Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Матурудиты






 

Матурудиты — последователи Абу Мансура аль-Матуруди [Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуруди аль-Ханафи (870–944 гг.).]. Абу Мансур был современником аль-Ашари и аш-Шахрастани. Я не знаю, по какой причине аш-Шахрастани не упомянул об этом учении в своей книге. Я же посчитал неправильным пропустить рассказ об этой группе, поскольку их учение имело множество последователей и считается у суннитов одной из двух истинных школ богословия.

Для лучшего понимания сути вопроса необходимо обратить внимание читателя на следующий момент. Как было сказано в главе об учении аль-Ашари, ашаризм первоначально получил широкое распространение в кругах шафиитов [Шафииты — последователи одной из четырех ныне существующих суннитских религиозно-правовых школ (мазхабов). Основоположником этой школы был Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии, живший в XVIII–IX в. Имам аш-Шафии внес большой вклад в науку усуль фикх, в особенности, разработав четкие правовые методы для получения фатв]. Большинство крупнейших ашаритских шейхов также были шафиитами. И хотя ни сам аш-Шафии, ни его ученики не имели к ашаризму никакого отношения [Одна причина заключается в том, что аль-Ашари жил в более поздние времена, а вторая — в том, что шафииты — это ученые, которые в основном занимались вопросами фикха, а не теологии и акыды.], постепенно ашаризм стал официальной идеологией шафиитов. Впоследствии ашаризм проник и в другие мазхабы и стал считаться своего рода официальным изложением суннитской идеологии.

В то же время в среде ханафитов [Ханафиты — последователи ханафитского мазхаба, основоположником которого считают Абу Ханифу ибн Нумана.], особенно в областях Мавераннахра, большое распространение получила богословская школа Абу Мансура аль-Матуруди. По многим вопросам аль-Матуруди сходился с аль-Ашари, но по некоторым у них все-таки присутствовали определенные расхождения.

И матурудизм и ашаризм возникли примерно в одно время — время противостояния суннитов и мутазилитов. Как у ашаризма и мутазилизма основным предметом обсуждения матурудов были теоретические вопросы, касающиеся предопределения, касба, наилучшего, атрибутов Аллаха, и тому подобные.

Среди ученых принято считать, что ашаризм занимает промежуточную позицию между ханбализмом [Ханбалиты — обычно, когда говорят «ханбалиты», подразумевают последователей ханафитского мазхаба, основанного имамом Ахмадом ибн Ханбалем аш-Шайбани, но в отличие от таких мазхабов как ханафитский, шафиитский и маликитский, которые занимались исключительно правовыми вопросами, не затрагивая идеологию, ханбализм является и идеологическим учением, к последователям которого ныне относятся, например, саляфиты. Поэтому в данном контексте, говоря «ханбалиты», мы подразумеваем не правовой мазхаб, а идеологическую школу. ] и мутазилизмом. Поэтому, по большому счету, ханбалиты и их последователи саляфиты так до конца и не приняли аль-Ашари как наставника в области акыды, а нередко даже обвиняли его в том, что он, лишь немного изменив идеологию мутазилитов, является по сути их последователем, поскольку допускает возможность аллегорического толкования некоторых аятов Корана и хадисов Пророка. Что же касается матурудитов, то ознакомившись с их учением, можно заключить, что они, в свою очередь, занимали промежуточную позицию между ашаритами и мутазилитами.

Рассмотрим подробнее убеждения матурудитов, сравнив их со взглядами ашаритами и мутазилитами.

Матурудиты придавали важное значение человеческому разуму в понимании вопросов веры. Например, они допускали возможность толкования и интерпретации некоторых аятов Корана, также они утверждали, что разум в состоянии постичь существование Всевышнего. Но подобные утверждения относятся только к вопросам постижения Аллаха, размышлять же о сути постановлений Шариата запрещено, постичь их разумом невозможно, а необходимо принять на веру, следуя Корану и Сунне. Разум, в конечном счете, не способен отделить добро от зла и нуждается в руководстве.

О том, что может или обязан творить Аллах, аль-Матуруди имел собственное мнение, суть которого сводилась к тому, что Аллах творит все на основе определенного плана или замысла. В этом отношении он равноудалился как от мутазилитов, утверждавших, что Аллах обязан творить только наилучшее и только справедливость, так и от ашаритов, которые, основываясь на аяте: «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» [Коран, сура 21 «Аль-Анбийя», аят 23.], полагали, что над этим вопросом человеку размышлять вообще не следует.

В вопросе о предопределения матурудиты также находятся посередине между ашаритами с их концепцией того, что все поступки человека предопределены, а человек их только присваивает [Из-за этого ашаритов часто обвиняли в приверженности к джабаритам, вообще не признававших за человеком никакой способности выбора или влияния на свои поступки.] (касб), и мутазилитами, утверждавшими, что человек наделен свободой воли. Аль-Матуруди признавал касб, но вкладывал в это понятие несколько иной смысл: он считал, что Аллах претворяет в жизнь то, что исходит от воли и желания человека, то есть, пожелания человека и являются Божьей волей, которую Он предопределил человеку [Вопрос предопределения — один из самых сложных религиозных вопросов. Хотя он издавна вызывал многочисленные споры и немало книг было посвящено этой проблеме, однако сегодня мусульмане не имеют четкого представления о его сути. Я не буду излагать различные взгляды на предопределение; упомяну лишь о двух моментах, к нему относящихся. Во-первых, те, кто, рассуждая об этой проблеме, говорят: «Если Аллах уже все предопределил, записал на хранимой скрижали, и уже знает, куда попадет человек в рай или ад, то в чем тогда состоит смысл этой жизни и нашего существования, ведь итог уже предрешен?» — пребывают в ловушке ограниченного человеческого сознания, которое обо всем судит на основе своей природы. Человек рассуждает, исходя из понятия времени, но мы должны помнить, что это понятие не применимо к Всевышнему Аллаху. Мы знаем, что Аллах был, есть и будет вечно. Он был тогда, когда не было ни времени, ни пространства, ни материи, ни направления, и именно Он сотворил все это, но к Нему нельзя применить ни одно из этих понятий. Поэтому мы должны отказаться от попыток подогнать сущность Аллаха под свои человеческие, несовершенные представления, тогда нам, возможно, будет проще понять этот вопрос. Во-вторых, нельзя забывать, что предопределение — это одна из тайн Аллаха, которая не может или не должна быть открыта человеку. Ведь мы не видим Аллаха, но верим в Него; не видим ангелов и джиннов, но верим и в них. Так почему же люди без конца спорят о сущности предопределения? Человек никогда не сможет до конца понять ее! Поэтому людям лучше оставить этот вопрос Аллаху и заняться чем-то более полезным для себя и общества.].

По поводу атрибутов Аллаха матурудиты в целом имели схожую позицию с ашаритами, утверждая, что атрибуты Всевышнего отделены от Его личности.

О возможности лицезреть Всевышнего в раю матурудиты говорили: «Праведники увидят Аллаха в раю, но как именно это будет происходить, объяснить невозможно, так как разум не может этого понять».

Коран матурудиты считали несотворенным Божьим Словом и в этом имели общую позицию с ашаритами.

О грешниках-мусульманах Абу Мансур говорил, что даже без покаяния они могут надеяться на прощение своих грехов или после пребывания в аду рано или поздно будут оттуда выведены. В этом отношении матурудиты согласились с ашаритами в противовес мутазилитам.

Абу Мансур аль-Матуруди, ссылаясь на слова Абу Ханифы, считал, что в разговоре о вере недопустима оговорка: человек не может говорить: «Я уверовал в Аллаха, инша Аллах, я уверовал в то, что Мухаммад его Посланник, инша Аллах». Но аль-Ашари и некоторые другие мутакалимы считали такую оговорку допустимой.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.