Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая историческая справка. Спортивно-гимнастические праздники прошли в своем развитии долгий путь от простых показательных выступ­лений для популяризации занятий гимнастикой до боль­ших






Спортивно-гимнастические праздники прошли в своем развитии долгий путь от простых показательных выступ­лений для популяризации занятий гимнастикой до боль­ших спортивно-художественных представлений, настоя­щих спектаклей с элементами театрализации.

Зрелищные возможности синхронных действий спорт­сменов в групповых, а затем и в массовых упражнениях с большим успехом использовались энтузиастами гимнас­тики в Европе конца прошлого столетия при организации Всесокольских гимнастических слетов. Родилась тради­ция, которую почти 100 лет поддерживали в Чехослова-


 




кии, организовывая знаменитые Спартакиады, основным содержанием которых были массовые спортивно-гимнас­тические выступления. Позднее в Праге было выстроено специальное спортивное сооружение с огромным полем для проведения финальной части этих Спартакиад, известное всему миру как Страговский стадион.

По сей день существуют и пользуются достаточной по­пулярностью Всемирные гимнастрады, регулярно пригла­шающие к участию в них гимнастов со всего земного шара. В их программу, помимо встреч специалистов, публич­ных демонстраций современных достижений и новейших методик для обучения этому виду физической деятельно­сти, в доминирующем объеме включены гимнастические зрелища и массовые празднества.

В истории развития физической культуры и спортив­ного движения в нашей стране весьма заметный след ос­тавили физкультурные парады. Проводились они в Моск­ве, на Красной площади; пик популярности этих зрелищ пришелся на 30—40-е годы, когда количество участвую­щих спортсменов превышало сто тысяч человек (парады 1934-36 гг.).

В своем развитии физкультурные парады прошли не­сколько этапов, видоизменяясь и по организации прове­дения, и по содержанию выступлений. И если вначале это были хорошо организованные шествия, строгие переме­щения по площади с короткими остановками перед глав­ной трибуной, то в дальнейшем зрелище стало представ­лять собой калейдоскоп отдельных массовых выступле­ний делегаций различных спортивных обществ или союз­ных республик со своими собственными вариантами по­явления и ухода, композициями упражнений, оригиналь­ными предметами и конструкциями.

Совершенно естественным выглядел постепенный пе­реход физкультурных парадов с площади на стадион — на первых порах в виде повторов праздника для большего количества зрителей, а затем и окончательно. В 50-е годы меняется социальная востребованность спортивных зре­лищ — начинается эра Спартакиад народов СССР. И пол­тора десятка спортивно-художественных праздников, свя­занных с церемониями открытия, а иногда и закрытия Спартакиад, явились уникальным фондом отечественной школы массового спортивного представления на стадионе.

Лучшие силы этой школы работали при подготовке и проведении грандиозных праздников открытия и закры-


тия VI и ХП Всемирных фестивалей молодежи и студен­тов, XXII Олимпийских игр, I и III Игр Доброй воли, I Спартакиады Содружества независимых государств.

Эти события, а также многочисленные празднования знаменательных государственных дат, юбилейных тор- • жеств в городах и краях, включавшие в свои программы спортивные представления, служили хорошим катализа­тором для развития массового спортивного театра, для практической подготовки профессиональных кадров в этой области физкультурного движения.

Славную плеяду специалистов по подготовке массовых спортивно-художественных представлений по праву мог­ли бы возглавить К. Я. Гойлезовский, И. А. Моисеев, И. М. Туманов, которые явно выделялись своими работа­ми на стадионах среди большого количества других, не менее именитых профессиональных режиссеров и балет­мейстеров. И спорт выдвинул из своей среды немало та­лантливых людей, понимающих толк в движениях, об­ладающих эстетическим вкусом и могучими орга­низаторскими способностями. Наиболее известные из них А. Т. Брыкин, А. А. Губанов, М. Т. Окунев, Л. П. Ор­лов, М. Д. Сегал, Н. П. Серый, Я. Б. Теверовский, В. А. Губа­нов, Д. К. Осипов, М. А. Закута, М. В. Левин, Б. Н. Пет­ров, Г. Б. Рабиль, В. А. Алексеев, Л. В. Немчик, Е. А. Мель­ников, В. М. Пашко.

Современная социальная потребность в специалистах

В настоящее время необходимость подготовки такого рода специалистов остается по-прежнему актуальной хотя бы из-за значительного снижения интереса зрителей к соревнованиям по различным видам спорта. Обрамление соревнований церемониями торжественного открытия и закрытия, запоминающаяся процедура награждения, сюр­призы для болельщиков в ходе соревнований и во время вынужденных или запланированных перерывов - все это работа спортивного режиссера, добротность которой мо­жет в какой-то мере помочь вернуть зрителей на трибуны спортивных залов и стадионов.

Кроме этого спорт располагает неограниченными воз­можностями для создания массовых зрелищ на стадио­нах и спортивных площадках, которые при удачном ис­пользовании имеющихся выразительных средств можно превращать в красочные сюжетные спектакли.


 




В основе организации такого рода спектаклей лежит «гимнастический метод» составления и разучивания дви­гательных композиций, а также особый стиль общения с большими группами участников, культивируемый обыч­но на академических занятиях основной гимнастикой — условная терминология, строевые команды и распоряже­ния, специальный методический алгоритм проведения учебно-тренировочного (репетиционного) процесса. Поэто­му очень часто в роли режиссеров спортивно-художествен­ных представлений оказываются преподаватели-тренеры по гимнастике.

Выразительные средства массовых гимнастических выступлений

Выразительные средства массовых гимнастических выступлений — это различные виды физических упраж­нений, специально оранжированных для того, чтобы они могли с наибольшей степенью зрелищности реализовывать замыслы того или иного сценария.

В ряду этих средств находятся всевозможные построе­ния и перестроения, массовые вольные упражнения, уп­ражнения на специальных конструкциях и спортивных снарядах, акробатические упражнения, поточные упраж­нения, фоновые действия.

Построения и перестроения

Расположение участников выступления в определенном рисунке (орнаментальном или образно-смысловом), марш­руты перемещений участников в такие рисунки, появле­ние коллектива на основной площадке (выход), органи­зованная эвакуация спортсменов с места действия — (уход) — все это требует не только подробного планирования дей­ствий каждого участника с точным учетом и расчетом роста, длины шага и всех используемых расстояний, но и достаточной высоты трибун для зрителей, удачного ра­курса для обозрения. В этих случаях легко прочитывается и оценивается оригинальность предложенных рисунков (построений), количество вовлекаемых в действие групп участников и их состав, масштабность и динамичность перемещений (перестроений).

Построения и перестроения так или иначе представлены в каждом выступлении любого коллектива, а для содержа-


ния программ знаменных и фонирующих (см. ниже) групп они являются основными выразительными средствами.

Массовые вольные упражнения

Это, пожалуй, самая популярная составная часть всех массовых представлений, главный компонент любых по­казательных выступлений, своеобразная «хореографиче­ская» основа спортивного зрелища.

Широкий диапазон трудности массовых вольных уп­ражнений — от простейших движений рукой, ногой, туло­вищем и головой, доступных каждому «практически здо­ровому» человеку, до мыслимых и немыслимых сочета­ний этих движений, доходящих иногда до уровня трюка — позволяет предлагать это средство любым категориям уча­стников.

Содержание вольных упражнений может быть сугубо гимнастическим (собственно вольные упражнения с эле­ментами малой акробатики), и может быть набором обще-развивающих упражнений типа «зарядки». В этом слу­чае зрелищность композиции зависит в большей степени от скорости выполнения отдельных движений, от возмож­ности изменять эту скорость (темпы и ритмы композиции), от соотношения движений различными частями тела, от количества и сочетания «высоких» и «низких» поз, от на­личия или отсутствия «контрастных» действий, выполня­емых разными группами участников одновременно и т.д.

Другую группу вольных упражнений могут составить упражнения имитационного или тематического характе­ра. Перед автором композиции и участниками-исполни­телями ставится задача показать при помощи движений тот или иной вид человеческой деятельности (трудовой, спортивной, военной и т.п.) или создать зримый образ, обозначенный сюжетом сценария (вода, земля, цветы, деревья, снег, облака, сооружения, механизмы и т.п.).

Составляя такие композиции, режиссеры-постановщи­ки направляют свои мысли не только на поиски двига­тельного или костюмного решения этих задач, но и обра­щаются к использованию различных спортивных и деко­ративных предметов.

Эти предметы можно условно разделить на два вида: индивидуальные и групповые (одним предметом одновре­менно оперируют несколько человек).

К предметам индивидуального пользования относятся палки, мячи, флажки, булавы, гантели, обручи, гирлян-


 




ды, ленты, гири, шарфы, кубы, скакалки, трансформиру­ющиеся предметы.

К групповым предметам следует отнести полотнища, шесты, лестницы, скамейки, щиты, макеты, трансформи­рующиеся предметы.

Если же тот или иной вид спорта можно преподнести на празднике не имитацией, а участием в представлении истинных воспитанников конкретной спортивной специ­альности, то массовые вольные упражнения могут стать борцовскими, фехтовальными, футбольными, волейболь­ными, баскетбольными и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.