Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпатия в социально-педагогической деятельности






Уникальность, целостность личности, активные творческие отношения с миром, ближним и с самим собой, эмоциональное личностное отношение к бытию и сознанию – эти основные идеи личностно-ориентированной педагогики основаны на эмпатии – самой актуальной ценности педагогического процесса. Концепция развивающего обучения и педагогики сотрудничества предполагают высокоразвитую эмпатию педагога. Без эмпатии невозможны доверительные, эмоциональные, творческие отношения, взаимодействие педагога и воспитанника, которые способствуют живой реализации возможностей человека. Невидимые скрепы, связывающие учителя и ученика, ощущаются не только в сложившейся системе знаний, навыков и умений, а в высших отношениях – к миру, ближнему и к себе. Выдающиеся педагоги выработали научно-теоретические основы педагогической эмпатии, в основе которой испытана веками максима не «иметь», а «быть». Эмпатия, как профессиональное педагогическое качество, играла значительную роль еще в древней школе.

Взаимодействие и диалог в качестве эффективного педагогического метода был отмечен еще Демокритом Абдерским. Для стимулирования учеников важно умение учителя радоваться их достижениям, понимать их чувства и настроения, поощрять и хвалить – эти взгляды проводил в жизнь основатель римской ораторской школы М.Квинтилиан [18].

Доброжелательность и дружелюбие, терпение и свобода диалога учителя и ученика – необходимые качества для педагога средневековой школы, которая была основана на принципах христианской этики. Несмотря на существование строгой дисциплины и системы наказаний, во взглядах Пьера Абеляра и Гуго Сен-Викторского нашлось место и «разумной любви» воспитателей ради блага учеников.

«Под именем нравственности мы понимаем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждения», – считал создатель научной педагогики Ян Амос Коменский, который уделял большое внимание таким качествам педагога как доброжелательность, приветливость и отсутствие насилия [18].

Жан-Жак Руссо и И.Песталоцци разрабатывали в своих концепциях принципы нравственного воспитания и уважения к личности ребенка, сотрудничества с учениками и понимание их внутреннего мира.

Для того чтобы понимать ребенка, педагог должен находиться в процессе пристального исследования всех выражений и состояний души своих подопечных: увлеченности, привычек, дружбы, поведенческих реакций, обмана и выдумок, речи, страхов и радостей, страстей, мышления, вопросов, жалоб и конфликтов – так считал Януш Корчак. Наблюдательность учителя в сочетании с сочувственным, безусловным вниманием создают то «погружение» в мир ученика, которое способствует эмпатии педагога и делает его отношения к воспитанниками похожим на родительское. Большое внимание Я.Корчак уделяет умению учителя «читать» ландшафт душевного мира питомца по внешним, экспрессивным, невербальным параметрам (невнимательность, задумчивость, возбуждение и др.) [18].

Если педагог, считал К.Д.Ушинский, не способен вызвать у детей симпатию и доброжелательность, то он не способен к профессиональной деятельности, так как никогда не сможет воспитать этих качеств у воспитанников.

Вопрос нравственных отношений, эмоциональной отзывчивости, эффективного воспитания и развития личности – все это связано с педагогическим пониманием эмпатии. П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Мудрик, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, внесли огромный вклад в разработку общетеоретических аспектов воспитания нравственных чувств и гуманного отношения к другим.

В.А.Сухомлинский не представлял педагогической культуры без духовного общения ученика и учителя, взаимного проникновения во внутренний мир друг друга «Педагогу нужно начинать с элементарного, но и самого сложного – формирования способности чувствовать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях» [37, с. 183]. В практике Сухомлинского стало основным положение о необходимости воспитания сопереживания, сочувствия, действенной бескорыстной помощи в коллективе и через коллектив при организующей роли педагога. В.А.Сухомлинский изучал систему факторов, которая может влиять на формирование нравственных мотивов, сочувствия, эмпатии. Считает важным умение педагога чувствовать эмоциональный настрой воспитанника, ставить себя на место другого и понимать его актуальное состояние и потребности. Умение сопереживать другим В. А. Сухомлинский считал залогом «окультуривания» так называемой способности к воспитанию человека [34]. Эмпатия, по В. А. Сухомлинскому, – фундаментальное качество внутренней человеческой культуры, а также профессионализма учителя. [33].

А.С.Макаренко указывает на то, что моральные ценности формируются не только в процессе совместной деятельности. Выдающийся педагог при рассмотрении процесса воспитания способности сопереживать, оказывать помощь, сочувствовать уделял внимание формированию атмосферы товарищеских, доброжелательных, почти семейных отношений [15].

Социально-педагогическая деятельность, которая по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, основана на коммуникации. Отношения учителя и ученика, воспитателя с подопечными сравнимы с профессиональными отношениями социального педагога с клиентами. Эмпатия как системообразующий фактор лежит в основе педагогической направленности личности, несет ведущую функцию в успехе межличностного взаимодействия. В социономических профессиях ее можно рассматривать как базис, как обязательную способность специалиста. Без практического овладения такой психической реальностью как эмпатия, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон коммуникативного взаимодействия. И.М.Юсупов выделяет потенциальные характеристики педагога, способного к эмпатии [44]:

– Проявление терпимости к выражению эмоций со стороны ученика, воспитанника, клиента;

– Способность к глубокому проникновению в субъективный мир своих подопечных;

– Готовность адаптировать свое восприятие социального окружения к восприятию другого человека, чтобы достичь большего понимания того, что с ним происходит [9, с. 24].

В практической социально-педагогической деятельности эмпатия связывается и ассоциируется с сочувствием, доверчивостью, милосердием, характеризующимися как деятельная попытка оказания помощи тому, кто в ней нуждается. Клиент приходит к социальному педагогу с тревожным ожиданием, его смущает, как его встретят –внимательно, чутко или безразлично. Поэтому у специалиста, кроме знаний и опыта, должны быть сформированы такие нравственные качества как душевность и отзывчивость, внимательность и коммуникабельность, тактичность и вежливость, честность и правдивость, щедрость и великодушие, нравственная чистота, взаимопомощь и взаимоуважение, терпимость и настойчивость, решительность и выдержка, а также сочувствие и сопереживание, то есть эмпатия.

В моральном долге педагога выражена необходимость любви к человеку. Особенно важно, чтобы выполнение долга педагогом органично сочеталось с его профессиональной и эмпатийной культурой, которая переходит в привычное, повседневное поведение. Чувствовать другого человека – это, прежде всего, понимать мотивы его поступков, а на это способен только духовно богатый, культурный человек. Умение чувствовать, слышать мольбы о помощи и оказывать ее, видеть по-хорошему другого человека является не только показателем эмпатийной культуры, но и результатом духовной работы человека.

Процесс формирования эмпатии опирается на эмпатийное общение учителя с учениками, социального педагога с клиентами. К. Роджерс определял эмпатийное общение как восприятие внутреннего мира другого человека как своего собственного и постоянную «открытость» к изменениям в переживаниях другого. При этом ваша точка зрения, ваши переживания остаются при вас, на первый план выходит «другой». Ответственность, тонкость, чуткость в эмпатийном общении исключает монологичность, эгоцентризм, самолюбование.

Эмпатийное социально - педагогическое общение основано на принципах диалога, которые состоят в следующем:

- доверие клиентам;

- помощь в решении любых жизненных задач;

- опора на мотивацию клиента преодолеть собственные трудности;

- стремление к пониманию чувств клиентов и чувство эмоционального настроя клиентов;

- активное участие во взаимодействии с клиентами;

- открытое выражение своих чувств;

- стремление к самопознанию.

К. Роджерс выделяет в методике диалогового общения пять реакций, которыми должен владеть специалист:

- реакция понимания: выражается в умении выслушать собеседника до конца без перебиваний и начать свою речь словами «я понимаю...»;

- реакция оценочная: анализ трудностей собеседника и совет по дальнейшим действиям;

- реакция информационная: дополнительный, уточняющий анализ ситуации;

- реакция интерпретации: анализ и аргументация подлинных мотивов поведения собеседника;

- реакция поддержки: аргументация для успокоения собеседника [28; 27].

Работа социального педагога это не только и не столько профессия, но и потребность души, особое призвание, требующее определенных личностных качеств. Он добровольно принимает моральную ответственность за улучшение качества жизни клиента, имеющего те или иные проблемы в социальном развитии. Обязательные личностные качества этого специалиста – гуманность, эмпатийность, деликатность и тактичность, социальная зрелость, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Социальный педагог должен обладать хорошим физическим и психическим здоровьем, эмоциональной устойчивостью, коммуникативными и организаторскими способностями, высокой нравственной и общей культурой, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав ребенка на достойную жизнь.

Профессиональный уровень социально-педагогической деятельности, заявляет особые требования к людям, ее избравшим, так как она базируется на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания социальной и психолого-педагогической помощи клиенту. В июле 1994 года в г. Коломбо (Шри-Ланка) состоялся съезд Международной федерации социальных работников, который принял документ «Этика социальной работы: принципы и стандарты». Представители разных стран, входящих в эту организацию, с различными религиозными и политическими взглядами, культурными традициями, провозгласили единые этические принципы и стандарты социальной работы. Руководствуясь положениями данного международного документа, был разработан этический кодекс социального педагога.

Социальный педагог должен:

1. Вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности.

2. Уметь слышать клиента проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта.

3. Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нужным, интересным для окружающих.

4. Быть связующим звеном между клиентом и его окружением, не допускать унижения достоинства клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи.

5. Уметь быть не формальным в работе, строить взаимоотношения на основе диалога.

6. Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать клиента, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к нему.

7. Соблюдать высокие нравственные нормы своего поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия.

8. Вести работу только в рамках своей компетентности, вести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.

9. Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом.

10. Стремиться к постоянному повышению уровня квалификации, защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег в ходе профессионального взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость[32].

Таким образом, эмпатия социального педагога служит тем «каналом», который дает возможность настроить социально-педагогический процесс на раскрытие и стимуляцию потенциала клиентов. Эмпатия социального педагога - один из главных критериев его профессиональной пригодности. Особенно велика роль педагогической эмпатии в условиях поликультурной и поликонфессиональной страны, каковой и является Россия. Более того, рост числа детей с отставанием в умственном и физическом развитии, детей из неблагополучных и неполных семей, детей-сирот делает необходимым осознание эмпатии как основы педагогической подготовки[18].

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Научно-теоретические основы педагогической эмпатии

2. В.А.Сухомлинский о педагогической культуре.

3. Вклад А.С.Макаренко в разработку теории педагогической эмпатии.

4. Эмпатийная культура как часть профессиональной культуры социального педагога.

5. Принципы социально - педагогической поддержки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить письменный доклад «Педагогическое развитие понятия эмпатия»

2. Составить слайд-презентацию «Педагогические условия развития альтруизма у детей» на основе изучения работы В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

 

Литература:

1. Гришко И.В. Емпатійна культура як елемент професійної культури соціального педагога // Додаток 1 до Вип.29, Том V: Тематичний випуск «Міжнародні Челпанівські психолого – педагогічні читання». – К.: Гнозис, 2013. – 564 с.

2. Гришко И.В. Організаційно – педагогічні умови формування емпатійної культури майбутнього соціального педагога// «Педагогіка і психологія: перспективні та пріоритетні напрями досліджень». Збірник тез наукових робіт учасників міжнародної науково-практичної конференції (м. Львів, 13 – 14 вересня 2013 року): – Львів: ГО «Львівська педагогічна спільнота». 2013. – 38-54 с.

3. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. – 256 с. // Электронный ресурс, режим доступа к сайту: https://www.twirpx.com/file/1094604/

4. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т.2 /В.А.Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1980. - 384с.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.— К.: Радянська школа, 1973. – 287с.

6. Харченко С.Я., Краснова Н.П., Харченко Л.П., Ткаченко А.С. Профессиональная этика социального педагога. Учебно-метод.пособие.\Электронный ресурс, режим доступа к сайту: https://softacademy.luguniv.edu.ua/Programs/Profesiyna_etika/6_2.html






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.