Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджет накладных производственных расходов






Бюджет накладных производственных расходов — важный элемент операционного бюджета организации. Эти расходы возникают в процессе обслуживания производства и существенным образом влияют на конечные результаты деятельности организации. При составлении бюджета финансовые менеджеры должны обоснованно, исходя из специфики финансово-хозяйственной деятельности выбирать базу распределения накладных производственных расходов (пропорционально сметным и нормативным ставкам, основной заработной плате производственных рабочих, объему выпущенной продукции, количеству машино-часов или машиносмен работы конкретной группы машин и оборудования). С позиции финансового контроля разным элементам накладных производственных расходов необходимо уделять особое внимание по каждому структурному подразделению (основного и вспомогательного производств) или технической службе (отделу). На крупных машиностроительных предприятиях выделяют в особую позицию по каждому производственному подразделению (цеху, участку) расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.

Цель составления бюджета — консолидация данных из разных производственных, технических и вспомогательных подразделений и на основе полученной прогнозной информации определение величины полных накладных производственных расходов, содержащих в себе переменную и постоянную составляющие.

Источники информации (исходные данные). В процессе разработки бюджета используется информация синтетического и аналитического бухгалтерского учета, данные оперативного учета службы главного механика, службы главного технолога, отдела кадров, внешняя информация об условиях поставки энергоресурсов в организацию, справочные материалы (классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), данные об условиях заключения договоров из страховых компаний, нормативная информация (НК РФ) и проч.

Методы обоснования показателей. Обоснование конкретных элементов накладных производственных расходов осуществляется с использованием инженерного (установление норм накладных расходов) и
исторического (на основе прошлого опыта с обобщением оперативной
и ретроспективной информации о накладных расходах) методов оценки затрат, метода определения максимального и минимального значений, приемов линейного и сложного регрессионного анализа, экспертных оценок, динамического программирования.

Потребители информации. Информация бюджета накладных производственны расходов используется для составления бюджета вознаграждений работникам, при корректировке инвестиционной политики (в части уточнения амортизационной политики организации), для разработки графика платежей за оказанные услуги и погашения кредиторской задолженности, графика погашения обязательств перед внебюджетными фондами и персоналом, при формировании частных бюджетов технически служб организации и ее производственных подразделений. Такая
информация необходима для составления бюджета движения денежных
средств и прогнозного отчета о расходах организации по произведенной
продукции. Информация о планируемых накладных расходах поступает
и службу внутреннего контроля (внутреннего аудита) организации.

Подразделения организации, ответственные за составление бюджета: бухгалтерия, планово-финансовый отдел, дирекция по экономике и
финансам, дирекция по учету и отчетности.

Единицы измерения показателей (статей бюджета) — это стоимостные натуральные и условно-натуральные единицы.

Методические подходы к составлению бюджета. В состав накладных
производственных расходов рекомендуется включать: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (без амортизации); амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в производстве;
затраты на ремонт основных средств, используемых в производстве; расход по страхованию имущества, используемого в производстве; расходы
на содержание производственных помещений (отопление, освещение и
т.д.); расходы на электро-, газо- и водоснабжение для производственных нужд; арендную плату за имущество, используемое в производстве:
расходы по оплате труда работников, занятых обслуживанием производства; социальные платежи; расходы на исследования, рационализаторство и изобретательство; потери от порчи материальных ценностей,
находящихся на хранении в цеховых складах; потери от простоев; прочие аналогичные расходы. При подведении итогов отдельной позицией
необходимо выделять величину накладных производственных расходов без амортизации. Данный показатель будет применяться при формировании бюджета движения денежных средств (исключение амортизации при подсчете денежных потоков позволят уменьшить искажающее влияние неденежных статей расходов). Бюджет накладных производственных расходов (в особенности по статье «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования») может пересчитываться на фактический объем производства (в части переменных расходов). Это дает возможность исключить искажающие влияние изменения объема производства на величину накладных производственных расходов в процессе сравнительного анализа фактических и плановых показателей выполнения бюджета (в этом случае можно сделать более объективный вывод о причинах и виновниках перерасхода или экономии по каждой статье расходов).

Формула расчета показателей бюджета накладных производственных расходов
Величина переменных накладных производственных расходов на единицу производственно - хозяйственной активности

× Прогнозируемый уровень производственно – хозяйственной активности (например, объем производства, количество машино-часов работы ведущего оборудования, сумма основной заработной платы производственных рабочих)

= Величина переменных накладных производственных расходов за период

+ Величина постоянных накладных производственных расходов за период

= Величина полных накладных производственных расходов за период
(для прогнозного отчета о расходах по произведенной продукции)

- Амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в производстве
= Величина накладных производственных расходов за период без амортизации (для бюджета движения денежных средств).

 

Бюджет закупок сырья, материалов и комплектующих
Бюджет закупок
(производственной потребности в прямых материальных ресурсах) представляет собой важную составляющую операционного бюджета организации. На предприятиях с высоким уровнем материалоемкости производства статьям бюджета закупок уделяется пристальное внимание со стороны службы внутреннего контроля. Разработка этого бюджета начинается сразу после получения информации о планируемыхобъемах производства продукции (работ, услуг). В ходе обоснования статей бюджета необходимо учитывать основные направления и ориентиры политики в области управления оборотным капиталом (в части управления запасами). От величины выявленной потребности в сырье, материалах, комплектующих и полуфабрикатах напрямую зависит объем финансовых ресурсов, которые нужно пред- усмотреть в бюджете движения денежных средств. Вусловиях инфляционной экономики, наличия множества хозяйственных сегментов и материалов (полуфабрикатов, сырья и проч.) собственного производства (проблема внутренних трансфертных цен) процесс составления бюджета закупок существенно усложняется.

Цель составления бюджета — обобщение информации о потребности производства в основных сырье, материалах, комплектующих, изделиях и полуфабрикатах, а также оценка общей величины прямых
материальных затрат в будущем периоде с учетом приемлемых запасов
сырья на начало и конец прогнозируемого периода.

Источники информации (исходные данные). В процессе разработки
бюджета используются информация о планируемом выпуске продукции уровне запасов на начало и конец периода, данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета, оперативного складского учета, сведения о технологической потребности в однородном сырье на единицу продукции (из документов службы главного технолога), информация о заменяемых видах сырья, данные бухгалтерской отчетности. К внешним источникам информации следует отнести данные о ценах на конкретные виды материальных ресурсов и состоянии макро- экономической среды бизнеса (об инфляции, о деловой активности в отрасли и проч.).

Методы обоснования показателей. Обоснование статей бюджета осуществляется с использованием метода «доля от объема производства», инженерного (установление норм прямых материальных расходов) и исторического (на основе прошлого опыта с обобщением оперативной и ретроспективной информации о накладных расходах) методов оценки затрат, метода определения максимального и минимального значений, приемов линейного и сложного регрессионного анализа, экспертных оценок.

Потребители информации. Информация бюджета используется при составлении графика платежей поставщикам и погашения кредиторской задолженности, а также прогнозного расчета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Кроме того, обобщающие показатели этого внутреннего документа широко применяются при составлении прогнозного отчета о расходах по произведенной продукции (по статьям: уровень запасов, норма расхода сырья на единицу продукции, цена единицы сырья и материалов), прогнозного отчета о прибылях и убытках. Информация бюджета закупок детализируется по производственным подразделениям и видам продукции, поступает в отдел главного технолога, бухгалтерию и планово-финансовый отдел, отдел сбыта и службу внутреннего контроля (аудита).

Подразделения организации, ответственные за составление бюджета:
отдел снабжения, маркетинговая служба, бухгалтерия, планово-финансовый отдел, дирекция по экономике и финансам, дирекция по учету и отчетности.

Единицы измерения показателей (статей бюджета) — это стоимостные, натуральные иусловно-натуральные единицы.

Методические подходы к составлению бюджета. Обоснование объема закупок осуществляется с учетом нормативной потребности в каждом виде сырья при производстве конкретного вида продукции. Сначала определяется количество сырья, выраженного через единицы выпуска продукции, полученная величина умножается на нормативный расход этого сырья (материалов) на единицу продукции, затем результат умножается на цены и суммируется по видам продукции. Особое внимание следует уделять обоснованию уровня запасов. На практике приемлемые запасы сырья и материалов определяют исходя из максимально допустимой величины расходов по хранению сырья на складе. Для расчета уровня запасов по каждому месяцу искомое значение показателя привязывают к пиковым значениям объема производства продукции или рассчитывают как процент от величины объема производства следующего периода. В идеале при внедрении на производстве системы «точно в срок»величина запасов сырья и материалов минимизируется и становится близкой к нулю. В условиях кризиса неплатежей и высокой инфляции использование метода «точно в срок»нецелесообразно. Как правило, при значительном росте цен на сырье и материалы менеджеры организации вынуждены увеличивать запасы сырья иди придерживаться практики заключения срочных контрактов на покупку материальных ресурсов. Согласно МСФО (IAS) 2 «Запасы» себестоимость запасов включает в себя все затраты на приобретение (цена покупки плюс импортные пошлины), затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы доставить запасы до места их хранения и использования.

Формула расчета показателей бюджета закупок сырья и материалов

Количество произведенной продукции

+ Приемлемый уровень запасов сырья и материалов на конец периода,
выраженный через единицы продукции

= Потребность в прямых материальных ресурсах, выраженных через единицы продукции

- Запасы сырья и материалов на начало периода, выраженные через
единицы продукции

= Требуемый объем сырья и материалов за период, выраженный через единицы продукции

× Нормативный (технологический) расход сырья и материалов на единиц продукции = Величина закупок сырья и материалов, выраженная в натуральных единицах измерения

× Цена единицы однородного сырья, материалов и полуфабрикатов
= Итого расходов на закупку сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов за период

Бюджет управленческих и коммерческих расходов

Бюджет управленческих и коммерческих расходов представляет собой составную часть операционного бюджета. Обоснование статей административных, общехозяйственных, маркетинговых, представительских, транспортных, аудиторских и прочих расходов осуществляется с помощью как относительно простых, так и усложненных (экономико - математических) методов экономического анализа. От точности прогноза статей этого бюджета зависят величины важнейшего показателя
результативности основной деятельности — прибыли от продаж, следовательно, и показателя эффективности — рентабельности продаж. С учетом особенностей производства и масштабов деятельности можно подразделять этот внутренний документ на бюджет управленческих и бюджет коммерческих расходов. Если организация несет большие издержки по исследованию рынка и мониторингу состояния конкурентной среды, рекомендуется из бюджета коммерческих расходов выделять документ краткосрочного (текущего) планирования — бюджет маркетинговых расходов. Отдельной детализации требуют статьи представительских расходов и расходов на рекламу. По своей природе элементы управленческих и коммерческих расходов представляют собой в основном постоянные расходы. Однако в связи с наличием переменной составляющей, пусть и незначительной, для подсчета общей величины управленческих и коммерческих расходов целесообразно использовать линейное уравнение полных затрат (типа S = а + b х N, где S — полные расходы; а, b— постоянные и переменные расходы; N — объем продаж). Управленческие и коммерческие расходы должны находиться под пристальным вниманием службы внутреннего контроля (внутреннего аудита). Базой сравнения статей бюджета с фактическими показателями расходов служат данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета по счетам 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы
на продажу». Большая часть статей бюджета — это комплексные статьи,
содержащие однородную экономическую информацию, поступающую
из разных управленческих служб (отделов, дирекций) организации.

Цель составления бюджета — определение плановых показателей
расходов, выступающих в качестве ориентира активности организации
в области управленческой и коммерческой (маркетинговой) деятельности на будущий период, а также являющихся действенным инструментом стимулирования и контроля работы управленческого персонала.

Источники информации (исходные данные). В процессе разработки
бюджета управленческих и коммерческих расходов используются информация синтетического и аналитического бухгалтерского учета, данные
оперативного планирования и учета управленческих служб (маркетинга,
снабжения), отдела кадров, бухгалтерии, планово-финансового отдела и
проч., данные отдела главного механика, служб вневедомственной охран и пожарной безопасности, информация с мест хранения (складирования) материалов, подразделений НИОКР организации, внешняя информация об условиях транспортировки готовой продукции иподдержания (создания) каналов сбыта продукции, справочные материалы.

Методы обоснования показателей. Обоснование конкретных элементов управленческих и коммерческих расходов осуществляется с использованием инженерного (установление норм накладных расходов) и исторического (на основе прошлого опыта с обобщением оперативной и ретроспективной информации о накладных расходах) методов оценки затрат, методов линейного и регрессионного анализа, метода экспертных оценок, а также с применением расчетных показателей (разработанных ответственными исполнителями общехозяйственных и маркетинговых работ).

Потребители информации. Информация бюджета управленческих и коммерческих расходов используется для составления бюджета вознаграждений работникам, при корректировке инвестиционной политики (в части уточнения амортизационной политики организации), для составления графика платежей за оказанные услуги и погашения кредиторской задолженности, графика погашения обязательств перед внебюджетными фондами и персоналом, при формировании частных бюджетов управленческих (в особенности по смете маркетинговых, представительских, рекламных и командировочных расходов), технических и вспомогательных служб организации, а также для составления бюджета движения денежных средств и прогнозного отчета о прибылях и убытках. Информация о планируемых расходах поступает в службу внутреннего контроля (внутреннего аудита).

Подразделения организации, ответственные за составление бюджета: бухгалтерия, планово-финансовый отдел, дирекция по экономике и финансам, дирекция по учету и отчетности.

Единицы измерения показателей (статей бюджета) — это стоимостные единицы.

Методические подходы к составлению бюджета. В состав управленческих расходов рекомендуется включать: расходы на управление организацией (заработную плату управленческого персонала, командировочные расходы, прочие расходы); общехозяйственные расходы (заработную плату общехозяйственного персонала, не связанного с производством, амортизацию и расходы по ремонту основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, расходы на НИОКР, расходы по набору, обучению и повышению квалификации персонала, охране труда, арендные платежи за помещения общехозяйственного назначения, расходы на содержание пожарной и вневедомственной охраны, расходы по оплате информационных, консалтинговых и аудиторских услуг); налоговые платежи и сборы; непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи и недостачи материалов при хранении на складах и т.д.).

В состав коммерческих (маркетинговых) расходов рекомендуется включать: заработную плату менеджеров по продажам; взносы на социальное страхование во внебюджетные фонды; расходы на затоваривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; расходы по доставке продукции на станцию (в порт) отправления, погрузке в транспортные средства; комиссионные сборы, выплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи; расходы на рекламу; представительские расходы; прочие расходы, связанные с продажами.

При подведении итогов отдельной позицией необходимо указывать величину управленческих и коммерческих расходов без амортизации. Данный показатель будет необходим при составлении бюджета движения денежных средств (исключение амортизации при подсчете денежных потоков позволяет уменьшить искажающее влияние неденежньгх статей расходов). Для использования данных бюджета управленческих и коммерческих расходов в процессе формирования бюджета движения денежных средств нужно построить график погашения обязательств (оплаты предоставленных услуг и выполненных работ, погашения задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами).

Формула расчета показателей бюджета управленческих и коммерческих расходов
Величина переменных управленческих и коммерческих расходов на 1 руб. продаж
× Прогнозируемый объем продаж за период
= Величина переменных управленческих и коммерческих расходов за
период

+ Величина постоянных управленческих и коммерческих расходов за
период
= Величина полных управленческих и коммерческих расходов за период (для прогнозного отчета о прибылях и убытках)

- Амортизационные отчисления по основным средствам управленческого и общехозяйственного назначения

= Величина управленческих и коммерческих расходов за период без амортизации (для бюджета движения денежных средств).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.