Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и уровни развития эмпатийной культуры социального педагога






Эмпатийная культура - это внутренняя и внешняя характеристика личностного развития эмпатии, в которой отображается степень познания внутреннего мира другого, способности вникнуть в его состояние, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими ценностей, норм и принципов, связанных с сочувствием, пониманием, сотрудничеством и содействием. Сущность эмпатийной культуры социального педагога предлагаем рассматривать как совокупность интеллектуальных, духовных, педагогических личностных характеристик, которые формируются, развиваются и реализуются на основе общей культуры, психолого-педагогических знаний, умений и навыков и степени личностного развития эмпатии. Эмпатийная культура существует во - первых, как знание основных правил, норм, принципов и идеалов эмпатийного поведения на уровне личностных предпочтений, представлений и убеждений. Во - вторых, как объективизация этих знаний через поведение и поступки. В - третьих, как выработана стойкая система эмпатийных отношений, которая устанавливается в результате реализации, проявления эмпатийных знаний через эмпатийную деятельность.

Сформированность эмпатийной культуры социального педагога предлагаем рассматривать согласно следующим уровням:

Нулевой уровень - элементарный, характеризующийся низкой степенью способности наблюдать и отзываться на переживания, непониманием или неадекватной оценкой эмоциональных проявлений в действиях другого, расплывчатым суждением об эмпатии, формализмом общения, непризнанием за другим его права на индивидуальность. Следует отметить преимущественное сосредоточение на личных чувствах, концентрацию на собственном внешнем виде и впечатлении на окружающих, жажду признания; властный, изменчивый или безразличный стиль общения, отсутствие спонтанного интереса к другому, низкий уровень мотивации и успешности сотрудничества, уклонение от коммуникаций, склонность к поверхностным контактам, неразвитость способности изменять свою точку зрения, отсутствие рефлексии деятельности и собственного эмоционального состояния. Кроме этого, характеристика элементарного уровня развития эмпатийной культуры социального педагога может быть дополнена пассивностью воображения, привычкой быстрого оценивания второго, отсутствием навыков внимательного концентрированного слушания. Специалист, обладающий указанным уровнем эмпатийной культуры, может отличаться неуверенностью, тревожностью, низким уровнем организаторских способностей, подозрительностью, стремлением отложить реализацию своих намерений на неопределённый срок, предпочтение индивидуальной работы коллективным заданиям. На этом уровне эмпатийная культура имеет стихийные, эпизодические и субъективные эмоционально обусловленные проявления, которые дополнительно блокируются личностными установками спокойно и даже равнодушно относиться к переживаниям другого и ограниченностью эмоционального репертуара - преобладание одних и тех же эмоций в разных жизненных обстоятельствах.

Первый уровень - начальный, который характеризуется преобладанием простейших формы эмпатии и первым элементом эмпатийного взаимодействия служит когнитивная сфера, которая основана на интеллектуальных процессах сравнения, аналогии, обобщения и т.п., при этом достигается объективное понимание переживаний другого, без значительного эмоционального участия в них. Начальный уровень развития эмпатийной культуры предполагает наличие у социального педагога чёткого и правильного понимания сущности эмпатии, выраженного желания взаимного общения, неотчуждённости эмоциональных реакций, стремления понять больше, чем выражено словами, стараниями быть внимательным к внешним проявлениям эмоционального состояния другого.

Тем не менее, знания эмпатии и эмпатийной культуры, представления об основных методах их формирования и развития, позитивное отношение к эмпатии как профессионально-значимому свойству социального педагога, доброжелательный стиль общения с клиентом, вежливость и корректность не всегда являются гарантией естественности, свободы и творчества профессионального поведения специалиста. При высоком уровне мотивации проникнуть в эмоциональное состояние клиента, возникают только фрагментарные представления о его актуальных переживаниях. На начальном уровне развития эмпатийной культуры, социальный педагог может испытывать некоторые затруднения в установлении контактов из-за низкого уровня рефлексии, идентификации и воображения. Особенности указанного уровня развития эмпатийной культуры социального педагога могут отличаться затруднённой оценкой и самооценкой, личной категоричностью, критичным отношением к высказываниям, поиском скрытого смысла в словах клиента, монополизацией разговора, внедрением точных формулировок, принятием только рациональных решений и предпочтения деловых качеств и ясного ума клиента его чуткости и отзывчивости. Эффективная стратегия профессионального взаимодействия с клиентом основывается на способности к пониманию, которое ориентировано на рациональный мониторинг его поведения.

Второй уровень - достаточный или поведенческий, главной особенностью которого является преобладание эмоциональной формы эмпатии, предполагающий кроме сформированной высокой мотивации и системы знаний, составляющих основу рационального понимания клиента, присутствия в отношениях с ним эмоционального сопереживания, сочувствия, настроенность на общую эмоциональную волну, верного восприятия эмоций, перенесения собственного «Я» в состояние клиента, сопереживания ему, т.е. сформированных навыков эмоциональной децентрации. Рассматриваемая форма эмпатии основана на механизмах проекции и подражания внешним реакциям собеседника и предполагает восприятие социальным педагогом эмоции клиента и воспроизведение воспринятых переживаний в собственной чувственной сфере.

На этом уровне у специалиста создаётся привлекательный образ клиента, что объясняется развитой способностью к номотетической сензитивности и личной значимостью информации, которая собирается благодаря умениям наблюдать за мимикой, положением тела, жестами, речью клиента, замечать его личные особенности проявления чувств и внешних реакций на переживаемое состояние.

Главной характеристикой достаточного уровня сформированности эмпатийной культуры социального педагога является наличие личного положительного опыта эмпатийного поведения: верной оценки и моделирования эмоционального состояния клиента, рефлексии собственного состояния, активного вербального и реального содействия, часто присутствующего в формах поведения и поступках.

Третий уровень - деятельностный, отличающийся высокой степенью сформированности системы ценностей и профессиональных знаний, определённым стилем мышления, которые создают основу для искреннего уважения клиента, отношения к нему как ценности, устойчивой способности адекватного представления, понимания, ощущения эмоционального состояния клиента и отображения его слов и чувств. Высокий или деятельностный уровень развития эмпатийной культуры предполагает у социального педагога доверие к собственным чувствам, доброжелательность, особую чувствительность к трудностям и потребностям клиента, интерес к ним, эмоциональную отзывчивость, способность к установлению и поддержке эмоциональных контактов. Заметим ещё готовность к компромиссу, развитые способности и навыки конструктивного решения межличностных конфликтов, предпочтение коллективной деятельности индивидуальной. Специалист, демонстрирующий высокий уровень эмпатийной культуры обладает уверенностью в себе, последовательностью, самоанализом, самоконтролем и независимостью, уверенно владеет навыками организации и поддержки эмпатийного взаимодействия, эмпатийного слушания, концентрации внимания, децентрации, рефлексии, менеджмента социальной поддержки, личностной направленности на помощь. К указанным характеристикам важно отнести и высокоразвитую интуицию, воображение, зрелость эмоциональных и познавательных процессов, личностную устойчивость, стабильную мотивацию к профессиональному сотрудничеству, систематического и компетентного использования методов содействия, поощрения позитивных изменений. На основании перечисленных признаков, на этом уровне развития эмпатийной культуры, обеспечивается понимание и принятие роли клиента, при сохранении собственных психологических особенностей, создание и поддержание атмосферы доверия, взаимного уважения, что гарантирует эффективность, своевременность и качество социальной поддержки семей, детей и молодёжи, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах и требуют посторонней помощи.

Эмпатийная культура социального педагога «увеличивает его умение убеждать, расширяет представления о жизни других, обогащает собственный эмоциональный опыт, развивает личность и систему её ценностей» [35, с. 185]. Сформированная эмпатийная культура социального педагога способствует сбалансированности профессионального общения с клиентами, построению отношений на качественно новом уровне, позволяет адекватно понимать и оптимально изменять их стратегию. Специалист с высоким уровнем эмпатийной культуры умеет сопереживать, сочувствовать, содействовать, и эти элементы его внутренней культуры в высокой степени привлечены в деятельность, имеют проявление в профессиональном поведении на уровне устойчивых форм.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Функции эмпатийной культуры социального педагога.

2. Характеристика компонентов внутренней сферы эмпатийной культуры социального педагога.

3. Характеристика компонентов внешней сферы эмпатийной культуры социального педагога

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицу «Факторы развития коммуникативных навыков».

2. Подобрать методики диагностики эмпатии.

3. Составить схему «Структура эмпатийной культуры социального педагога»

 

Литература:

1. Гришко И.В. Організаційно-педагогічні умови формування емпатійної культури майбутнього соціального педагога// «Педагогіка і психологія: перспективні та пріоритетні напрями досліджень». Збірник тез наукових робіт учасників міжнародної науково-практичної конференції (м. Львів, 13 – 14 вересня 2013 року): – Львів: ГО «Львівська педагогічна спільнота». 2013. – 23-34 с.

2. Гришко И.В «Рівні сформованості емпатійної культури майбутнього соціального педагога»// Тенденції розвитку вищої освіти в Україні: європейський вектор: Матеріали міжнародної науково-практичної конференції, Ялта (20-21березня 2014 року) - Ялта: РВНЗ КГУ.2014.-Ч.2.- 4-9 с.

3. Надирова Л.Л.Теоретические основы и методы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов. Дисс…докт. пед.наук.13.00.01, 13.00.08 / Л.Л.Надирова; МГОПУ. – М., 2000. – 426c. – рус.

4. Насифуллина, А. Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза: автореф. дис.... канд. педагогических наук: 13.00.01 / А. Н. Насифуллина. – Казань, 2003. – 17 с. – рус.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.