства и права древнего мира, средних веков, нового времени, новейшего времени. Эта периодизация соответствует четырем основным эпохам развития мировой цивилизации, важнейшей частью которых являются государство и право.

Хронологические рамки первого периода: IV тыс. до н. э. - V в. н.э.

Хронологические рамки второго периода: конец V в. – середина XVII в.

Хронологические рамки третьего периода: середина XVII в. - начало ХХ в.

Хронологические рамки четвертого периода: начало XX в. - по настоящее время.

В рамках первого периода изучается государственно- правовая история таких стран, как Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай, а также государства античной цивилизации: Афины, Спарта, Древний Рим; в рамках второго периода - Франкское государство, Англия, Франция, Германия, Арабский Халифат, Китай, Индия, Япония; в рамках третьего периода - Англия, Франция, Германия., США, Япония, Китай, Индия.

В рамках четвертого периода больше внимания уделяется не столько изучению государства и права отдельных стран, сколько изучению общих закономерностей развития государственных и правовых институтов в рамках мировых правовых систем: романо-германской и англо-американской.

В ходе изучения курса «История государства и права зарубежных стран» студент должен знать основные памятники права и историческую практику их применения, процессы возникновения и развития государственных институтов и правовые системы ряда зарубежных стран; уметь анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии, важнейшие правовые памятники, исторически осмысливать государственно-правовые явления; сформировать научно-юридическое мировоззрение, общеправовую культуру.

Раздел 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА

Этот раздел включает обширный материал, характеризующий процесс возникновения государства и права в странах Древнего Востока и Античного мира.

При изучении древневосточных государственных и правовых образований нужно усвоить специфические черты процесса возникновения и развития государств Древнего Востока, в частности - доминирующую форму государства и политических режимов - так называемую «восточную деспотию». Студент должен знать не только основные ее признаки, но и уметь выделять специфические черты в ряде стран, таких как Вавилон и особенно Древняя Индия.

В странах Древнего Востока впервые возникла государственность, образовались раннерабовладельческие государства, для которых характерно было сохранение древневосточной общины, со значительными пережитками первобытной, обусловившее замедленное развитие рабовладельческих отношений (слабое развитие частной собственности на землю, воду, коллективное рабовладение). Рабство в этих странах носило патриархальный характер. Особенности общественного строя обусловили и своеобразные черты государства и права стран Древнего Востока. Во всех без исключения странах Древнего Востока государство выступало в форме деспотической монархии, для которой характерными были три отрасли управления: финансовое, военное ведомства и ведомство публичных работ.

Для античных, более развитых рабовладельческих государств (Греция, Рим) было характерно интенсивное развитие частной собственности на землю и другие средства производства, а также на рабов. Рабство здесь уже не носит патриархального, домашнего характера, а приобретает классические формы, выраженные особенно ярко в римском законодательстве, по которому «рабы суть вещи».

При изучении государств античного мира студент должен, во-первых, уяснить причины возникновения таких специфических, уникальных форм государственных образований, как античные полисы.

К VI в. до н.э. на первый план среди нескольких сотен греческих полисов выдвигаются два наиболее сильных в военном отношении - Афины и Спарта.

В Афинах в ходе строительства государства-полиса был накоплен уникальный опыт по созданию демократического политического устройства. Античная демократия в Афинах достигает вершины своего развития в V - IV вв. до н.э. Студент должен знать основные этапы развития Афинского государства, в частности реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла.

В Афинах в этот период была сформирована эффективная система органов власти, построенная по принципу «разделения властей», дополненная системой сдержек и противовесов. Студент должен знать механизм функционирования этой системы, принципы ее формирования и деятельности.

При изучении процессов развития государства в Древнем Риме следует обратить внимание на характер изменений в государственном строе и политическом режиме в царский, республиканский, имперский (принципат и доминат) периоды.

Право стран Древнего Востока, являвшееся по своей классовой сущности рабовладельческим, сохраняло отдельные пережитки первобытнообщинного строя (коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник не обнаружен).

При изучении права стран Древнего Востока особое внимание уделяется таким крупнейшим памятникам мирового права, как Законы вавилонского царя Хаммурапи, древнеиндийские сборники - дхармашастра «Законы Ману» и артхашастра брахмана Каутильи, специфике политико-правовых концепций легизма и конфуцианства в Древнем Китае, а также свод законов Древнего Китая «Книга законов царства Вэй» и др.

При изучении права Древних Афин особое внимание уделяется источникам (Законы Драконта, Солона, формы нормотворчества эклессии), а также тем правовым отраслям, в которых в наибольшей степени отразились специфические черты античного мира, его экономики, политики, социальной сферы. Речь идет, прежде всего, о сфере имущественных и договорных отношений, уголовного права, института гражданства. Несомненный интерес вызывает материал о судоустройстве и судопроизводстве в Афинах.

Определенную сложность представляет усвоение основных черт и институтов римского частного права. В связи с тем, что программа обучения студентов-юристов предусматривает изучение самостоятельной дисциплины «Римское право», в рамках данного курса особое внимание следует уделять основным этапам развития римского права, его источникам, историческим системам, а также важнейшим институтам вещного, обязательственного, брачно-семейного и наследственного права. Среди памятников права большее внимание должно быть уделено Законам ХП таблиц.

В истории римского права следует различать три периода.

1.Древнее римское право, действовавшее в период образования римского рабовладельческого государства и в период ранней республики, т. е. до середины III в. до н.э. Основные источники его - обычаи, а затем законы, важнейшими из которых были Законы XII таблиц.

Общие черты и особенности древнейшего римского права: сохранение пережитков первобытнообщинного строя, замкнутость (это право распространялось только на римских граждан и называлось цивильным), примитивность основных его институтов, формализм и символизм.

2. Римское право в период расцвета Рима (с III в. до н. э. до конца III в.). В этот период истории римского права важнейшим его источником наряду с законом становятся акты магистратов (выборных должностных лиц), особенно преторов. Формируется новая ветвь права – преторское право, отличное от древнейшего цивильного права.

В этот же период в связи с превращением римского государства в крупнейшую державу Средиземноморья и притоком в Рим иностранцев, не пользовавшихся правами римских граждан, возникает еще одна ветвь права – право народов. В конце данного периода в результате предоставления всему свободному населению Рима прав римских граждан происходит объединение всех трех ветвей римского права. Оно становится наиболее совершенной формой права.

3. Третий период в развитии римского права совпадает с этапом домината. В это время происходит систематизация римского права, но его кодификация была осуществлена уже после падения Западной римской империи.

 

Раздел 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Изучение средневекового государства и права следует начать с периодизации средневековья, которая учитывает эволюцию и смену форм средневекового европейского государства (раннефеодальная монархия, сеньориальная, сословно-представительная, абсолютная).

Особое внимание следует обратить на диффузию политической власти, свойственную западноевропейской модели средневекового государства, особенно в периоды децентрализации и политической раздробленности.

Заслуживает внимания и вопрос о связи государства с другими элементами (институтами) политической системы, такими как крестьянская община, церковь и города.

Основу производственных отношений феодального строя составляет полная собственность феодалов на средства производства и неполная собственность на крепостных крестьян (феодал не имел формального права на убийство крестьян). Крепостные крестьяне по закону были прикреплены к земле, являющейся собственностью помещиков, и были лично зависимы от него.

Феодальный строй в период средневековья базировался на земельной собственности, размерами которой определялся объем власти и прав феодала. Правилами феодального общества были «чья земля, того власть», «чья власть, того право». В своем владении феодал был полновластным хозяином. Он устанавливал правила, регламентирующие взаимоотношения между крепостными по выполнению возложенных на них повинностей, определял формы и виды крепостной зависимости, чинил суд и расправу над своими крепостными.

Особый характер при феодализме имела общественная жизнь в городах. Здесь развивались ремесла и торговля, возникали соответствующие организации – цехи и гильдии с выработанными в них уставами, в которых предусматривались права и обязанности различных общественных групп и их организационные формы.

В развитии феодального общества важное значение имела церковь, так как религия составляла идеологическую основу господства класса феодалов.

При изучении феодального государства и права во все периоды его развития следует иметь в виду, что общей закономерностью экономического процесса было развитие от феодальной раздробленности к централизации экономической жизни и государственного строя.

Можно выделить следующие основные этапы развития феодального (средневекового) государства:

1) раннефеодальная монархия с периодом раздробленности (сеньориальная монархия);

2) сословно-представительная монархия;

3) абсолютная монархия.

Вместе с этим имелась своеобразная форма феодального государства в форме аристократической республики (например, Венеция, Генуя, Флоренция и др.).

Важными орудиями власти в феодальном государстве являлись армия, полиция, суды, тюрьмы. В развитых странах они имели различные организационные формы, однако сущность их была одна – они были направлены на подавление и эксплуатацию зависимого населения.

Важнейшей тенденцией государственного строительства в средневековой Европе стал процесс формирования национальных государств, а не полиэтнических монархий, как это было на Востоке или в Риме периода империи. Тем не менее «детство» Западной Европы начиналось с попытки создания на этой территории мощной империи франков. Именно с изучения процессов формирования государств и права у франков студент и должен начать освоения материала по средним векам.

При изучении закономерностей развития государства трех крупнейших европейских стран: Англии, Франции и Германии, следует обратить внимание на различные тенденции, свойственные данным процессам. Так, например, Франция стала страной, в которой феодализм развивался по «классическому» образцу, когда глубинные изменения в экономической и политической структуре общества влекут за собой неизбежную и закономерную форму организации государства.

Основной же тенденцией политического развития Германии стала децентрализация, в связи с чем периодизация развития государства в этой стране имеет определенную специфику. В частности, смена форм государства прослеживается не столько в масштабах всей империи, сколько в рамках отдельных политических образований, входивших в состав «Священной Римской империи Германской нации».

Отличительной чертой эволюции государства в Англии стала ранняя централизации королевской власти, почти полное отсутствие политического сепаратизма и феодальной раздробленности, раннее и быстрое развитие публичных начал власти.

При изучении вопросов, посвященных средневековому европейскому праву, следует обратить внимание на то, что в рамках национальных правовых государств постепенно формируются основы будущих национальных правовых систем. С другой стороны, уже в средние века в связи с общеевропейскими интеграционными процессами, определяются контуры будущих мировых систем права (романо-германской и англосаксонской), вырабатываются их специфические институты.

Среди источников права особое внимание студент должен уделить изучению следующих памятников: «Салическая правда» франков, германская частная компиляция права XIII в. «Саксонское зерцало», германский свод уголовного и уголовно-процессуального права XVI в. «Каролина», ассизы английского короля-реформатора Генриха II, сборник обычаев (кутюмов) Франции XIII в. «Кутюмы Бовези».

Изучение содержания феодального права предполагает усвоение его наиболее важных и значительных институтов.

Характерной чертой феодального права было то, что оно являлось привилегией класса феодалов. Феодальное право было правом «кулачным», правом открытой силы. Оно давало широкий простор для произвола, насилий в отношении крепостных крестьян.

Отсутствие в период феодальной раздробленности единой государственной власти и единой системы права в масштабе всей страны приводило к партикуляризму, преобладанию местных обычаев и актов местной власти. В связи с этим студент должен знать специфику таких самостоятельных правовых систем, как каноническое право, городское право, рецепированное римское право, существенно повлиявших на правовую общеевропейскую культуру.

В недрах феодального строя возникла и экономически укреплялась городская аристократия, которая боролась с дворянством, духовенством и стремилась к власти. В этой борьбе формировался класс буржуазии и вместе с ним класс наемных рабочих – пролетариат.

Стремительное развитие производительных сил, связанное с техническим прогрессом, открытием новых торговых путей; возникновение и укрепление новых, капиталистических производственных отношений; возрастание экономической силы и общественно-политического значения буржуазии привели к разложению и гибели феодального строя, приходу к власти буржуазии и возникновению периода нового и новейшего времени государства и права.

 

Раздел 3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Приступая к изучению этого раздела, следует уяснить социально-экономические и политические предпосылки и причины буржуазных революций.

Англия - первая страна, создавшая государственность в ходе революций XVII в. При ее изучении нужно, кроме усвоения общих вопросов, преимущественное внимание уделить вопросу об особенностях этой ранней революции (специфике ее идеологии, движущих сил, компромиссному характеру итогов). Отмеченные исторические вопросы следует увязать с изучением конституционных документов эпохи революции. Важно проследить процесс формирования конституционного государства после «Славной революции» 1688 г. Нужно уяснить систему политического компромисса и закрепившие его правовые нормы, приведшие к созданию Вестминстерской модели парламентаризма в XVII - XVIII вв. в Великобритании.

При изучении США студент, прежде всего, должен понять особенности образования США в ходе войны за независимость. В частности, необходимо знать систему управления в «белых» колониях Англии, социальный состав населения, уровень развития экономики, правовой статус жителей колоний. Особо следует обратить внимание на причины и движущие силы Американской революции, начавшейся как национально-освободительное движение и переросшее в борьбу за независимость.

Важнейшим документом этого периода является Декларация независимости 1776 г., изучению которой следует уделить особое внимание.

При рассмотрении вопроса о переходе от конфедерации к федерации в США необходимо уяснить, с какой целью и на каких принципах создавался первый конфедеративный союз штатов, а также причины, по которым такой союз не мог эффективно решать насущные задачи государственного строительства в послевоенный период.

Рассматривать вопрос о Конституции США 1787 г. необходимо с истории ее создания, с тех острых дискуссий, которые вели ее «отцы-основатели» и между собой, и с критиками ее проекта. В связи с эти рекомендуем изучить статьи виднейших американских политических деятелей того периода, опубликованных в сборнике «Федералист».

Студенту необходимо на основе анализа статей Конституции 1787 г.: обосновать особенности формы правления США, основные принципы конституции (республиканизм, федерализм, разделение властей, судебный конституционный контроль), а также уяснить отличие американского принципа разделения властей от европейского, прежде всего английского, основанного на верховенстве парламента как высшего законодательного органа.

Студенту также необходимо изучить историю принятия Билля о правах, первых десяти поправок к американской конституции, а также содержание последующих поправок, принятых в XIX – XX вв.

При изучении Франции в первую очередь необходимо рассмотреть ход и результаты Великой французской буржуазной революции. Наряду с усвоением общеисторических вопросов (причины, характер, основные этапы революции), нужно особое внимание уделить усвоению правовых документов, изданных в ходе революции. Наибольшее значение имеют Декларация прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг., а также две Конституции 1791 и 1793 гг.

В XIX в. Франция пережила еще несколько революций, а французское государство, соответственно, неоднократно меняло форму правления. Студент должен знать важнейшие этапы государственно-политических перемен в этот период. Особое внимание следует обратить на Конституции Второй республики 1848 г. и конституционные акты Третьей республики, а также на систему власти в период правления Наполеона Бонапарта.

При изучении Германии особое внимание необходимо уделить этапам политического развития германских союзов в период с 1806 по 1871 г., анализу государственного строя Германской империи по Конституции 1871 г.

При изучении вопросов, связанных с развитием права в новое время, студент должен, прежде всего, понимать различия между двумя наиболее крупными, исторически сложившимися системами права - англо-американской и континентальной. Следует знать специфику источников права, основные тенденции его развития в ХIХ в. Из источников континентальной системы в рамках курсах особое внимание уделяется кодексам Германии и Франции: гражданским (ФГК 1804 г. и ГГУ 1900 г.), а также уголовным (УК Франции 1810 г. и УК Германии 1871 г.).

Рассматривая вопросы государственно-политического развития стран Центральной и Восточной Европы, Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки следует обращать внимание на изменения, которые происходили в этих странах в ходе революций, политических переворотов, войн. Особое внимание следует уделять изучению конституционных актов, системе и структуре органов власти, правовому положению личности в этих странах.

 

Раздел 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Изучение процессов государственно-политического развития Великобритании в ХХ в. следует начать с вопросов о развитии партийной системы в стране, об усилении роли исполнительной власти, прежде всего, власти премьер-министра.

Студенту также необходимо знать основные положения реформы судоустройства 1971 и 1981 гг.

После Второй мировой войны активизировалась борьба народов колоний и зависимых стран за свободу и независимость. Начался распад Британской империи.

При изучении основных тенденций развития государственности в США в ХХ в. нужно особое внимание уделить «новому курсу» президента Ф. Рузвельта, в частности его антикризисному законодательству, государственным мерам борьбы с безработицей, социальному законодательству.

До 1940 г. во Франции государственный строй по-прежнему определялся конституционными законами 1875 г., но усилился процесс подчинения государства монополиям, возросла роль исполнительных органов власти.

Политическая история Франции в период между двумя мировыми войнами наглядно демонстрирует борьбу сил реакции и демократии. Следует обратить особое внимание на успешную борьбу объединенных демократических сил Франции (Народный фронт) в середине 30-х гг. ХХ в., уяснить характер и важнейшие меры (политические, социальные) правительства Народного фронта.

Из истории послевоенной Франции следует сконцентрировать внимание на борьбе вокруг новых конституций и их наиболее характерных чертах, уметь охарактеризовать политический режим Четвертой и Пятой республик.

Важное место в послевоенной истории Франции занимает распад ее колониальной системы.

Рассматривая историю государства и права Германии в период новейшей истории, необходимо понять причины, характер, движущие силы ноябрьской революции 1918 г., ее значение.

Необходимо рассмотреть изменения, произошедшие в связи с принятием Веймарской конституции 1919 г., причины крушения Веймарской республики и установления фашистской диктатуры в 1933 г. Из конституционных актов послевоенного периода особое внимание обратить на содержание Конституции ФРГ 1949 г.

Про­изо­шед­шие к кон­цу XX в. из­ме­не­ния в со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ни­ях наи­бо­лее раз­ви­тых стран обу­сло­ви­ли и из­ме­не­ния в пра­ве. Сти­ра­ет­ся грань ме­ж­ду пуб­лич­ным и ча­ст­ным пра­вом (пре­ж­де все­го это про­ис­хо­дит в кон­ти­нен­таль­ной сис­те­ме пра­ва). На­ме­ти­лась меж­го­су­дар­ст­вен­ная уни­фи­ка­ция на­цио­наль­ных норм гра­ж­дан­ско­го и тор­го­во­го пра­ва. Вме­сте с тем этот про­цесс толь­ко на­чал­ся, и ме­ж­ду раз­лич­ны­ми на­цио­наль­ны­ми сис­те­ма­ми су­ще­ст­ву­ет мно­го раз­ли­чий.

В те­че­ние XX в. су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния пре­тер­пе­ва­ют субъ­ек­ты пра­ва. Из­ме­ня­ет­ся ста­тус фи­зи­че­ских лиц, ут­вер­жда­ет­ся ра­вен­ст­во всех лиц без раз­ли­чия на­цио­наль­но­сти, по­ла, се­мей­но­го по­ло­же­ния и пр. Воз­раст со­вер­шен­но­ле­тия сни­жа­ет­ся в боль­шин­ст­ве стран в об­лас­ти дее­спо­соб­но­сти с 21 до 18 лет.

Даль­ней­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ло за­ко­но­да­тель­ст­во о юри­ди­че­ском ли­це. Боль­шин­ст­во стран раз­ли­ча­ет юри­ди­че­ские ли­ца ча­ст­но­го и пуб­лич­но­го пра­ва. К юри­ди­че­ским ли­цам ча­ст­но­го пра­ва от­но­сят­ся бан­ков­ско-ком­мер­че­ские, про­мыш­лен­ные и дру­гие ор­га­ни­за­ции, соз­да­вае­мые ча­ст­ны­ми ли­ца­ми. Они оп­ре­де­ля­ют за­да­чи ор­га­ни­за­ции, соз­да­ют ее ма­те­ри­аль­ную ба­зу.

К юри­ди­че­ским ли­цам пуб­лич­но­го пра­ва от­но­сят го­су­дар­ст­во, го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции и уч­ре­ж­де­ния. Им при­су­щи пуб­лич­ная при­ро­да по­став­лен­ных пе­ред ни­ми це­лей, на­ли­чие вла­ст­ных пол­но­мо­чий, осо­бый ха­рак­тер член­ст­ва.

Осо­бое вни­ма­ние в за­ко­но­да­тель­ст­ве со­вре­мен­ных стран уде­ля­ет­ся та­ким ви­дам юри­ди­че­ско­го ли­ца ча­ст­но­го пра­ва, как ак­цио­нер­ные об­ще­ст­ва и об­ще­ст­ва с ог­ра­ни­чен­ной от­вет­ст­вен­но­стью.

Важ­ней­шим эле­мен­том со­вре­мен­ных пра­во­от­но­ше­ний яв­ля­ет­ся вещ­ное пра­во. Тра­ди­ци­он­но оно рас­смат­ри­ва­ет­ся как со­во­куп­ность пра­во­вых норм, спо­соб­ст­вую­щих реа­ли­зо­вать лич­ные пра­ва на свою «вещь», не ну­ж­да­ясь в раз­ре­ши­тель­ных дей­ст­ви­ях дру­гих лиц.

Цен­траль­ный ин­сти­тут вещ­но­го пра­ва – это пра­во соб­ст­вен­но­сти. Под пра­во­мо­чия­ми соб­ст­вен­ни­ка при­зна­ет­ся толь­ко то, что фик­си­ро­ва­но нор­ма­ми со­от­вет­ст­вую­ще­го на­цио­наль­но­го гра­ж­дан­ско­го пра­ва. Кон­ти­нен­таль­ная сис­те­ма пра­ва по­ни­ма­ет под пра­вом соб­ст­вен­но­сти со­во­куп­ность ис­клю­чи­тель­ных пра­во­мо­чий соб­ст­вен­ни­ка: пра­во вла­де­ния, пра­во поль­зо­ва­ния и пра­во рас­по­ря­же­ния.

Ин­сти­тут пра­ва соб­ст­вен­но­сти в со­вре­мен­ное вре­мя пре­тер­пел боль­шие из­ме­не­ния. Уве­ли­чи­лось чис­ло объ­ек­тов пра­ва соб­ст­вен­но­сти, и они из­ме­ни­лись ка­че­ст­вен­но.

Важ­ные из­ме­не­ния про­изош­ли в обя­за­тель­ст­вен­ном пра­ве. По­яв­ля­ют­ся но­вые ви­ды до­го­во­ров: ли­цен­зи­он­ные со­гла­ше­ния (соб­ст­вен­ник изо­бре­те­ния или тех­но­ло­ги­че­ских зна­ний вы­да­ет сво­ему контр­аген­ту ли­цен­зию на ис­поль­зо­ва­ние в оп­ре­де­лен­ных пре­де­лах сво­их прав на па­тен­ты, ноу-хау), ли­зин­ги (дол­го­сроч­ная арен­да ма­шин, обо­ру­до­ва­ния – осо­бая фор­ма про­да­жи), бар­тер­ные сдел­ки и т.д.

В кон­це XIX в. по­яв­ля­ет­ся ан­ти­тре­стов­ское за­ко­но­да­тель­ст­во, це­лью ко­то­ро­го бы­ло ней­тра­ли­зо­вать не­ко­то­рые не­га­тив­ные по­след­ст­вия от эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти круп­ных кор­по­ра­ций. Так, в 1890 г. в США был при­нят За­кон Шер­ма­на. Впо­след­ст­вии ан­ти­тре­стов­ское за­ко­но­да­тель­ст­во фор­ми­ру­ет­ся в от­дель­ную от­расль пра­ва во всех эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах.

Из­ме­не­ния в се­мей­ном пра­ве свя­за­ны с гу­ма­ни­за­ци­ей и де­мо­кра­ти­за­ци­ей важ­ней­ших ин­сти­ту­тов се­мей­но­го пра­ва в 1960 – 1970-е гг. В ос­нов­ном ут­вер­ди­лось юри­ди­че­ское ра­вен­ст­во суп­ру­гов в об­лас­ти се­мей­ных от­но­ше­ний, в том чис­ле в об­лас­ти иму­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний. Улуч­ше­но пра­во­вое по­ло­же­ние вне­брач­ных де­тей. Боль­шин­ст­во на­цио­наль­ных за­ко­но­да­тельств при­зна­ет пра­во за­муж­ней жен­щи­ны на са­мо­стоя­тель­ный вы­бор ро­да сво­ей дея­тель­но­сти.

Тру­до­вое и со­ци­аль­ное за­ко­но­да­тель­ст­во как от­расль пра­ва сло­жи­лась толь­ко в XX в. Кол­лек­тив­ная борь­ба тру­дя­щих­ся вы­ну­ди­ла соб­ст­вен­ни­ков пой­ти на серь­ез­ные ус­туп­ки. Тру­до­вое за­ко­но­да­тель­ст­во в ос­нов­ном со­сре­до­то­чи­лось на во­про­сах: ра­бо­че­го вре­ме­ни; при­зна­ния проф­сою­зов, вклю­чая их пра­во на за­клю­че­ние кол­лек­тив­ных до­го­во­ров; зар­пла­ты; ох­ра­ны тру­да; пра­ва на за­бас­тов­ку и по­ряд­ка раз­ре­ше­ния тру­до­вых спо­ров. Оз­на­комь­тесь с за­ко­но­да­тель­ст­вом по этим во­про­сам в раз­ных стра­нах. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что хо­тя оно диф­фе­рен­ци­ро­ва­но по стра­нам, тем не ме­нее, име­ет мно­го об­ще­го.

По­сле окон­ча­ния Первой ми­ро­вой вой­ны в боль­шин­ст­ве эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стран тру­дя­щие­ся до­би­лись при­ня­тия за­ко­нов о со­ци­аль­ном обес­пе­че­нии в ста­рос­ти, на слу­чай бо­лез­ни, пол­ной или час­тич­ной ут­ра­ты тру­до­спо­соб­но­сти и по не­ко­то­рым дру­гим об­стоя­тель­ст­вам. В по­след­нее вре­мя в не­ко­то­рых стра­нах ста­ли по­яв­лять­ся за­ко­ны, об­лег­чаю­щие по­ло­же­ние се­мей с низ­ким уров­нем зар­пла­ты в об­лас­ти ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния, об­ра­зо­ва­ния и жи­лищ­но­го строи­тель­ст­ва.

Уго­лов­ное пра­во в наи­боль­шей сте­пе­ни вос­при­им­чи­во к сме­не по­ли­ти­че­ско­го кур­са, по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма. В XX в. оно не­од­но­знач­но и раз­но­вре­мен­но про­яв­ля­лось в на­цио­наль­ном за­ко­но­да­тель­ст­ве. Вме­сте с тем раз­ви­тию уго­лов­но­го пра­ва при­су­щи и не­ко­то­рые об­щие тен­ден­ции.

В су­до­про­из­вод­ст­ве мно­гих эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стран по­сле Второй ми­ро­вой вой­ны так­же на­ме­ти­лась тен­ден­ция к де­мо­кра­ти­за­ции. В анг­ло­сак­сон­ских стра­нах по­лу­чи­ла даль­ней­шее раз­ви­тие со­стя­за­тель­ная фор­ма уго­лов­но­го про­цес­са. Су­деб­ное раз­би­ра­тель­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ет суд при­сяж­ных. Сбор до­ка­за­тельств ле­жит на по­тер­пев­шем, но этим пра­вом фак­ти­че­ски мо­гут вос­поль­зо­вать­ся ли­ца, имею­щие дос­та­точ­ные сред­ст­ва, что­бы при­бег­нуть к по­мо­щи ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных юри­стов. В ос­таль­ных слу­ча­ях эти функ­ции вы­пол­ня­ет по­ли­ция. Это при­во­дит к то­му, что ее роль в уго­лов­ном про­цес­се воз­рас­та­ет.

В стра­нах кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы уго­лов­ный про­цесс раз­ви­ва­ет­ся тра­ди­ци­он­но как «сме­шан­ный». След­ст­вие ве­дет­ся след­ст­вен­ным судь­ей и воз­глав­ля­ет­ся про­ку­ра­ту­рой. Су­деб­ное раз­би­ра­тель­ст­во до­пус­ка­ет со­стя­за­тель­ность сто­рон и долж­но со­вер­шать­ся на ос­но­ве де­мо­кра­ти­че­ских уго­лов­но-про­цес­су­аль­ных прин­ци­пов (глас­но­сти, уст­нос­ти, со­стя­за­тель­но­сти, не­по­сред­ст­вен­но­сти).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.