Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джахмиты






 

Джахмиты — последователи Джахма ибн Сафвана [Абу Мухриз Джахм ибн Сафван — известный богослов-джабарит. Вел ожесточенные споры в мечетях Термеза и Мервы с мурджиитами и мутазилитами. Принял участие в восстании против Умаййадского наместника Хурасана Насра ибн Саййара, попал в плен и был казнен в 745 г. в Мерве. Некоторые авторы говорят о его склонности к мурджиитам.], который относится к «истинным» джабаритам.

Джахмиты, как и мутазилиты, отрицали предвечные качества Аллаха, но в некоторых вопросах даже превзошли их.

 

а) Джахм ибн Сафван говорил, что Создателя нельзя наделять такими качествами, которыми наделяют Его создание, так как это ведет к уподоблению. Поэтому он отрицал существование Аллаха в качестве Вечноживого, Знающего, но считал, что Он существует в качестве Всемогущего, Действующего, Творящего, потому что никто из Его созданий не наделяется всемогуществом, действием [Обычно считататся, что человек тоже действует, но надо принимать во внимание, что согласно учению джабаритов, человек лишен возможности к действию, поэтому это качество принадлежит только Всевышнему Аллаху.], творением.

Последователи первоначального учения были ярыми противниками Джахма ибн Сафвана из-за его склонности к полному отрицанию Божественных атрибутов.

 

б) Джахм считал, что знания возникают у Аллаха вне субстрата. Он говорил: «Невозможно знать вещь до ее сотворения. Если о ней было известно, а после этого она была сотворена, то сохранилось ли знание о ней таким, как было, или нет? Если сохранилось, то это, по сути, незнание, так как знание того, что будет, — это не то же самое, что знание того, что было. Если же знание не сохранилось, то значит, оно изменилось, а изменяющееся сотворено, не вечно». В этом вопросе он согласился с мнением Хишама ибн аль-Хаккама [Хишам ибн аль-Хаккам — один из крупнейших ученых шиитов-имамитов, о его учении будет рассказано в главе, посвященной шиитам.]. А Хишам говорил: «Если мы твердо знаем, что знание возникает, то возможно два варианта: либо знание возникает в самом Всевышнем, а это ведет к тому, что в Его субстанции происходят изменения, и она становится субстратом (основой) для изменяющихся свойств, либо знание возникает в каком-то субстрате, так что знанием наделяется именно тот субстрат, но не Создатель. Стало быть, ясно, что знание не имеет субстрата».

 

в) О способности человека к действию ибн Сафван говорил, что человек не властен над чем-либо и не имеет возможности действовать. Во всех своих действиях человек принужден и не обладает ни способностью, ни волей, ни свободой выбора. Только Аллах творит в нем действия, точно так же, как Он творит их в облаках, камнях. Слова «человек сделал что-либо, человек действует» следует понимать не прямо, а иносказательно, как, например, когда говорят: «дерево плодоносит», «вода течет», «камень падает», «небо покрылось тучами, и полил дождь», — и тому подобное. Награда и наказание также являются принуждением, как и все остальные действия. Джахм говорил: «Если принуждение твердо установлено, то религиозная обязанность также есть принуждение».

 

г) Джахм ибн Сафван утверждал, что существование обитателей рая и ада прекратится, рай и ад исчезнут после того, как в них войдут их обитатели, праведники насладятся блаженством рая, а грешники испытают страдания в его огне. Нельзя представить себе движение, не имеющее конца, точно так же, как нельзя представить движение, не имеющее начала. Относительно слов Всевышнего «…они будут вечно пребывать там» [Коран сура 5 «Аль-Маида» аят 85.], Джахм говорил, что эта фраза указывает на очень длительный отрезок времени, а не на то, что рай и ад будут существовать вечно. В качестве доказательства прекращения существования рая и ада он ссылался на другие Слова Всевышнего: «… вечно пребывая там, пока длятся небеса и земля, если только Господь твой не пожелает…» [Коран сура 11 «Худ» аяты 107-108.] Но этот аят Корана содержит в себе условие и исключение, тогда как в отношении вечного пребывания в раю или аду нет ни условия, ни исключения.

 

д) Джахм говорил: «Кто уверовал в Аллаха, но потом отрекся от веры словами, тот из-за этого он не становится неверным, потому что вера в Аллаха не исчезает из-за отречения, следовательно, такой человек остается верующим». Далее он говорил: «Вера неразделима, то есть она не делится на веру, слова и дела. Верующие не превосходят друг друга в вере, вера Пророков и вера религиозной общины одинаковы, поскольку сами знания не превосходят друг друга».

 

е) С мутазилитами Джахм ибн Сафван имел общие убеждения по следующим вопросам:

o в отрицании возможности увидеть Аллаха в этом и будущем мире;

o в признании того, что Коран сотворен;

o в необходимости познания Аллаха разумом до ниспослания Откровения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.