Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уважение и утверждение культурных различий в процессе изучения толерантности.

Уважение культурных различий.

Уважение и утверждение культурных различий в процессе изучения толерантности.

В обществоведческой литературе понятия " культура межнационального общения", " межкультурная коммуникация" в основном стали употребляться с начала 80-х годов ХХ века. Так, например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев культуры межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социально-политических систем находит отражение в работах Авксентьева А.В., Бурмистровой Т.Ю., Гасанова Н.Н., Дробижевой Л.М. Так, Дробижева Л.М. анализирует роль социально-психологических аспектов межнационального общения, рассматривая при этом структуру общения в целом. А в работах Бурмистровой Т.Ю. и Дмитриева О.А. выявляется сущность и сам процесс формирования и функционирования культуры межнационального общения в различных сферах общественной жизни.

В исследовании проблемы межнационального общения важное место занимают этнологические теории Арутюнова С.А., Баграмова Э.А., Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н. и многих других, которые позволяют глубже осмыслить сущность межэтнических отношений и выявить особенности данного процесса.

Исходной методологией для исследования этнической толерантности личности является культурно-историческая концепция изучения психических явлений Л. Выготского, А.Леонтьева и А. Лурия и историко-эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А. Асмоловым.

В социально-культурном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию. В литературе часто можно встретить описание различий между понятиями толерантности и невмешательства, хотя в повседневной жизни используется более широкий набор слов с близким значением: терпимость, гибкость, снисходительность, потакание, понимание и терпение. Подобные слова применяются как более мягкие термины с положительной валентностью и имеют то общее, что ни одно из них не выражает какое-либо действие, и все они предполагают пассивную реакцию на события и поступки. Соединение же толерантности с нейтралитетом и пассивностью может противоречить ее философскому смыслу. В зволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на представление о " норме реакции", т. е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа. В этическом плане толерантность исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразий признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали еще гуманисты итальянского Возрождения) как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость. В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в Толерантность является особым типом культурной ориентации, при котором ценности, связанные с высшими потребностями человека, являются доминирующими.

Толерантность, формируемая воспитанием и образованием, спецификой менталитета, в конечном итоге подчиняет все частные и узкокорыстные цели высшим надиндивидуальным, общечеловеческим ориентирам. Поэтому не вызывает сомнения, что терпимость, взаимоуважение, понимание, формируемые воспитанием и образованием, должны стать универсальными ценностями. Разнообразие и богатство мнений и позиций, вариативность решений и развития, многообразие культурных традиций – сущностные характеристики отношений современности. Чтобы гарантировать толерантность в качестве принципа совместной жизни и взаимоуважения между представителями взаимодействия следует ее признавать как основной долг и как собственную потребность, посредством установления ее как позиции сосуществования.В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры. В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться с искажением научных данных или сведений, экспериментально доказанных. Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях. В этой связи особое внимание необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций. При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние. Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. В этой связи содержание образования должно включать следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденции народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные процессы и глобальные проблемы народов. Учащимся важно знать: место и роль ООН в регулировании отношений народов как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ; суть деятельности Совета Европы, Европейского Союза, Лиги Арабских Государств, Организации Американских Государств, Организации Африканского Единства, Содружества Независимых Государств и др.; содержание международных документов о правах человека и народов, которые регулируют отношения людей, позволяют принимать действенные меры по разрешению возникающих межэтнических конфликтов; культуру народов и государств мира, их взаимоотношения, взаимовлияние культур и традиций;

экономические основы взаимодействия стран и народов, разделение труда между народами, кооперирование предприятий различных стран, передвижение капиталов, рабочей силы и товаров, создание производственных филиалов за пределами национальных территорий; требования ООН о недопустимости эксплуатации и неравенства между народами, истинные причины отсталости народов бывшего колониального и полуколониального мира, обоснование необходимости оказания им помощи, что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности; политические, экономические, технические, хозяйственные, культурные изменения, происходящие в мире в последнее время; При организации воспитательного процесса необходимо исходить из этих объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления. Необходимо особое внимание обратить на использование в процессе воспитания исторических фактов, объективной информации о становлении и развитии нашего многонационального государства. Ценность исторического знания в том, что оно является носителем культуры, стимулирует сферу духовной деятельности человека. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов. Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышении культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики. В разных регионах мира к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизации межнациональных отношений.

Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. Учащимся предстоит освоить культурные пласты истории и современности разных народов и приобщиться к богатому культурному наследию народов нашей страны. Перед педагогами стоит задача через глобальное образование преодолеть этот пробел в знаниях учащихся, приобщить их к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов школьников, специфику региона, географию проживания населения. Современный мир характеризуется культурным разнообразием. Согласно последним оценкам экспертов, в 184 независимых государствах мира сосуществуют 600 различных языковых и 5 тысяч этнических групп. В современном мире насчитывается несколько тысяч этносов, которые проживают в границах более чем 200 государств. Это означает, что большинство современных государств являются полиэтничными. Не исключением является и наша Республика, где проживают свыше 130 наций и народностей. Поэтому для всех государств всегда актуальны вопросы: «Как достичь взаимопонимания и мирного сосуществования между этносами?», «Что является причиной и условием межэтнической толерантности?», «Как не «допустить межэтнических конфликтов?». При этом хочется подчеркнуть, что межэтническая напряженность и конфликты порождаются не самим фактом существования этносов, а политическими, социально-экономическими и историческими условиями и обстоятельствами, в которых они живут и развиваются. Стратегии взаимодействия социальных и этнических систем общества, а также этнических образований - этносов, этнических групп, национальных меньшинств, являющихся компонентами этносоциальной структуры политически организованного социального пространства, зависят от двух основных моделей развития современных этносоциальных и культурных процессов - демотической и этнической, которые выделяются российскими исследователями.

В целом, соглашаясь с А. И. Куропятником, что в государстве этнического типа взаимоотношения между этническим меньшинством и большинством основываются на центробежной модели социальной и этнокультурной динамики, следствием которой является дезинтеграция компонентов общества, обособление в его составе этнических групп, стремящихся к развитию своих языков, культур, консервация быта, религии, восстановление принципа эндогамии. Демотический тип государства строится по центростремительной модели. Она направлена на интеграцию разнородных этнических групп в состав общества. В основе идеологии данной модели лежит принцип слияния культур меньшинств в одну общую культуру. Этнические общности постепенно утрачивают определенность своих этнических границ, специфику этнокультурных характеристик и растворяются в рамках социума, придавая последнему лишь известное культурное своеобразие. В результате процесса интеграции возникает национально-государственная общность, обла­дающая культурно-гетерогенными политическими структурами. Её общая цель - укрепление национального государства, достижение культурной общности населения, осуществляемая через систему политических и юридических институтов в форме централизации отношений, определяемых Э. Шилзом как «центр - периферия».

Согласно Э, Шилзу, существует три основных фактора, являющихся важнейшими для формирования и устойчивого существования общества: - общая власть, которая распространяется на все сегменты общества и признается ими как верховная; - контроль над территорией в границах определенного государства;

- общая культура или единая культурная система, которая «насаждается» центром всем компонентам, частям общества, в том числе и этническим, для поддержания единства последнего.

«Именно эти факторы, - подчеркивает Э. Шилз, - превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество»

Толерантные/интолерантные отношения между обществом и его этническими компонентами определяют четыре модели этих отношений, предложенные Э. Шилзом. Он раскрывает их через категории «центр - периферия».

Первая модель - политика жесткой централизации национального государства. Центр занимает господствующее положение над периферией, т. е. над слоями, сегментами, частями общества, которые испытывают постоянное вмешательство со стороны центра. Центр и периферия отделены друг от друга, но все распоряжения для периферии исходят от властей. Такая политика не только не способствует стабилизации отношений между центром и национальными регионами, но и ведет к дестабилизации социальной системы в целом.

Вторая модель - незначительная централизация национального государства. Центр и периферия изолированы друг от друга. Периферийные сегменты общества имеют свои центры, в которых концентрируется местная система власти. Такому типу общества присущи минимум обшей культуры, слабая система законности, неразвитая политическая жизнь.

Третья модель-аморфность централизации. Э. Шилз определяет эту модель взаимоотношений как промежуточную. Между центром и периферией существует большая дистанция, характерная для системы косвенного управления, когда правящая элита отделяет себя от массы населения, подчеркивая свои культурные и иные отличия. В этой ситуации дистанция между правящей элитой и массой населения заполняется иерархией ступеней власти, каждая из которых вполне самостоятельна на местном и региональном уровне, но признает главенствующую роль центра. При такой модели в обществе фактически отсутствует центральная культурная система.

Четвертая модель - интеграция центра и периферии. Центральная власть и сегменты общества объединяются. Основой их объединения служат единство территории рождения и проживания общность важнейших качеств большинства членов общества такие общества интегрируются самим фактом долговременного совместного проживания их членов и, соответственно, признанием общей истории и общности судеб. Именно поэтому такая модели получила наибольшее распространение в современных национальных государствах. Благодаря этой модели развития национальных обществ, наций, в их границах достигается высокая степень этнической, культурной и социально-психологической толерантности населения.

Эту модель можно обозначить как «единство в многообразии» она не несёт в себе конфликтогенного потенциала. Как считают А.Фэрнхем и С.Бочнер, проблемы межкультурных отношений могут быть разрешены только тогда, когда будет общепризнанно, что человеческие группы различаются в своих культурных индивидуальностях, что они имеют право сохранять свои отличительные черты, если они этого желают.

В принципе, культурные различия не ведут с жизненной необходимостью к конфликту. Модель, способствующая такому контакту, раскрывается через принцип интеграции.

Интеграция, как одна из категорий, описывающих межэтнические взаимодействия, включается в классификацию С. Бочнера:

- геноцид (уничтожение противостоящего этноса);

- ассимиляция (постепенное добровольное или принудительное принятие меньшинством обычаев, верований, норм доминантного этноса);

- сегрегация (курс на раздельное развитие этносов, что приводят к этноизоляции и разобщенности граждан государства);

- интеграция (сохранение народами своей культурной индивидуальности при объединении их в единое сообщество на новом значимом основании).

Ещё одну классификацию этнических взаимоотношений предлагает американский исследователь П.В. Берг. Им выделяется два типа этнического взаимодействия:

1 тип - «лессеферистский». Его суть в том, что этническая группа подвергается минимальному культурному воздействию и сама решает собственные проблемы, испытывая при этом в какой-то форме экономическую эксплуатацию со стороны другой этнической группы, но сохраняясь в качестве этнокультурного целого. В этих условиях толерантность гарантируется практически автоматически, ибо нет значительных поводов для подозрения в подавлении национальной самобытности.

2 тип - «аккультуралистский» - заключается в том, что люди подают возможность неограниченной социальной мобильности в структуре, созданной господствующей национальной группой, но пеной растворения в ее культуре, без сохранения этнокультурной специфики. При данном типе возможна реакция определенной части населения, озабоченной сохранением будущности своего народа, что может породить зоны напряженности по тем или иным проблемам. Ситуация насильственной «аккультурации» этнических меньшинств господствующей национальной группой получила название этноцида, что практически всегда вызывает действия, исключающие проявление всякой толерантности, ибо отсутствие постоянных устойчивых, апробированных каналов для выражения национальных интересов ведет к дестабилизации общественных отношений, углублению (обострению) скрытых этнических конфликтов.

Первый тип можно обозначить как интеграционный, а второй - ассимиляционный.

Последние модели классификаций Э. Шилза и С. Бочнера и первая модель П. В. Берга являются оптимальной стратегией межэтнического взаимодействия в полиэтническом обществе. Они предусматривают возможность признания права различных культурных групп сохранять свою индивидуальность и возможность научиться принимать данный факт без чувства личной ущемленности, что является важным показателем развития этнической толерантности. Интеграция - такой принцип совместимости, когда разные груп-1 сохраняют свои, присущие им исходно культурные индивидуальности, хотя в то же время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании.

Интеграция, по мнению Т. Парсонса, является важнейшим условием существования социальной системы, общества. Именно благодаря преобладанию интегративных тенденций над дезинтегратив-ными, социальные общности приобретают устойчивый характер развития. «Под интеграцией, - подчеркивает ученый, - я подразумеваю в данном контексте такие структуры и процессы, посредством которых отношения между частями социальной системы - людьми, играющими те или иные роли, коллективами и компонентами нормативных стандартов - либо упорядочиваются способом, обеспечивающим гармоничное их функционирование в соответствующих связях друг с другом в системе, либо, наоборот, - не упорядочиваются, причем каким-нибудь определенным и объяснимым способом».

В политическом контексте под интеграцией понимается макрополитическая стратегия регулирования этнического конфликта, которая основана на снижении политической роли этнических различий через стимулирование роста политической (общенациональной) идентичности, которая объединяет составляющие население государства различные этнические группы при помощи институтов гражданства и защиты прав меньшинств и их культур.

Из определений следует, что культурно-этническая интеграция не означает слияния или синтеза культур и игнорирования всех специфических этнических черт. Межэтническая интеграция есть появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп, при котором разные культуры сохраняют свои основные этнические черты, свои индивидуальности. Формирование в рамках полиэтнических государств таких межэтнических или мегаэтнических общностей предполагает сохранение этническими группами своей этнической идентичности и особенности культуры, установление разумного баланса между единичностью и всеобщностью. Как отмечает А.И.Куропятник, интеграция - это «не конечное состояние масштабной социальной и культурной коммуникации, сводящееся к этнической или культурной унификации, участие в которой принимают человеческие общности, социальные коллективы, этнические группы, нации, а процесс, в ходе которого части или элементы общества включаются или не включаются в сотрудничество, в том числе, с доминирующей в нем группой, которая имеет очевидные политические, экономические и организационные преимущества по мобилизации ресурсов».

Интегративный принцип не игнорирует интересы этнических групп, культурных меньшинств и приемлет идею сохранения этнической идентичности. В отличие от ассимиляции, политическая интеграция ставит своей целью не изменить этническую идентичность или нивелировать культурное разнообразие групп меньшинств, а лишь дополнить их еще одним, интегрирующим (объединяющим и группу большинства и группы меньшинств) ярусом

- ярусом общей политической (государственной) идентичности и политической (гражданской) культуры. Поэтому необходимой и неотъемлемой составляющей интеграции в полиэтничном контексте является мультикультурализм - стратегия признания, уважения и поощрения культурного многообразия (культурного плюрализма), признания самоценности каждой из этнических культур и ее неповторимого, уникального вклада в культурное богатство общества в целом, учет и удовлетворение специфических культурных потребностей этнических групп, поддержание активного и конструктивного диалога и взаимодействия политически равноправных культур и идентичностей, каждая из которых имеет комплексный и динамический характер.

«Сохранение многообразия, в том числе и культурно-языкового,

- пишет В. А. Тишков, - это условие человеческой эволюции. Не бывает поля только из одного вида растений и леса из одинаковых деревьев. Не может состоять и человечество из сообществ, в которых люди во всём похожи друг на друга: говорят на одном языке, живут в сходных жилищах, одинаково одеваются и питаются, одним богам верят и одни праздники празднуют. Таким человечество никогда не было и никогда не будет. Даже культурно однообразных стран не существует, разве что только в островной изоляции. Вопрос в том, какое значение каждое отдельное общество придаёт этому многообразию и какое выстраивается к нему отношение, в том числе и со стороны государства».

Принципы интеграции и мультикультурализма реализуются в политических институтах современного демократического полиэтнического государства. Устойчивость политических институтов и эффективность их функционирования в полиэтнической среде напрямую зависит от глубины воздействия государственной политики интеграции и мультикультурализма на общество и его политическую культуру обращения с этническим многообразием, т. е. на этнически значимые представления, восприятия, взгляды, установки и ценности. Следует отметить, что воспитание толерантности в процессе поликультурного образования - важнейшее условие межэтнической интеграции.

Межэтнич еская интег рация это взаимодействие (обычно внутри лидерства) нескольких существенно различающихся между собой по культуре этносов, которая приводит к появлению у них ряда черт, в том числе элементов общего самосознания, иначе говоря, возникновению метаэтнич е ской общности. Процесс межэтнической

интеграции не противоречит этническому возрождению и, допуская наличие данных процессов, в то же время означает определенное движение и появление ряда общих черт при сохранении этнического своеобразия, это, во-первых; во-вторых, при межэтнической интеграции, в отличие от консолидации, имеется ввиду взаимодействие различных по языку и культуре, т.е. не родственных этносов. Это является одной из специфик этнической структуры Казахстана; в-третьих, межэтническая интеграция означает образование метаэтнической общности с таким самоназванием, как казахстанская нация. В-четвертых, межэтническая интеграция ни в коем случае не должна означать нивелирование этнических различий, а должно быть единением людей, представителей различных рас, этносов, конфессий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы воспитания толерантности | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.