Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Советы начинающим ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
§ Текст доклада, как правило, необходимо и целесообразно готовить заранее. Использовать ли его во время доклада? Это не запрещается, некоторые так и делают. Однако есть риск при выступлении (с учетом большой эмоциональной нагрузки и стресса) «увязнуть в читке» – докладчик утрачивает нить и логику изложения, не может оторваться от текста, который читает без расстановки смысловых акцентов и логических ударений. Есть другая крайность: текст выучивают наизусть и затем читают, как стихотворение, используя, в том числе, художественные приемы. Такая форма подачи также плохо подходит для научного доклада. Оптимальным представляется вариант, когда у докладчика на руках имеется план-конспект доклада. Это придает определенную уверенность и позволяет докладчику излагать материал последовательно, не пропустить существенных моментов в сообщении. Если при этом речь докладчика будет менее гладкой и правильной, чем при чтении по заготовленному тексту или при декламации заученного текста – это вполне допустимые погрешности. § Имеет смысл быть аккуратным. Неряшливо сделанные слайды (разнобой в шрифтах и отступах, опечатки, типографические ошибки в формулах) вызывают подозрение, что и к содержательным вопросам докладчик подошёл спустя рукава. § Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории Вас и тему Вашего доклада. Необходимо указать фамилию и инициалы научного руководителя и организацию. § Оптимальное число строк на слайде — от 6 до 11. Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия. Недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено. § Распространённая ошибка — читать слайд дословно. Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказываться их содержательный смысл. Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи. § Пункты перечней должны быть короткими фразами; максимум — две строки на фразу, оптимально — одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от речи. Короткая фраза легче запоминается визуально. § Не проговаривайте формулы словами — это долго и безумно скучно. Это делается только во время лекций или семинаров, когда слушатели одновременно записывают конспект. На защите или на конференции это неуместно. § Оптимальная скорость переключения — один слайд за 1–2 минуты. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух. § На слайдах с ключевыми определениями можно задержаться подольше. Если они не будут поняты, то не будет понято ничего. § Слайды с графиками результатов, наоборот, легко проскакивать в ускоренном темпе. Объяснение графика в типичном случае: «По горизонтальной оси отложено…, по вертикальной оси—…, видно, что…». § При объяснении таблиц необходимо говорить, чему соответствуют строки, а чему — столбцы. § Вводите только те обозначения и понятия, без которых понимание основных идей доклада невозможно. Любое обозначение должно быть объяснено до его первого использования (как и в статьях). Если объяснение некоторого результата требует цепочки из 20 определений, то необходимо найти способ объяснить это короче. § В коротком выступлении нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами — время дорого. § Над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели; достаточно ли у них специальных знаний, чтобы её понять? Непонятные фразы следует безжалостно изымать из презентации. § Любая фраза должна говориться зачем-то. Не просто потому, что Вы этим занимались в процессе работы. Каждое предложение должно логично подводить к следующему, быть для них посылом, и в конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели — донести до аудитории две–три по-настоящему ценных мысли. Тогда выступление будет цельным и оставит хорошее впечатление. Сколько примерно времени уйдёт на подготовку презентации? Разумеется, это зависит от продолжительности выступления (числа слайдов) и степени готовности иллюстративного материала. § Допустим, что речь идёт о защите выпускной работы; материал готов, но презентацию надо целиком сочинять «с нуля», и опыта у Вас нет. Тогда в типичном случае придётся потратить один или два дня до обсуждения с руководителем и ещё один день на переделку всего после обсуждения. Короче, три дня запланировать нужно. § Не надо думать, что хорошую презентацию можно сделать за три часа накануне выступления. Это пахнет провалом. § Готовую презентацию надо просмотреть внимательно семь раз; каждый раз будете находить по несколько опечаток, ошибок или «некрасивостей». § Это всё были рекомендации на тот случай (увы, наиболее распространённый), когда Вы в цейтноте. На самом деле лучше сделать презентацию за один день и оставить себе три недели на скрытую работу подсознания. На протяжении этого времени Вы будете периодически мысленно возвращаться к своему выступлению и каждый раз понимать, что ещё какую-то вещь можно рассказать гораздо короче и понятнее. Иногда приходится полностью переделывать ту последовательность изложения, которая сначала казалась оптимальной. Заключение Из всего выше изложенного, можно сделать следующие выводы: -научно-исследовательская работа обучающихся прежде всего побуждает интерес школьников к предмету; - правильно организованная научно-исследовательская работа помогает сформировать основные умения и навыки у обучающихся по исследовательской культуре: выявление и постановка проблемы, сбор данных и их обработка, овладение методами научного исследования, защита своей исследовательской деятельности, правильное оформление своей работы; -приобретенные обучающимися, умения и навыки позволяют применять и развивать их в своей жизни; -формировать умения и навыки исследовательской работы обучающихся можно как на специальных занятиях, посвященных научно-исследовательской деятельности, так и на уроках, используя при этом различные приемы и методы: работа с историческим документом, решение познавательных и проблемных задач, написание обучающимися эссе, сообщений, докладов, рефератов. Эти методы наиболее эффективны, так как побуждают ученика к исследованию; -формировать умения и навыки исследовательской работы необходимо начинать с младших классов, конечно, при этом учитывать возрастные особенности ребенка; -итогом организации научно-исследовательской деятельности обучающихся является активное участие школьников в научно-практических конференциях.
Список литературы 1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9. 2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся./ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. 3. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2002. № 1. 4. ЛеонтовичА.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10. 5. Обухов А.С.Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование, № 10, 1999. 6. Оданович М.В. Основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. – Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. – Учитель.- 2007. 7. Плыкин Р. Научное творчество школьников: миф или реальность? // Внешкольник. 1997. № 7-8. 8. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2000. № 12. 9. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1. 10. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975. 11. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
|