Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каррамиты






 

Каррамиты — последователи Абу Абдаллаха Мухаммада ибн Каррама [Основатель этого учения Мухаммад ибн Каррам (806–869 г.) родился в Сиджистане, учился городах Хоросана, в Нишапуре, Балхе, Мерве, Герате, пять лет провел в Мекке. Недовольный его проповеднической деятельностью правитель Хоросана заключил его в тюрьму, где он находился с 857 до 865 г. Это направление получило распространение в центральных и восточных областях Багдадского халифата в IХ–ХIII вв., пользовалось поддержкой султана Махмуда (998–1030 г.). Каррамиты, как политическое и идеологическое течение исчезли после монгольских завоеваний.].

Мы отнесли его к сыфатитам, по той причине, что он признавал Божественные атрибуты. Но при этом он дошел до уподобления и отелесения Аллаха.

Как мы уже рассказывали, каррамиты разделились на двенадцать сект [Разделение произошло после смерти основателя учения.]. Основные шесть: абидиты, туниты, зариниты, исхакиты, вахидиты, из них самые близкие к суннитам — хайсамиты.

У каждой из их сект существует свое мнение и свое учение, но так как эти учения появились не от уважаемых ученых, а от неразумных, необразованных, невежественных людей, то мы не будем рассказывать об учениях каждой отдельной секты. Мы расскажем только об учении их основателя, и о его основных ответвлениях.

Абу Абдаллах утверждал, что его Бог пребывает на троне. В верхней части Он является субстанцией, которую он называл сущностью (джаухар). В своей книге под названием «Наказания могилы», ибн Каррам говорил, что Бог — единственный в своей субстанции, единственный в своей сущности и что Он касается верхней стороны трона. Мухаммад ибн Каррам допускал для Аллаха перемещение, превращение, сошествие. Одни из каррамитов говорили, что Аллах занимает некоторые части трона, другие говорили, что Он занимает весь трон. Последующие каррамиты пришли к тому, что Всевышний пребывает наверху, и что Он находится на уровне трона.

Затем они разошлись во мнениях.

Абидиты говорили, что между Аллахом и троном существует пространство, и если бы это пространство было занято какой-либо субстанцией, то она соединилась бы с Ним.

Мухаммад ибн аль-Хайсам говорил, что между Аллахом и троном и вообще всем миром бесконечное расстояние. Аль-Хайсам отрицал занятие пространства и связь с этим миром, но признавал нахождение Аллаха наверху и раздельность Его с миром.

Большинство из каррамитов применяло к Аллаху слово «тело». Те, которые были ближе к суннитам, говорили: «Он является телом, в том смысле, что существует в своей субстанции». Это, по их мнению, и есть определение тела. Одни из каррамитов признавали контакт с троном, а другие говорили об отделенности от него.

Некоторые каррамиты говорили: «Если существуют две вещи, то они находятся либо слитно одна с другой, как свойство с телом, либо отдельно одна от другой. Аллах Всевышний не является свойством, так как Он существует в себе, следовательно, Он должен находиться в стороне от мира. Но так как самая высокая и самая почетная сторона — это верх, то мы говорим: “Он наверху, так что если Его увидят, то увидят с этой стороны”».

У каррамитов были разногласия относительно пределов Аллаха. Одни ограничили Его с шести сторон, другие только с нижней стороны, некоторые из них отрицали Его предельность говоря: «Он Велик!»

У них было разногласие и относительно понятия величия Аллаха. Одни из каррамитов говорили: «Его величие означает, что Он, несмотря на Свое единство, находится на всех частях трона. Трон находится под ним, а Он над всем троном». Другие говорили: «Его величие означает, что Он, несмотря на Свое единство, касается трона с одной стороны больше, чем с других».

Общим для всех каррамитов было мнение о существования множества изменяющихся свойств в субстанции Создателя. Согласно их основному учению, то, что возникает в Его субстанции, возникает благодаря Его могуществу, а то, что возникает вне Его субстанции, возникает путем сотворения. Под сотворением (внутри субстанции) они подразумевалит создание и уничтожение, происходящее в Его субстанции благодаря Его могуществу, выраженному словами и волеизъявлением. Под сотворенным (за пределами Его субстанции) они подразумевают те сущности и свойства, которые отличаются от Его субстанции.

Каррамиты различают сотворение (как действие) и сотворенное (как тело), создание (как действие), существующее и созданное (как тело), а также уничтожение (как действие) и несуществующее (как тело). По их мнению, существующее (тело) возникает исключительно благодаря его сотворению, это сотворение происходит в субстанции Аллаха благодаря Его могуществу, несуществующее (тело) исчезает из-за его уничтожения, которое происходит в субстанции Аллаха, благодаря Его могуществу.

По утверждению каррамитов в субстанции Аллаха существует огромное количество изменяющихся свойств, таких как: оповещение о минувших и грядущих делах, Писания, посланные через Посланников, рассказы о Пророках, обещание, угроза, решения, сюда же относится слышимое и видимое Им. Создание и уничтожение — это слово и желание Аллаха обращенное к вещи, которую Он пожелал создать или уничтожить, фразой «Будь!» Его желание, чтобы та вещь существовала, и Его слово «Будь!», обращенное к вещи, — два различных свойства.

Мухамад ибн аль-Хайсам объяснял создание и уничтожение как Божественные пожелание и выбор. Он говорил: «Об этом (пожелании и выборе) Аллах говорит в Коране: “Наше слово к вещи, когда Мы ее пожелаем, лишь только Мы скажем ей: “Будь! ” — и она будет [Коран, сура 16 «Аль-Нахль», аят 40.]”. И еще: “Его приказ, когда Он желает чего-нибудь, лишь только сказав ему: “Будь! ” — и оно бывает [Коран, сура 36 «Йа Син», аят 82.]”».

По мнению большинства каррамитов, сотворение является выражением Божественного слова и пожелания. Но при подробном изложении этого между ними существуют разногласия.

Часть каррамитов толковали слух и зрение как способность слышать и видеть, другие приписывали Аллаху слух и зрение как безначальную вечность, а слышание и вú дение толковали как дополнение знания.

Каррамиты сошлись в том, что изменяющиеся свойства не являются необходимыми для описания Аллаха, и они не являются Его качествами. Такие свойства как: слова, волеизъявления, слушание, вú дение возникают в Его субстанции, но Он не становится благодаря им ни Говорящим, ни Желающим, ни Слышащим, ни Видящим. Эти качества, из-за сотворения ими свойств, не становятся ни Создателем, ни Творцом. Аллах говорит только лишь благодаря своей способности желать. Такова Его власть над этими вещами.

Согласно учению каррамитов, возникающее в субстанции Аллаха повеление делится на повеление создания чего-либо, и на то, что не является повелением создания. Второй вид — это например сообщение о грядущих или минувших событиях, предписание какой-то обязанности, отмена обязанности. Это — действия, под которые не подпадают объекты.

Это и есть подробное изложение их учений о субстрате переходящих свойств.

Ибн аль-Хайсам приложил немало усилий, чтобы исправить учение Абу Абдаллаха ибн Каррама по каждому вопросу, чтобы оно не было столь нелепым, и постарался сделать его понятным в среде разумных людей.

Например, об отелесении Ибн аль-Хайсам сказал: «Под телом он имел в виду, что Аллах существует в субстанции». «Пребывание наверху» он соотнес с «возвышенностью» и признал бесконечную разделенность, а это пустота, которую признали некоторые философы. В «восседании на троне» он отверг прилегание и соприкосновение, занятие субстанцией места. Но вопрос о субстрате переходящих свойств не поддался исправлению, и он придерживался его так, как изложено выше. И это — самая отвратительная нелепость с точки зрения разума.

По мнению каррамитов, преходящие свойства значительно превышают количество сотворенных вещей, вследствие чего мир преходящих свойств в Его субстанции многочисленнее сотворенных вещей. А это отвратительная нелепость.

Сойдясь на признании Божественных атрибутов, они утверждали, что Создатель — Знающий посредством знания, Всемогущий посредством могущества, Вечноживой посредством вечной жизни, Желающий посредством своего желания. Все эти атрибуты суть атрибуты безначальные, предвечные, существующие в Его субстрате. Иногда они добавляли слух и зрение, как признавал это аль-Ашари, иногда две руки и лик, как предвечные атрибуты, существующие в Его субстанции, и говорили: Его рука не похожа на обычные руки, Его лик не похож на обычные лица. Они признавали возможность увидеть Аллаха «наверху», исключая все другие стороны.

Ибн аль-Хайсам утверждал: «То, что мушаббихиты применяют к Аллаху, как-то: форма, облик, полость, округлость, обилие, рукопожатие, объятие и тому подобное, не похоже на то, что применяли к Нему каррамиты, что Он сотворил Адама собственноручно, что Он восседает на своем троне, что Он придет в день воскресения для расчета с людьми. Дело в том, что мы не признаем ничего из этого в дурном смысле: ни «два органа» как истолкование «двух рук», ни «соответствие месту» и «несение трона Милосердного» как истолкование «восседания на троне», ни «движение из стороны в сторону по окружающим Его местам» как истолкование «прихода». В этом мы применяем к Аллаху только то, что говорит о Нем Коран, без изменения и уподобления. Мы не применяем то, чего не содержит в себе Коран и хадисы Пророка, как делают это прочие мушаббихиты и отелесители.

Ибн аль-Хайсам говорил «Мы признаем предопределение добра и зла, которое исходит от Аллаха. Он пожелал все создания с их добром и злом, и сотворил все существа с их хорошими и плохими деяниями. Мы признаем, что человек действует посредством возникающей силы, называя это действие приобретением (касб). Возникающая сила влияет на сотворение пользы дополнительно к тому, что сделано, сотворено Создателем. Эта польза — смысл религиозных обязанностей, и именно за это будет наказан или вознагражден человек в будущей жизни».

Каррамиты были согласны с мутазилитами в том, что разум способен определить добро и зло до ниспослания откровения и установления религиозного закона, что Аллаха необходимо познать разумом. Но в отличие от мутазилитов, каррамиты не признавали размышления о благе, наилучшем и Божественной милости делом разума.

Относительно сущности веры каррамиты придерживались мнения, что вера — это не признание истинности Аллаха сердцем или какие-то действия, а только лишь словесное признание Аллаха.

При определении верующего каррамиты определяли разницу между мусульманами в этом и будущем мире. По их мнению, в этом мире лицемер, по сути, является верующим, но за свое лицемерие заслуживает вечного наказания в будущей жизни.

В отношении имамата они придерживались мнения суннитов о том, что имама выбирается согласием общины, а не посредством указания и назначения. Но они считали возможным принятие присяги для двух имамов в двух странах. Они говорили это для того, чтобы подтвердить имамат Муавии в Сирии, так как на нем сошлась часть окружения Муавии, и подтвердить имамат Али в Медине, Ираке, Иране, так как ему присягнула часть сподвижников Пророка Мухаммада.

Каррамиты оправдывали Муавию за своевольную трактовку законов шариата, за его призыв мстить за Усмана и за присвоение им государственной казны.

Каррамиты обвиняли Али в том, что он был слишком терпим к тому, что произошло с Усманом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.