Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зайдиты






 

Зайдиты — последователи Зайда ибн Али ибн аль-Хусайна ибн Али ибн Аби Талиба.

Зайд говорил, что имамом мусульман обязательно должен быть потомок Али и Фатимы. Он считал недопустимым, чтобы имамом был человек из другого семейства.

Любой знающий, храбрый, щедрый фатимид (потомок Фатимы), будь он из потомков аль-Хасана или аль-Хусайна, имеет право на имамат, если он открыто выразил желание стать имамом мусульман. Такой человек является истинным имамом, повиновение ему обязательно.

Позже зайдиты стали допускать имамат двух имамов — Мухаммада и Ибрахима, сыновей Абдаллаха ибн аль-Хасана ибн аль-Хасана, которые восстали во время правления аль-Мансура, но их восстание было подавлено, а они убиты. Зайдиты говорили, что если в двух разных странах (местностях) одновременно выступят два фатимита с претензиями на имамат, и оба они будут обладать необходимыми качествами (отвечающими требованиям зайдитов), то они оба будут считаться законными имамами. Подчиняться приказам этих имамов становится обязательным для жителей страны, в которой находится имам.

Высказав такое мнение об имамате, Зайд ибн Али захотел овладеть «корнями» (усул) и «ветвями» (фуру) религии, чтобы быть не только военным, но и религиозным лидером.

В «корнях» он стал учеником предводителя мутазилитов Васила ибн Ата аль-Газала аль-Алсага, несмотря на мнение Васила, что дед Зайда — Али ибн Аби Талиб — не был глубоко убежден в правильности войн, которые он вел со «сторонниками верблюда» и сирийцами, и что одна из двух сторон непременно совершила ошибку. От Васила Зайд перенял учение мутазилитов, и все его последователи стали мутазилитами.

У зайдитов было одно убеждение, отличавшее их от остальных шиитов. Они считали, что можно допустить имамат превзойденного [Превзойденный — то есть не самый лучший. Есть те, кто превосходит его.]при наличии достойнейшего. Зайд говорил: «Али ибн Аби Талиб был достойнейшим из сподвижников Мухаммада, однако халифат был передан Абу Бакру ради общего блага, которое они понимали, ради религиозного принципа, о котором они заботились, чтобы погасить пожар смуты и успокоить сердца людей. Ибо недалеко было время войн, проходивших при Пророке, а меч эмира верующих Али еще не обсох от крови многобожников из числа курайшитов и других, злоба в сердцах людей от жажды мести оставалась такой же, как она есть. Сердца людей не питали к нему полной симпатии, головы не повиновались ему полной покорностью. И ради общего блага этим важным делом должен был ведать тот, чьи кротость, спокойствие, старшинство по возрасту, первенство в Исламе, близость к Посланнику Аллаха, были широко известны. Разве ты не знаешь, что, когда незадолго до своей смерти Абу Бакр хотел вручить власть Умару ибн аль-Хаттабу, люди закричали: “Ты назначил правителем над нами грубого, жестокого человека! ” И не соглашались избрать эмиром верующих Умара ибн аль-Хаттаба из-за его суровости и твердости в религии, жестокости к врагам и грубости, пока Абу Бакр не успокоил их, сказав: “Если бы Господь мой спросил меня, то я сказал бы: “Я назначил правителем над ними лучшего из них для них”. Таким образом, допустимо, чтобы имамом являлся превзойденный, в то время как существует достойнейший. К достойнейшему обращаются за советом по каким-либо вопросам, признают его решения в судебных делах».

Когда шииты Куфы услышали это мнение и поняли, что Зайд не отрекается от обоих шейхов [Оба шейха — подразумеваются Абу Бакр и Умар.], они покинули его, оставив без поддержки, и его постигла предписанная ему судьба. Этих шиитов назвали рафидитами — покинувшими.

Между Зайдом и его братом Мухаммадом ибн Али аль-Бакиром [Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусайн аль-Бакир — внук имама аль-Хусайна. Будучи ребенком, он стал свидетелем событий в Кербеле. Считался одним из самых знающих людей своего времени. С его слов передано множество хадисов Пророка. Всю свою жизнь провел в Медине, где занимался обучением людей религиозным наукам. Его прозвище аль-Бакир означает «вскрывающий суть знаний». Как и его отец, аль-Бакир не вмешивался в политику, не поднимал восстаний и не претендовал на халифат.] происходили споры. Эти споры были вызваны не мнением Зайда относительно имамата, а тем, что Зайд был учеником Васила ибн Ата. Аль-Бакир не одобрял это. Он считал неправильным учиться у того, кто утверждал, что их дед совершил ошибку, борясь с клятвопреступниками, несправедливыми и отступниками. Также аль-Бакир говорил, что учение Васила о предопределении расходится со взглядами, которых придерживается семейство Пророка. Кроме этого, аль-Бакир не соглашался с мнением Зайда, что истинным имамом может быть лишь тот, кто открыто выступил с оружием в руках против несправедливой власти, сказав: «По-твоему выходит, что твой отец не был имамом, ибо он никогда не выступал и не вмешивался в выступление».

 

Отцом Мухаммада и Зайда был Али ибн аль-Хусайн ибн Али. Али был вместе со своим отцом в Кербеле, но в день сражения тяжело болел, и не смог принять участие в битве. Из всего отряда аль-Хусайна он остался практически единственным выжившим мужчиной. Как пленный мятежник, вместе со своими родственницами он был сначала доставлен к наместнику Куфы, а затем отправлен в столицу к халифу Язиду. После встречи с халифом Али ибн аль-Хусайн был помещен под домашний арест. Всю свою жизнь Али прожил, не вмешиваясь в политику, не участвуя в восстаниях и не претендуя на пост халифа. Возможно, это было обусловлено большим нажимом на него со стороны правящего режима, не дававшего ему ни малейшей возможности как-либо влиять на политическую обстановку в государстве, а возможно, и позицией самого Али ибн аль-Хусайна, считавшего, что любое восстание обречено на поражение или что в восстании вообще нет необходимости. В народе Али ибн аль-Хусайн славился своим праведным образом жизни, аскетизмом, богобоязненностью, усердием в поклонении. Его часто называли «имам Саджад» — поклоняющийся — из-за того, что он много времени уделял молитве. Также его называли Зайн аль-Абидин — украшение богобоязненных. Шииты-имамиты считают его своим четвертым имамом. Но факт состоит в том, что сам Али ибн аль-Хусайн никогда не принимал имамат в том виде, который подразумевают шииты. В доказательство приведем следующую историю: Когда Зайд ибн Али ибн аль-Хусайн Зайн аль-Абидин приехал в Куфу, то очень удивился тому, что местные шииты во главе с Мумин ат-Таком (один из идеологов шиизма) считали его отца имамом. На это Зайд сказал Мумину: «О Абу Джафар, я сидел вместе со своим отцом за столом. Он клал мне в рот жирный кусок и остужал горячий из сострадания ко мне. И выходит, что он не испытал сострадания ко мне, оставив пред жаром ада, если сообщил о религии тебе, а не мне?!» На это Мумин ат-Так ответил ему: «Да стану я выкупом за тебя! Из сострадания к тебе пред жаром ада он не поведал об этом тебе, опасаясь, что ты не примешь его и войдешь в ад. Но он сообщил мне, и если я приму, то спасусь. Если же нет, то не беспокоюсь оказаться в аду. Это (то, что Али ибн аль-Хусайн скрыл знание) подобно тому, как Йакуб утаил сон от своих сыновей». Эта история приводится в одной из самых авторитетных шиитских книг — «Аль-Кафи». Что тут можно сказать? Почему-то Пророк Мухаммад, чтобы первыми спасти от огня ада к Исламу призвал свою семью: жену, детей, Али ибн Аби Талиба, а Зайн аль-Абидин довел религию до чужих, а свою семью оставил в неведении?

 

После того, как Зайд ибн Али был распят, имамом стал Яхья ибн Зайд. Яхья переселился в Хорасан. Много народа объединилось вокруг него. Вскоре до него дошло предсказание Джафара ибн Мухаммада ас-Садыка о том, что он будет убит, как был убит его отец, и распят, как был распят его отец. И действительно, с ним случилось предсказанное.

После Яхьи имамат был доверен двум имамам — Мухаммаду и Ибрахиму [На этом примере видно, что зайдиты на практике последовали своему учению о том, что имамом может быть любой праведный, смелый, щедрый фатимид, не важно, будь он потомком аль-Хасана или аль-Хусайна. Первым и вторым имамами зайдитов были Зайд ибн Али и Яхья ибн Зайд, которые были потомками аль-Хусайна. А Мухаммад, которого называли «ан-Нафс аз-Закий» — чистая душа, и Ибрахим были потомками аль-Хасана.]. Оба выступили в Медине, но Ибрахим уехал в Басру. Люди объединились вокруг них, но они оба также были убиты.

 

Здесь аш-Шахрастани допустил неточность. Мухаммад и Ибрахим не были имамами одновременно. Вначале имамом был Мухаммад, а Ибрахим был его представителем в Басре и принимал присягу в пользу Мухаммада. Но когда до него дошла весть об убийстве брата, он стал принимать присягу себе как имаму.

События того времени развивались следующим образом. Как было сказано выше, после прихода к власти Аббасиды первым делом занялись устранением своих политических конкурентов.

Сначала Аббасиды расправились с Умаййадами. По приказу халифа его дядя, Абдаллах ибн Али, пригласил к себе во дворец около 80 самых видных членов семейства Умаййа. Когда все гости собрались, в зал ворвалась группа вооруженных людей и жестоко расправилась с приглашенными. Всем наместникам в областях был приказано поголовно истребить Умаййадов. Выжить удалось лишь Абд ар-Рахману, внуку халифа Хишама. Он бежал в Магриб (запад Халифата), а оттуда в Испанию, где позже основал государство Умаййадов.

Второй жертвой стал Абу Муслим. Он был главным вдохновителем и организатором аббасидского переворота, благодаря его усилиям Аббасиды смогли собрать армию и захватить власть в стране. Абу Муслим обладал огромным авторитетом, армия подчинялась ему безоговорочно. Халиф аль-Мансур не хотел видеть рядом с собой такого конкурента и принял решение расправиться с Абу Муслимом. Аль-Мансур пригласил последнего в свой дворец, где тот был убит верной стражей.

Следующими пострадали от Аббасидов потомки имама Али. Халиф аль-Мансур прекрасно знал настроения и желания этих людей. Ведь они боролись за то, чтобы передать власть одному из Алидов, но никак не Аббасидам. Еще до свержения Умаййадов в Хиджазе вокруг потомка Али Мухаммада ибн Абдаллаха собралась группа недовольных, которые отказались признать правление Умаййадов. Они присягнули имаму Мухаммаду. Присягал ему и будущий халиф Абу Джафар аль-Мансур. Но через несколько лет ситуация изменилась коренным образом. Халифат оказался в руках аль-Мансура. Мухаммад и его брат Ибрахим уехали из Хиджаза. Халиф приказал Абдаллаху ибн Али выдать своих сыновей Мухаммада и Ибрахима, которые в свое время были в числе самых активных противников Умаййадов. Абдаллах сообщил, что он не знает о том, где они, но даже если бы он и знал, то не сообщил бы аль-Мансуру. Это вызвало гнев халифа, и он приказал посадить в тюрьму Абдаллаха и множество его родственников, потомков Али. Абдаллах ибн Али пробыл в тюрьме несколько лет, многих Алидов перевезли в Ирак, многие подверглись репрессиям, многие погибли. Узнав о случившемся, Мухаммад ибн Абдаллах поднял восстание. Он объявил, что аль-Мансур деспот, не соблюдающий Шариат. Мухаммад захватил власть в Медине и начал принимать присягу. Затем он отправил своих представителей в Сирию и Ирак с призывом помочь ему. В Басру отправился его родной брат Ибрахим, который первоначально принимал присягу в пользу Мухаммада. Вскоре войска аль-Мансура подошли к Медине. Несмотря на то, что осажденная армия Мухаммада вырыла вокруг города ров и проявила чудеса героизма, она все-таки потерпела поражение от превосходящих сил противника. Мухаммад ибн Абдаллах был убит. Тем временем Ибрахим находился в Басре, где ему удалось собрать вокруг себя достаточно большое количество народа. Узнав об убийстве брата, он стал принимать присягу себе. Его восстание нашло поддержку в Ахвазе, Рейе, Фарсе и других областях на востоке халифата. Ибрахим попытался получить поддержку в Куфе, но ее население обмануло его ожидания, что уже испытали на себе многие предки Ибрахима. В 763 г. войска халифа Мансура, которыми командовал Иса ибн Муса, встретились с армией Ибрахима. Несмотря на неравенство сил — 10 000 воинов Исы против 3 000 Ибрахима — противостояние продолжалось несколько месяцев и закончилось разгромом восстания. Халиф Абу Джафар аль-Мансур добился поставленной цели, уничтожив всех своих возможных конкурентов.

 

Джафар ас-Садык сообщил Зайду и его сторонникам обо всем, что с ними произойдет, о том, что они потерпят поражение. Он сказал им, что его предки сообщили о том, что семейство Умаййа так превознесутся над людьми, что если бы даже горы пожелали соперничать с ними в росте, то они вознеслись бы и над горами. Умаййады испытывают ненависть ко всем членам семьи Пророка, но они не должен поднимать восстание, пока Аллах не прекратит умаййадское правление.

Говоря об Абу аль-Аббасе и Абу Джафаре, сыновьях Мухаммада ибн Али ибн Абдаллаха ибн аль-Аббаса, Джафар ас-Садык сказал: «Мы не возьмемся за это дело, пока в нем хозяйничают этот человек и его дети», — и указал на аль-Мансура [После того, как был совершен переворот и Умаййады были свергнуты, предводитель восстания Абу Муслим предложил имаму Джафару ас-Садыку занять пост халифа. Но ас-Садык отказался, поскольку действия восставших, а именно: заговоры, убийства без суда, и прочее, противоречили нормам шариата. Имам, который был одним из самых праведных и богобоязненных людей своего времени, не желал иметь никакого отношения к преступлениям Аббасидов. Поэтому на письмо Абу Муслима ас-Садык ответил так: «Ты — не из моих людей, и сейчас не мое время».]

Зайд ибн Али был убит в окрестностях Куфы, его убил Хишам ибн абд аль-Малик.

Яхья ибн Зайд был убит в Джузджане в Хорасане, его убил эмир Джузджана.

Имам Мухаммад был убит в Медине Исой ибн Мусой. Имам Ибрахим был убит в Басре также Исой ибн Мусой. Оба они были убиты по приказу аль-Мансура.

После этого дело зайдитов не ладилось, пока в Хорасане не появился один из их предводителей по имени Насир аль-Утруш. Люди халифа пытались найти и убить его, но он скрылся от них. Он отправился в страну Дайлам и Джабал, где еще не было мусульман, и стал активно призывать ее жителей к Исламу, проповедуя учение Зайда ибн Али. Люди откликнулись на его призыв, и через некоторое время у аль-Утруша появилось множество сторонников.

В той стране зайдиты жили спокойно, один зайдитский имам сменял другого. Но со временем большинство зайдитов отошло от первоначальных убеждений. Они отказались признавать имамат превзойденного, стали ругать сподвижников Пророка Мухаммада и уподобились шиитам-имамитам.

 

У зайдитов три секты:

1. Джарудиты;

2. Сулайманиты;

3. Салихиты и бутриты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.