Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наджжариты






 

Наджжариты — последователи аль-Хусайна ибн Мухаммада ан-Наджжара [Аль-Хусайн ибн Мухаммад ан-Наджжар — родился в г. Кум. Он прославился спорами с мутазилитами, в частности с главой басрийских мутазилитов ан-Наззамом, после одного из таких диспутов он и умер в 845 г.].

Большинство мутазилитов Рея и его окрестностей придерживались учения наджжаритов. И хотя со временем они распались на группы, а именно: бургуситы, зафараниты, мустадракиты, тем не менее, они не расходились между собой в вопросах, которые считаются основами веры.

 

а) Наджжариты согласились с мутазилитами в отношении отрицания Божественных атрибутов, таких как знание, могущество, воля, вечная жизнь, слух, зрение, а с сыфатитами согласились в том, что Аллах является Творцом людских поступков.

 

б) Ан-Наджжар говорил: «Создатель — Желающий сам по себе, равно как Он — Знающий сам по себе». Признав это, он был вынужден заключить, что Аллах желает добро и зло, пользу и вред. Он говорил: «Его существование в качестве желающего означает, что Он ни в чем не принужден и не подчинен. Он — Творец людских поступков, добрых и злых, хороших и плохих, человек же приобретает их». Ан-Наджжар признавал наличие у человека некоторой способности и некоторого влияния на свои поступки, и как аль-Ашари называл это касбом. Также ан-Наджжар согласился с аль-Ашари в том, что возможность существует вместе с действием.

 

в) Ан-Наджжар отрицал возможность лицезрения Всевышнего Аллаха глазами. Считая это невозможным, он, тем не менее, говорил: «Возможно, Аллах переместит силу познания из сердца, где она находится, в глаза, с помощью чего Аллах будет познан. Это и будет называться лицезрением».

 

г) Наджжариты придерживались мнения о том, что Коран сотворен. Но все же они имели некоторые отличия от мутазилитов.

Так, наджжариты говорили, что Слово Создателя, когда его читают, является свойством, а когда оно написано, является телом.

Зафараниты из числа наджжаритов утверждали, что Слово Аллаха является чем-то другим, чем сам Аллах, а все, что кроме слова, является сотворенным, но вместе с этим они говорили: «Каждый, кто признает Коран сотворенным — неверный». Возможно, они имели в виду что-то свое, а иначе очевидно противоречие в их словах.

Мустадракиты утверждали, что Слово Божье — это что-то другое, чем сам Аллах, но признавали, что Слово сотворено.

Однако Пророк сказал: «Слово Аллаха не сотворено» [Аш-Шахрастани не дает ссылки на сборники хадисов. Возможно, это делается из-за широкой известности приводимых им хадисов в его время.]. Все последователи первоначального учения согласились с тем, что Слово не сотворено, поэтому и мы согласны с ними и придерживаемся их мнения о том, что «оно не сотворено» (у Аллаха) в расположении и порядке букв и звуков, но «оно сотворено» (для людей) в том виде, который мы держим в своих руках (как книга) или читаем вслух.

 

д) Аль-Кааби передал со слов ан-Наджжара, что Создатель присутствует повсюду как сущность, как бытие, но не в смысле знания и могущества.

 

е) О размышляющем до ниспослания Откровения наджжариты говорили то же, что и мутазилиты, а именно, что такой человек должен приобрести познание путем рассуждения и умозаключения.

 

ж) О вере они говорили, что она представляет собой подтверждение истинности Аллаха. Кто совершил тяжкий грех и умер с ним без покаяния, тот будет наказан за это, но должен быть выведен из ада, потому что было бы несправедливо приравнивать его в отношении вечного пребывания в аду к неверным.

Мухаммад ибн Иса по прозвищу Бургус, Бишр ибн Гийас аль-Мариси и аль-Хусайн ан-Наджжар были близки друг другу в своих учениях. Они верили в то, что Всевышний желает, чтобы происходило добро и зло, вера и неверие, повиновение и ослушание. Все мутазилиты отвергали это.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.