Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Атлетическая гимнастика






Атлетическая гимнастика («А.Г.») — это система гим­настических упражнений, направленная на развитие си-


ловых качеств и способностей «ими пользоваться». А.Г. — традиционный вид гимнастики оздоровительно-разви­вающей направленности, сочетающий силовую трениров­ку с разносторонней физической подготовкой, гармони­ческим развитием и укреплением здоровья в целом.

А.Г. предназначена для самых разных людей (моло­дых и пожилых, юношей и девушек), но для людей прак­тически здоровых, поскольку используемые упражнения связаны со значительными мышечными напряжениями и соответствующей нагрузочностью для занимающихся. Поэтому, имея в виду это обстоятельство, А.Г. следует рассматривать в первую очередь как развивающее сред­ство физического воспитания, и только во вторую — как средство восстанавливающее.

А.Г. удовлетворяет стремление людей иметь сильные и красивые мышцы, рельефную (а не просто огромную) мус­кулатуру. Кроме того, она расширяет двигательный опыт, воспитывает привычку к систематическим занятиям фи­зическими упражнениями, служит средством активного отдыха, эффективно стимулирует стремление к самовы­ражению через красоту тела.

В практике имеется большое количество различных ме­тодических пособий, использующих термин «атлетичес­кая гимнастика» в широком понимании как комплексы силовых упражнений, но не определяющих их в качестве вида гимнастики. Между тем, на поверку оказывается, что именно к атлетической гимнастике как одному из видов оздоровления они имеют лишь косвенное отношение. По­этому и надо уточнить значения слов: «атлетизм», «ат­лет» и «атлетическая гимнастика».

«Атлетизм» - направление в физическом совершенство­вании, преследующее цель достижения высокого уровня силового развития и/или высоких результатов в силовых упражнениях «спортивного типа».

«Атлетическая гимнастика» — более объемное понятие, отражающее систему оздоровительно-развивающих воздей­ствий с целью укрепления здоровья человека и улучше­ния его жизнеспособности.

Атлетическая гимнастика берет свои начала в древнем мире. Однако в нашей стране из-за различных «методи­ческих перекосов», приводивших к одностороннему воз­действию лишь на силовую сферу занимающихся, не­которому «не слишком здоровому» восприятию гипертро-


фированных фигур, а также «политизирования» силовых упражнений атлетов как проводников «чуждых идеоло­гий», официально — на Всесоюзной научной конференции атлетическая гимнастика была признана одним из обще-развивающих видов лишь в 1968 г. Была подтверж­дена целесообразность выделения ее как вида самостоя­тельного, имеющего «благородные цели» и решающего круг жизненно важных задач. Высокая значимость атле­тической гимнастики проверена временем, хотя постоян­но в ней происходит неантагонистическое проникновение друг в друга оздоровительных и спортивных мотивов.

Специфика целей различных силовых тренировок оп­ределяет и наличие различных форм занятий, систем и школ силового совершенствования. В настоящее время наибольшую популярность имеют боди-билдинг, культу­ризм, пауэрлифтинг и армрестлинг.

Боди-билдинг — система силовых упражнений, направ­ленная на увеличение мышечных объемов, формирование рельефной мускулатуры и построение гармонично разви­той фигуры с пропорциональной, но гипертрофированной мускулатурой. Состязательность — одна из главных черт боди-билдинга: на различных конкурсах и, в основном, чемпионатах разных стран, регионов, мировых первенствах определяются лучшие боди-билдеры, которым присваи­ваются звонкие звания «мистер Америка», «мистер Уни­версум» и т.п. Состязания проводятся по определенным правилам, но в целом оценивается «силовая гармонич­ность». Соответственно такой цели тренировки строится достаточно специфическая система, включающая упражне­ния для наращивания объемов мышц, другие упражне­ния — для построения рельефа мускулатуры; упражнения выполняются в соответствии со специально разработан­ной методикой по особым принципам (например, система Дж. Уайдера или, в иной транскрипции — Вейдера — име­ет 28 основных принципов построения силовой трениров­ки) и с достаточно четкой периодизацией подготовки к состязаниям.

Культуризм отождествляют с боди-билдингом, по­скольку в нем используются те же принципы и правила. Возможно, если оценивать его по доступным источникам литературы, культуризм был первым этапом в развитии боди-билдинга, его прародителем. Однако, весьма суще­ственная деталь не может поставить между ними знак ра-


венства: занятия культуризмом направлены на увеличе­ние объемов отдельных мышечных групп, не претендуют на строительство гармонично развитого тела, поэтому в культуризме и проводятся лишь конкурсы, в которых (это тоже имеет право на существование) оцениваются «самая широкая спина», «самые объемные бедра или шея». Од­нако в целом именно боди-билдинг можно было бы на­звать культуризмом, но не включать в это понятие так называемую силовую подкачку отдельных групп мышц.

Пауэрлифтинг — вид физических упражнений, разви­вающих максимальные силовые возможности, проявляе­мые в трех видах движений — «силовом троеборье»: жиме штанги лежа, приседании со штангой на плечах и в «тяге» штанги в положении наклона вперед. Соответственно та­ким задачам применяются специальные упражнения, обес­печивающие, в отличие от боди-билдинга и культуризма, достижение максимального результата в движении, а не в статических напряжениях.

Армрестлинг — силовое единоборство на руках («кто кого перетянет»), — проводится в положении сидя на сту­ле, хватом свободной рукой за специальную рукоятку. Борьба проводится одной и другой рукой, поэтому борцы должны обладать достаточно симметричным развитием силы лево- и правосторонних мышц. Несмотря на то, что главной задачей является «положить руку» соперника, очень большая нагрузка ложится на мышцы спины, тазо­вого пояса и ног. Поэтому армрестлер должен обладать достаточно гармоничным развитием силы, что и достига­ется применением специальной системы силовых упраж­нений.

Для названных четырех видов атлетизма весьма важ­ное значение имеет специфическая спортивная техника напряжений и движений — чему атлеты посвящают осо­бое внимание.

Несмотря на своеобразие показанных выше форм си­ловой тренировки, их объединяет наличие узких задач, локальная направленность силовых проявлений, ограни­ченность общего физического и функционального воздей­ствия и потенциальная травмоопасность.

Атлетическая гимнастика, в основе которой лежит метод силовой тренировки, использует полный арсенал средств основной гимнастики, а также элементы спортив­ной тренировки. При сохранении основных принципов и


методов занятий гимнастикой традиционной, в А.Г. воз­действие силового характера может быть локальным или генерализованным (захватывающим практически все груп­пы мышц), тонизирующим или развивающим; при этом избирательно могут развиваться три силовые качества (медленная, или «жимовая», сила, быстрая, или «взрыв­ная», и статическая) и производные от них виды силовой выносливости.

Важнейшей отличительной чертой А.Г. является та, что за счет специальных упражнений у занимающегося формируются умения и навыки силовых перемещений собственного тела в различных режимах силовой рабо­ты. Этого не дает ни одна из описанных выше систем. Между тем, такие умения и навыки очень важны в жиз­необеспечении человека.

А.Г. использует шесть групп специальных упражнений.

Первая группа — упражнения без отягощений и пред­метов, — включают преодоления сопротивлений собствен­ного тела или его звена. Это могут быть силовые переме­щения или статические напряжения с большим или мень­шим напряжением мышц-антагонистов. Например, сги­бания и разгибания рук в упоре лежа или удерживание напряженных рук в положении в стороны, или удержива­ние положения слегка согнувшись опорой тазом и подня­тыми вверх руками и т.п.

Эти упражнения подходят различным группам зани­мающимся, не требуют особой подготовленности их, и просты в организационном отношении.

Вторая группа — упражнения силового характера на снарядах массового типа, частично заимствованные из гимнастического многоборья и опять-таки заключающие­ся в перемещениях собственного тела. Особенности дан­ной группы упражнений обусловлены применением раз­личных аппаратов («снарядов») и разнообразием исполь­зуемых ситуаций. На перекладине, кольцах, брусьях, коне с ручками — можно выполнять упражнения в висе и в упоре, в смешанных положениях; быстро и медленно, акцентируя действия на замедлении или ускорении пере­мещений, удержания статических положений, а также всевозможные сочетания их, задействуя самые разные группы мышц или нагружая их по заданной схеме одновре­менно. Дополнением к снарядам традиционного многобо­рья могут служить канаты и подвесные шесты, гимнасти-


ческая стенка и навесные опоры, на которых выполняют­ся подъемы и опускания тела или его звеньев, перевороты вверх и вниз и т.п. в активном или активно-пассивном режимах

Третья группа — упражнения с гимнастическими пред­метами определенной тяжести и эластичности: набивны­ми мячами, эспандерами и т. п.

Особенности каждого из предметов определяют и ха­рактер упражнения с ним, возможности манипулирова­ния, степень напряженности. При этом появляется новая форма упражнения - парно-групповая и новые методы ее использования: игровой и соревновательный.

Четвертая группа — упражнения со стандартными отя­гощениями: гантелями, гирями, штангой. Характерной особенностью этих упражнений является строгая дозировка веса снаряда. Упражнения с гантелями содержат различ­ные симметричные и асимметричные движения руками в сочетании с наклонами, поворотами, выпадами, приседа­ниями и др. — позволяющими вовлечь в работу большое количество мышечных групп и добиться достаточной на-грузочности общего воздействия. Упражнения с гирями в целом сходны с упражнениями с гантелями. Специфика их заключается в том, что при обычном хвате гиря нахо­дится вне площади опоры, из-за чего возникает вращение ее, противодействие которому требует проявления боль­ших усилий. К тому же, значительный вес гири (от 16 до 30 кг) уменьшает возможности выбора видов упражне­ний, хотя, помимо обычных подниманий и опусканий, используются еще и броски и ловля гири одной и двумя руками, перебросы руками и ногами. Упражнения со штан­гой требуют использования методических указаний, раз­работанных для занятий тяжелой атлетикой. В целях оз­доровления и общей силовой подготовки помимо самой штанги можно использовать ее элементы: гриф, диски, замки. Поэтому здесь не ограничиваются классическим троеборьем (жим, рывок, толчок), а используют целую группу движений в самых различных формах и положе­ниях. Важным моментом при подборе отягощения явля­ется уровень развития «слабейшей» группы мышц — от нее начинается подбор величин отягощений. При этом количество повторений упражнения не должно быть мень­ше 3—4, а на «максимальные» веса с 1—2 повторениями в А.Г. упражнения не используются. При больших отяго-


щениях важное значение приобретает продолжительность отдыха между подходами (она должна обеспечивать восстановление до уровня послеразминочного состояния), количество упражнений, их характер и режимы.

Пятая группа — упражнения силового характера, вы­полняемые в парах и тройках. Это — простые и доступные упражнения, не требующие специальной технической под­готовленности и выполняемые в искусственно услож­ненных условиях. Взаимодействия партнеров, в данном случае, строится таким образом, что один из них создает определенное сопротивление действию другого, который преодолевает его, используя заданный способ.

Характер сопротивления при выполнении упражнений этой группы может быть следующим: незначительное по­стоянное преодоление сопротивления; активное противо­действие, переходящее в противоположное действие од­ного из партнеров. В парных силовых упражнениях важ­но уметь сохранить степень сопротивления на протяже­нии всего действия или целенаправленно (по заданию) его менять.

Шестая группа — упражнения на тренажерах и специ­альных устройствах. Обычно в А.Г. используются трена­жеры «блочного типа», которые позволяют регулировать нагрузку за счет изменения веса отягощения (степени со­противления) и включать в работу поочередно различные звенья тела, принимая те или иные положения. В комп­лексных тренажерах заложены 5—6 рабочих положений, которые определяют условия силовой работы.

Функциональность любого тренажера зависят прежде всего от следующего требования: при оптимальных габа­ритах конструкции должна быть возможность использо­вания возможно большего числа рабочих поз. Упражнения на тренажерах следует начинать с мелких групп мышц, постепенно переходя к крупным мышечным образовани­ям, темп выполнения — средний, резкие движения исклю­чаются.

Для обеспечения должного эффекта силовой трениров­ки в А.Г. используется вспомогательная группа упраж­нений. Она включает все средства основной гимнастики, направленные на растягивание и расслабление, а также на развитие «сопутствующих» физических качеств (гиб­кости, ловкости, быстроты), а при необходимости — пере­ключение на более легкую работу, активный отдых. Та-


кая «силовая пауза» помогает заменить пассивный отдых и увеличить общую нагрузку при более быстром восстанов­лении. Используемые серии упражнений отличаются от места применения (части занятия), общей нагрузочности, характера и разнообразия упражнений. Однако при этом составляются всего из нескольких движений или действий, которые повторяются в течение не более 8 минут.

Общие закономерности силовой тренировки в А.Г.

Поскольку А.Г. базируется на методике силовой тре­нировки, следует знать ее основные положения.

1. Сила рассматривается как результат работы или вза­
имодействия двигательного аппарата человека с окружа­
ющей средой и поэтому может служить количественным
выражением данной работы. Сила может рассматриваться
как «источник движения», физиологический механизм
которого позволяет совершать работу разного характера.
Поэтому развитие силы — это, прежде всего, функциональ­
ное совершенствование ведущих систем организма. Одним
из показателей мышечной силы являются их объем и
масса. Гипертрофия мышц обеспечивается двумя основ­
ными механизмами: а) совершенствованием процесса уп­
равления мышечной активностью, ростом числа миофиб-
рилл в мышечных волокнах, плотностью их укладки, а
также увеличением массы митохондрий, запасом глико­
гена и других органелл;

б) ускорением синтеза белка в клетках за счет запаса аминокислот, повышением концентрации анаболических гормонов в крови, свободного креатина в мышечных во­локнах и др.

В А.Г. принято выделять несколько форм проявления силы: максимальную произвольную силу, взрывную силу и силовую выносливость. Наиболее значимыми в А.Г. при­знаны мышечная масса и способность к длительному уси­лию — на развитие которых и направлены упражнения.

2. Методика А.Г. и выбор режимов силовой трениров­
ки определяются следующими закономерностями:

а) одиночные или повторные воздействия на организм занимающегося определяют характер следовых процессов, т. е. эффект того или иного упражнения зависит от соот­ветствующего подкрепления за счет повторения упражне­ния, сохраняющего следы предыдущего выполнения;


б) возможная адаптация (привыкание) к повторяюще­
муся воздействию рассматривается как нежелательное
явление; поэтому необходимо своевременное периодичес­
кое изменение условия и характера упражнения и повы­
шение уровня требований;

в) пороговые величины по напряженности и продол­
жительности воздействий требуют выбора максимальных
и минимальных границ нагрузки. В целом в А.Г. направ­
ленность и нагрузочность упражнений определяются по­
средством взаимосочетаний основных характеристик их,
выраженных спецификой действий, количеством повто­
рений действий в одном подходе, количеством подходов и
суммой в них действий, длительностью и характером от­
дыха и его соотношением с характеристиками работы.

3. Для занятий А.Г. условно можно выделить ряд воз­растных групп: 12-15 лет, 16-18 лет, 19-30 лет, старше 30 лет. При этом для новичков достаточными считаются 3 занятия в неделю по 20-30 мин, более подготовленные (чаще всего и более старшие) могут увеличивать или продолжительность занятия (до 45—60 мин) или их коли­чество (до 4—5).

Средней нагрузкой для начинающего подростка, раз­вивающего силу мышц живота, может послужить-такая модель упражнения: из положения лежа на спине, руки за голову, поднимание туловища до положения седа; ре­жим выполнения: 8-12 повторений в одном подходе - 1—2 минуты отдыха — 8-12 повторений, всего 3-5 подходов.

В зависимости от конкретной задачи силовой трени­ровки и индивидуальных особенностей «формула упраж­нения» меняется:

- для максимальной силы: вес отягощения (сопротивле­ния) - 90-95 % от максимального, 1-4 силовых действия в подходе, 3-4 подхода, между ними отдых по 2-4 мин;

- для наращивания объема мышц: вес отягощений — 70-80 % от максимума, 8-12 повторений движений в под­ходе, количество подходов — 3-6, отдых между ними -1—2 мин;

- для развития силовой выносливости: вес отягоще­
ний 50-70 % от максимума, 20-50 повторений движений
в подходе, количество подходов 2—4, отдых - от минуты
до трех (перед заключительным подходом, если их боль­
ше трех).

4. Для А.Г. характерно условное определение величин силового напряжения — по количеству повторений дви-


жения в подходе (одно повторение - единица). Отсюда вытекает и понятие «повторный максимум» («ПМ») или максимально возможное повторение движения.

Наиболее типичными методами в силовой тренировке А.Г. признаны:

—метод повторных усилий — подразумевающий непре­рывное выполнение в одном подходе или в чередующихся подходах заданного количества движений определенного характера;

—метод максимальных усилий — как работа в опреде­ленных зонах нагрузки, например: максимальная нагруз­ка по величине усилия, околопредельная нагрузка с 2—3 повторениями, большая нагрузка с 4—7 повторениями, умеренно большая - с 8-12 повторениями, средняя - с 13—18 повторениями, малая — с 19—25 повторениями, очень маленькая — с 25 и более повторениями. Естествен­но, что такие величины повторений упражнения связаны с соответствующим уменьшением уровня разового усилия и он конечно не соответствует максимуму, на который спо­собен в данный момент занимающийся, а именно тому, который может быть проявлен при конкретном количестве повторений. Малые уровни нагрузки при этом характерны при тренировке силовой выносливости, а большие и пре­дельные — для увеличения объема мышечной массы.

Некоторые специалисты считают, что использование метода повторных максимальных усилий помимо увели­чения силы приводит и к росту мышечной массы. Поэто­му рекомендуют в качестве оптимального варианта режим с 5—6 повторными максимумами — для увеличения силы, и с 6—12 — для наращивания мышечной массы.

В силовой тренировке А.Г. предпочтение обычно отда­ется упражнениям, выполняемым в преодолевающем ре­жиме и с условием, что каждое последнее повторение вы­зывает предельное напряжение. Упражнения в статичес­ком режиме и в уступающем — также имеют место и по­вышают эффективность силовой тренировки.

Условия организации занятий А.Г.

На основания вышеизложенных правил и закономер­ностей силовой тренировки сформулированы некоторые условия, которые определяют особенности занятий и эф­фективную организацию их:


1) стремление к предельному утомлению мышечного аппарата на каждом занятии оказывает влияние на уве­личение интенсивности метаболических процессов, в пер­вую очередь, — белкового синтеза, определяющего рост мышечной массы;

2) в режиме выполнения упражнения в занятии и в серии их важно учитывать оптимальное сочетание работы и отдыха;

3) в комплексы упражнений необходимо включать уп­ражнения как на локальную нагрузку мышц, так и обще­го воздействия, вовлекающие в работу значительное ко­личество мышечных групп;

4) упражнения силовой направленности обязательно должны сочетаться с упражнениями на растягивание тех же групп мышц и дополняться упражнениями на расслаб­ление, движениями на точность и ловкость;

5) при подборе упражнений следует ориентироваться на основные мышечные группы: шеи, плечевого пояса, рук, передней и задней поверхностей тела и ног, не увле­каясь локальной нагрузкой какого-либо сгибателя или разгибателя;

6) для оценки исходного уровня подготовленности зани­мающегося используются соотношения весовых и росто­вых показателей, оценка топографии мышц тела и отдель­ных звеньев, тестирование степени развития силовых ка­честв с помощью динамометрии и двигательных заданий (обычно на количество повторений контрольных движений);

7) для правильного и эффективного выполнения уп­
ражнения требуется рационализация дыхания; она может
обеспечиваться подбором удобных поз, а также специаль­
ных двигательных заданий, выполнение которых формиру­
ет навыки правильного — «техничного» и экономичного
дыхания, которое способствует повышению результатив­
ности упражнения.

В А.Г. используются специфические методические при­емы:

—«ограничители» — выполнение движения ограничи­вается по определенным параметрам (амплитуде, скорос­ти, продолжительности);

—«последовательный прогресс» — по мере выполнения упражнения постепенно увеличиваются (раздельно или одновременно) количество повторений, величины отяго­щений;


 

—«концентрация и дробление» - требующаяся работа либо распределяется на несколько занятий, либо концент­рируется в коротком промежутке времени; •

—«коррекция позы» — конкретное упражнение выпол­няется с изменением позы в исходном, конечном или про­межуточном положениях;

—«иллюзия облегчения» — при повторениях с предель­ным напряжением их преодолевают, оказывая некоторую помощь или облегчая условия;

—«потогония» — увеличение интенсивности упражне­ний за счет применения специальных средств и способов их применения;

—«синусоида» — последовательное увеличение и сни­жение величины мышечного напряжения при переходе от упражнения к упражнению;

—«приоритет» — первоначальная нагрузка более сла­бых мышечных групп с последующим переходом к разви­тым лучше;

—«локализация» — стремление к изолированному со­кращению мышц и ограничению подключения к работе вспомогательных мышечных групп.

Особенности питания в процессе занятий А.Г.

Рациональное питание рассматривается в А.Г. как один из важных факторов, обеспечивающих успешность тре­нировки. Основная задача питания — обеспечение орга­низма энергообразующими веществами, витаминами и минеральными веществами (для тренировки и для вос­становления).

Для организации рационального питания важно знать:

1) существует множество норм питания, все они имеют
свое обоснование, адресацию для конкретных ситуаций с
учетом трех функций организма: создания запаса энер­
гии, обеспечения обмена веществ и строительства клеток
и тканей. Поэтому для организации питания важно уста­
новить его содержание, объемы и соотношение составля­
ющих элементов;

2) напряженная мышечная работа вызывает усилен­
ный белковый обмен в мышцах, а их синтез растягивает­
ся обычно на 2—3 суток, но не более 96 часов, т.е. процесс
протекает довольно медленно;


3) длительность процесса восстановления энерготрат зависит от величины нагрузки и структурных особеннос­тей мышц, поэтому он вариативен;

4) ориентировочная калорийность суточного рациона питания в А.Г. близка к параметрам, рекомендованным для гимнастов-спортсменов. Так, при весе занимающего­ся в 70 кг общая калорийность питания должна составить 5000 ккал, т.е. в пределах 65 ккал на один килограмм веса тела. При этом соотношение питательных веществ определяется их процентным отношением к общей кало­рийности пищи: белки - 20, жиры - 28, углеводы - 52, плюс естественные (натуральные) витамины, минераль­ные вещества и 2, 5—3 литра жидкости;

5) строительная (платическая) функция белков опреде­ляет их норму: 1, 5-2 г на один кг веса тела в сутки; ос­новным источником белков являются продукты животно­го происхождения (мясо, творог, рыба, яйца куриные, молоко, сыр, икра и др.) и растительного происхождения (фасоль, горох, соя, гречневая крупа, чечевица); для жи­ров нормы близки к показанным белковым, а углеводов должно быть 6-9 г на один кг веса тела в сутки;

6) помимо основного рациона питания существенное
значение имеют специальные «подпитывающие» препа­
раты, например, орехово-белковый концентрат «ОБК»,
«Универс» (35 г белка, 24 г жиров, 21 г углеводов), ис­
кусственные витаминные комплексы: «Юникап», «Оли-
говит», «Селмивит» и др.

В целом, поскольку универсальных норм, рационов и режимов питания не существует, а есть некая «формула питания», подбор пищевых рационов должен осуществ­ляться, исходя из тренировочной нагрузки (планируемой и перенесенной), степени подготовленности занимающих­ся и их индивидуальных особенностей: морфо-функцио-нальных и психологических.

Восстановление в А.Г.

Все восстановительные мероприятия направляются на пополнение энергетического потенциала, реабилитацию состояния функциональных систем и обеспечение высо­кого уровня психической дееспособности — следствием чего сможет стать повышение уровня общей и специальной работоспособности, предупрежденность перетренированнос­ти, хорошее здоровье.


Помимо методически грамотного и рационального по­строения занятия и адекватного питания в решении этих задач положительную роль играют вспомогательные сред­ства восстановления.

Массаж и гидромассаж. Эффективны для ускорения восстановительных процессов в мышцах и для профилак­тики травматизма. Общий массаж может длиться до 60 мин, частный (локальный) — до 15. Массаж рекомендует­ся проводить за 5—10 мин до занятия и через 20-30 мин после него. Не исключен массаж и между подходами на упражнение, особенно, когда они связаны с предельными и околопредельными (по величине и продолжительности) напряжениями. При выборе способов массажа и его дли­тельности следует учитывать характер предстоящей на­грузки, эмоциональное состояние занимающегося, степень его утомленности. Возможно сочетание приемов массажа и самомассажа с водными процедурами и гидромассажем.

Тепловые процедуры — суховоздушные бани, сауны, парные, ванны, душ. Механизм их воздействия основан на повышении температуры тела, тканей и крови — что ускоряет биохимические процессы, способствует увеличе­нию сосудистого русла, раскрытию пор кожи и выведе­нию через них продуктов метаболизма, а также расслаб­лению (а значит, и реабилитации) мышечной и нервной систем. После большой нагрузки нельзя использовать го­рячие процедуры, температура их должна быть умерен­ной. Целесообразно сочетание тепловых процедур с конт­растными — холодными воздействиями (душ, окунание) — что за счет последовательного расширения и сужения со­судов мышц и кожных покровов в еще большей степени будет способствовать улучшению и восстановлению обме­на веществ.

Баровоздействия. Данное средство восстановления тре­бует специального технического оснащения. За счет сме­ны отрицательного и положительного барометрического давления улучшается обмен веществ в мышцах конечнос­тей (а значит, и функциональное состояние их), восста­навливается работоспособность. Обычная процедура длится 12—14 мин, применяется один раз в день, а в неделю ис­пользуется 4—5 раз.

Аэронизация. Воздействуя с помощью специальных приборов на дыхательные пути отрицательными ионами воздуха, добиваются улучшения функционального состо-


яния организма и, косвенно, ускоряют восстановитель­ные процессы. Процедуру можно использовать ежедневно по 10 мин. Лечебно-восстановительный курс и профилак­тика могут продолжаться в течение 3—4 недель.

Ультрафиолетовое облучение. Солнечные ванны или специальные физиотерапевтические процедуры типа «сол­люкс», применяемые по достаточно строгой методике, способствуют улучшению фосфорно-кальциевого обмена, выработке витамина «Д», «очищают» кожу, в целом по­вышают уровень функциональных возможностей организ­ма, восстанавливая его дееспособность.

Электростимуляция. Данный метод использует им­пульсные модулированные токи, проводя их через специ­альные электроды к нервам или мышцам. При этом целе­направленно, «без участия сознания» человека, подвер­гаемого воздействию, а значит и исключая его возмож­ные тормозящие реакции, целенаправленно меняют со­стояние мышц, восстанавливая их функциональный по­тенциал, или увеличивая силу. С помощью электростиму­ляции добиваются также лечебного эффекта - восстанав­ливают травмированные мышцы.

Биомеханическая стимуляция - используя различно­го рода вибраторы, ускоряет обменные процессы в мыш­цах, способствует их развертыванию. Поэтому применя­ется и для восстановления сниженных функций и для разминки перед тренировкой.

Примечание: более полную информацию об этих и дру­гих средствах и методах оздоровительно-развивающей гимнастики дают специальные источники, приведенные в списке в конце учебника.

Изотон

Изотон— это система оздоровительной физической куль­туры, разработанная в Проблемной лаборатории Россий­ской государственной академии физической культуры в 1991—93 гг. Занятия изотоном имеют своей конечной це­лью улучшение самочувствия, работоспособности, «физи­ческого здоровья», внешнего вида (форм тела, состава тела), социальной, бытовой и трудовой активности муж­чин и женщин широкого возрастного диапазона.

Название «изотон» система получила, во-первых, по типу физических упражнений, занимающих центральное


место в занятии — изотонических, т.е. таких, при кото­рых в мышцах поддерживается постоянное напряжение и по основному эффекту, который достигается в результате ее применения — постоянно высокому «жизненному тону­су» человека, занимающегося изотоном.

Эта система базируется на концепции, согласно кото­рой в основе биологического благополучия человека (как решающего условия здоровья) лежит, прежде всего, нор­мальное состояние эндокринной и иммунной систем, а также других физиологических систем организма (мышеч­ной, сердечно-сосудистой и т.д.), играющих, однако, под­чиненную роль в решении проблемы здоровья.

При разработке и обосновании основных принципов изотона использовалось компьютерное имитационное мо­делирование функционирования физиологических систем и биохимических процессов организма, а также анализ широкого спектра физических воздействий на человека. Затем были разработаны, отобраны и объединены в еди­ную систему наиболее эффективные средства и методы улучшения физического состояния (физического здоровья) путем повышения функциональных возможностей жиз­ненно важных систем организма (гормональной, иммун­ной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, мышечной и др.). В качестве методической основы использовался опыт в сфере спортивной тренировки, достижений восточных оздоровительных систем (хатха-йога, цигун), современных западных методик (все виды аэробики, калланетика, боди­билдинг и др.), а также отечественной лечебной физкуль­туры и оздоровительной работы с населением (включая нетрадиционные способы оздоровления).

Изотон — целостный комплекс оздоровительных воз­действий, каждый элемент которого логически связан с другими. Гарантированный эффект достигается только при выполнении всех требований. Это, конечно, не означает, что нельзя использовать отдельные составляющие систе­мы, например, физическую тренировку или принципы питания, но в этом случае конечный эффект будет зави­сеть от квалификации занимающегося и, в значительной мере — от классности его инструктора.

Изотон обычно используется для решения двух задач:

1. Быстрое (2—3 месяца) улучшение самочувствия, ра­ботоспособности, состава тела (соотношения массы жиро­вой и мышечной ткани), нормализация работы органов


пищеварения и других жизненно важных систем орга­низма, улучшение психоэмоционального состояния и т.п. 2. Поддержание хорошего физического состояния и внешнего вида при относительно небольшом количестве затрачиваемых усилий и времени. Предусмотрено несколь­ко форм занятий изотоном:

1. Занятия в центрах здоровья, оздоровительных клу­бах. Длительность занятия 50-80 мин, аналогично тому, как это проводится в залах аэробики и шейпинга. Конт­роль за состоянием осуществляется путем функциональ­ного и антропометрического компьютерного тестирования.

2. Занятия в офисах и производственных помещениях. Они могут проводиться по укороченным тренировочным программам, чередование которых позволяет добиться выраженного улучшения самочувствия, физического со­стояния и работоспособности людей, занятых малоподвиж­ным трудом, связанным с большими нервно-эмоциональ­ными нагрузками.

3. Индивидуальные занятия с использованием методи­ческих материалов, видеокассет, аудиокассет.

Изотон как система включает:

—комбинацию видов физической тренировки (изото­ническая, стретчинг, аэробная, дыхательная);

—средства психологической релаксации и настройки;

—средства физиотерапевтического воздействия (массаж, сауна и др.);

—гигиенические очищающие и закаливающие мероп­риятия;

—организацию рационального питания;

—методы контроля физического развития и функцио­нального состояния. Центральное место в системе зани­мает изотоническая (статодинамическая) тренировка, от­личающая изотон от других систем, относимых к оздоро­вительной физической культуре, и обеспечивающая его высокую эффективность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.