Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Салихиты и бутриты






 

Салихиты — приверженцы аль-Хасана ибн Салиха ибн Хаййа; бутриты — приверженцы Кассира ан-Навва аль-Абтара.

У салихитов и бутритов одно учение. Их мнение об имамате такое же, как у сулайманитов, за одним исключением. В отношении Усмана они колебались: считать ли его верующим или неверным? Они говорили: «Когда мы слышим имеющиеся о нем хадисы, что он один из десяти, которым обещан рай, мы говорим, что следует признать истинность его Ислама, его веры и его пребывания среди обитателей рая. Но, когда мы видим нововведения, которые он привнес, как он слепо был предан умаййадам и марванитам и тратил на них деньги из казны, как он занимался самоуправством в делах, открыто противореча тому, как поступали сподвижники Мухаммада, мы говорим, что следует считать его неверным. Видя сложность этой ситуации, мы не решаемся судить о нем, и не знаем, верующий он или неверный. Решение об Усмане мы оставляем самому мудрому из судей — Аллаху.

Али являлся лучшим из людей после Посланника Аллаха. Он был самым достойнейшим, чтобы быть имамом. Но Али уступил свое право на власть добровольно, передал им ее покорно и отказался от своего права. Мы занимаем такую же позицию, которую заняли мусульмане, когда Али уступил имамат. А если бы Али не дал на это своего согласился добровольно, то Абу Бакр бы пропал».

Это как раз те, кто допускал имамат превзойденного и отодвижение того, кто его превосходит, если превосходящий был согласен на это.

Салихиты говорили: «Имамом мы считаем того, кто открыто выступил с притязанием на имамат, готов защищать свое притязание с оружием в руках, знающ и смел. Неважно, является ли он потомком аль-Хасана или аль-Хусайна». Некоторые из них ставили условием еще и красоту лица.

Если одновременно с оружием в руках выступят два человека, и они оба будут удовлетворять условиям имамата, то необходимо смотреть на их дополнительные качества. Выбирать имамом лучше самого достойного и набожного. Если и в этом они равны между собой, то смотрят, кто из них более тверд в суждениях и отдает более разумные приказы. Если же и в этом они равны, и ни один из них не желает уступать другому, то имамом следует выбрать кого-либо третьего.

В случае если одновременно выступят два имама в двух странах, то каждый из них может быть имамом в своей стране. Повиновение имаму обязательно для людей его страны. Если один из них вынесет решение противоположное решению другого, то каждый из них будет прав, даже если он прикажет убить другого имама.

В наше время в основах религии салихиты и бутриты шаг за шагом следуют мнению мутазилитов, и почитают мутазилитских имамов больше чем имамов семейства Пророка. Во второстепенных вопросах религии и фикхе они придерживаются Абу Ханифы, за исключением некоторых вопросов, в которых они согласны с аш-Шафии и с шиитами.

Перечислим ученых, пользующихся авторитетом у зайдитов: Абу аль-Джаруд Зийад ибн аль-Мунзир аль-Абди, аль-Хасан ибн Салих ибн Хайй, Мукатил ибн Сулайман, проповедник (даи) Насир аль-Хакк, аль-Хасан ибн Али ибн аль Хасан ибн Зайд ибн Умар ибн аль-Хусайн ибн Али, другой даи, властитель Табаристана аль-Хусайн ибн Зайд ибн Мухаммад ибн Исмаил ибн аль-Хасан ибн Зайд ибн аль-Хасан ибн Али, Мухаммад ибн Наср.

 

Среди ученых, занимающихся изучением различных исламских течений и общин, зайдитов принято считать самым «умеренным» направлением в шиизме. Причины этого в следующем. Зайдиты — единственное шиитское течение, которое не считает, что имам назначается людям напрямую Аллахом, посредством ясного указания и назначения со стороны Пророка или предыдущего имама. Зайдиты не разделяют и многие другие шиитские убеждения, например, изменение Божественного мнения (учение кайсанитов), сокрытие и возвращение имама (учение всех шиитов); зайдиты не признают сокрытия религиозных убеждений (такыййа, у всех шиитов). Из вышесказанного становится ясно и то, что зайдиты не признавали непогрешимость имама и наличие у него врожденных знаний. Это подтверждается тем, что в даже Зайд ибн Али учился основам религии у стороннего человека — главы мутазилитов Васила ибн Ата. Это видно и на примере джарудитов, которые сомневались относительно того, что имамы обладают врожденным знанием. Напротив, часть их считала, что имам такой же человек, как и все остальные, который учится и обучает; можно учиться религии у него, а можно — у кого-либо другого. Над остальными людьми имам имеет лишь то преимущество, что он является главой своей общины.

Таким образом, имам зайдитов — это прежде всего политический лидер, амир, воин, готовый лично с оружием в руках отстаивать правое дело и бороться за справедливость. Он не обязательно самый знающий и достойнейший. Тогда как в понимании других шиитов, имам — это религиозный лидер, знаток всех тонкостей религиозного закона, факих, толкователь Корана, пример для его последователей, безгрешный заместитель Пророка. Приняв во внимание все вышесказанное можно сделать следующие выводы. Зайдиты — это община, которая в разных основополагающих вопросах имеет общие мнения с другими исламскими группами и сектами, но соединение всех этих отличий составляют их собственную уникальность. Зайдитов относят к шиитам из-за их убеждения в том, что Али самый достойный человек после Пророка, и мнения, что имама мусульманам лучше выбирать из потомков Али по линии его сыновей аль-Хасана или аль-Хусайна. С хариджитами зайдиты разделяют мнение о допустимости или даже обязательности вести войну против несправедливого правителя. С суннитами они похожи тем, что придерживаются правила о выборности халифа, и тем, что во второстепенных вопросах религии следуют одному из суннитских мазхабов. В то же время в вопросах предопределения, атрибутов Аллаха и прочих основ богословия, зайдиты следуют учению мутазилитов.

Конечно же, больше всего зайдиты запомнились в истории не своим религиозным учением, а активной военной борьбой с целью создания своих государств.

Как было сказано выше, первое восстание поднял правнук Али ибн Аби Талиба — Зайд ибн Али ибн аль-Хусайн в 739 г. Это восстание длилось недолго. После очередного предательства ненадежных куфийцев бунт Зайда был быстро подавлен. Через некоторое время сын Зайда — Яхья — вновь поднял восстание в провинции Хорасан, но оно также было разгромлено. О восстании, организованном братьями Мухаммадом и Ибрахимом, я рассказал выше. Но вскоре зайдиты добились желаемой цели. После очередного неудачного восстания Алидов в Хиджазе, младший брат имамов Мухаммада и Ибрахима, Идрис ибн Абдаллах тайно бежал в Магриб [Магриб — область на северо-западе Африки, где на данный момент располагаются Марокко и Алжир.]. При поддержке местных племен берберов ему удалось создать независимое государство. Идрис основал свою династию, а его потомки заложили город Фес, который стал столицей их государства. С конца VIII века имамы династии Идрисидов сменяли друг друга, правя до того момента, когда набравшие силу Фатимиды не прекратили существование этого государства.

В другом конце исламского государства, на южном побережье Каспийского моря потомок аль-Хасана ибн Али в 865 г. основал другое государство, во главе которого стояли имамы зайдитов. Это государство просуществовало до 928 г., пока их земли не были захвачены и разделены между соседними государствами. Небольшие общины зайдитов в этих областях сохранились до наших дней.

Третьим крупным успехом зайдитов было основание своего государства на юго-западной оконечности аравийского полуострова. Тяжело однозначно указать на точную дату основания этого государства из-за противоречия в источниках, называющих цифры от 894 до 897 г. В это время одному из Алидов дала присягу большая группа людей в Йемене. Этот регион не был похож на Магриб или другие отдаленные области Халифата. В Йемене зайдитам постоянно приходилось вести борьбу за существование своего имамата. Иногда они одерживали вверх над соседними династиями, а иногда их территории оккупировались более сильными государствами, такими как аюбиды или карматы. Одно время зайдитские имамы даже признали верховенство династии Аббасидов и хутбы в мечетях Йемена читались с упоминанием имен халифов Аббасидов. На данный момент большинство зайдитов проживает именно в Йемене, где до 1926 г. с разными промежутками зайдизм имел твердую опору.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.