Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дж/(кг*град).






 

Дерево, картон, бумага................................ 2000...2500

Вода............................................................... 4190

Стекло, камни.............................................. 800...1000

Черный металл............................................ 400.

 

Удельная теплоемкость ТБО и компоста; Стбо, Дж/(кг*град) зависит в основном от влажности и определяется по формуле:

Стбо = 21, 9 W + 2000, где

W - влажность ТБО и компоста, %.

 

Особые свойства ТБО. ТБО обладает механической (структурной) связностью за счет волокнистых фракций (текстиль, проволока и т.д.) и сцепления, обусловленного наличием влажных липких компонентов. За счет связности ТБО обладает склонностью к сводообразованию и не просыпаются в неподвижную решетку с расстоянием между стержнями 20...30 см. ТБО могут налипать на металлическую стенку с углом наклона к горизонту до 65...70о. За счет наличия твердых балластных фракций (фарфор, стекло) ТБО (и компост) обладают абразивностью - свойством истирать соприкасающиеся с ними взаимоперемещающиеся поверхности.

ТБО обладают слеживаемостью, т.е. при длительной неподвижности теряют сыпучесть и уплотняются (с возможностью выделения фильтрата) без всякого внешнего воздействия. ТБО при длительном контакте оказывают на металл коррозирующее воздействие, что связано с высокой влажностью, наличием в фильтрате растворов различных солей.

 

Компрессионная характеристика ТБО.

При проектировании установок для прессования ТБО необходимо знать компрессионную характеристику материала, т.е. зависимость степени уплотнения ТБО от давления. В таблице приведены ориентировочные значения давлений, которые применяются при различных способах прессования ТБО.

В зависимости от нагрузки свойства ТБО меняются следующим образом. При повышении давления до 3...5 кг/см2 (0, 3...0, 5 МПа) происходит ломка различного рода коробок и емкостей. Объем ТБО (в зависимости от его состава и влажности) уменьшается в 5...8 раз, плотность возрастает до 0, 8...1 т/м3. В пределах этой стадии работают прессовые устройства, применяемые при сборе и удалении ТБО.

При повышении давления до 100...200 кг/см2 (10...20 МПа) происходит интенсивное выделение влаги (выделяется до 80...90 % всей содержащейся в ТБО воды). Объем ТБО снижается еще в 2...2, 5 раза при увеличении плотности в 1, 3...1, 7 раза. Спрессованный до такого состояния материал на некоторое время стабилизируется, так как содержащейся в материале влаги недостаточно для активной жизнедеятельности микроорганизмов. Доступ кислорода в массу затруднен.

 

Таблица. Прессование при сборе, транспортировании и переработке ТБО.

Способ прессования Давление, кг/см2 (105Па) Степень уплотнения
При сборе
Прессование «сухих» отходов в учреждениях, торговых предприятиях 1...2 3...6
При транспортировании
Прессование в мусоровозе 0, 2...1 1, 5...3
Прессование при перегрузке 0, 3...0, 6 2...2, 5
При переработке и захоронении
Изготовление крупных блоков для захоронения в море 50...300  
Прессование на специальных прессах при захоронении на полигонах 50...100 8...10
Послойное уплотнение на полигонах   3...4

 

При повышении давления до 600 кг/см2 (60 МПа) незначительно снижается объем (в основном за счет выдавливания влаги) и практически не возрастает плотность ТБО.

Кроме конструкции пресса и условий прессования, на изменение свойств ТБО при их прессовании влияют влажность, морфологический и фракционны2й состав. На рис. показаны экспериментально полученные компрессионные кривые для ТБО с различной начальной влажностью.

В зависимости от первоначальной влажности и условий прессования выдавливание влаги начинается при давлении 2, 5...10 кг/см2, соответственно при влажности 53...39 %, что следует учитывать при разработке устройств для прессования ТБО.

Однако, при неподвижном положении ТБО фильтрат может начать выдавливаться и при значительно меньшем давлении, с этим приходится сталкиваться на мусороперерабатывающих предприятиях при использовании резервных бункеров и при технологических и аварийных простоях биобарабанов.

Пригодность ТБО для различных методов переработки определяется при помощи треугольной диаграммы Таннера (влажность 0 инертные летучие вещества), рис., которая в треугольном пространстве разграничивает две зоны, выделенные пятигранником. Этот пятигранник, помещенный в прямоугольник, образован тремя прямыми, представляющими возможные границы трех параметром диаграммы:

· влажность 50%;

· летучие 25 %;

· инертные 60 %.

Любой образец, представленный точкой, попадающей внутрь многогранника может сжигаться без использования дополнительного топлива. Небольшие добавки топлива необходимы, если процент влажности не превышает 55 %.

Пробы ТБО пригодны для компостирования при влажности от 30 % до 65 %. При влажности менее 30 % необходимо увлажнять отходы.

В таблице приводится расчет теплотворной способности ТБО, используются данные о теплотворной способности рассортированных составляющих ТБО. В этой же таблице дается также содержание влаги, золы, летучих веществ относительно сухого вещества основных компонентов бытовых отходов.

 

Таблица. Рекомендуемые нормы накопления и объемный вес ТБО в г. Перми.

Наименование объекта Объем накопления, м3/в год Объемный вес, кг/м3.
Жилье, чел. 1.3 170.0
Гостиницы, на 1 койко-место 1.5 115.2
Рестораны - кафе, на 1 посад место 3.8 142.0
Детские сады, на 1 место 1.0 145.8
Учреждения, на 1 рабочее место 0.4 158.0
Вузы-техникумы, на 1 учащегося 0.7 145.0
Больницы, на 1 койко место 0.9 141.0
Поликлиники, на 1 посетителя 0.3 122.4
Театры, на 1 посад место 0.6 107.0
Продовольственные магазины, на 1 м2 торговой площади 0.7 136.0
Промтоварные магазины, на 1 м2 торговой площади 0.2 125.8
Рынки, на 1 м2 торговой площади 0.5 123.0
Киоски 4.7 93.6
Школы, на 1 учащегося 0.2 179.5
Дома быта, на 1 м2 торговой площади 0.1 120.9
Среднее   135.0

 

Норма накопления ТБО на 1 человека для г. Перми составляет 1, 3 м3/год. Изменение жизненного уровня, структуры потребления приводит к ежегодному росту норм по массе 0, 3...0, 5 % в год, по объему 0, 6...1, 2 % в год.

 

Вопросы:

1. Классификация отходов

2. Определение классов опасности токсичных промышленных отходов

3. Состав отходов потребления

4. Состав твердых бытовых отходов

5. Основная температура промышленных отходов Пермской области

6. Морфологический состав ТБО

7. Нормы образования ТБО

8. Свойства ТБО

 

4. Нормативно-правовая база управления отходами в Европейском сообществе и в Российской Федерации. Законы, подзаконные акты СНиПы, СанПиНы, инструкции и др. в области управления отходами (4 часа).

 

Система управления отходами может обладать высокой эффективностью при условии, что при ее создании и функционировании используется комплексный системный подход. Реализация этого положения требует взаимоувязки следующих основополагающих аспектов:

· нормативно-правовой базы СУО;

· организационно-структурной основы СУО;

· финансово-экономической основы СУО;

· технической основы;

· экологической основы;

· социальной основы.

 

 

 

 

Одним из основных условий существования эффективной системы управления отходами является нормативно-правовая основа ее создания, реализации и функционирования.

Структура нормативно-правовой базы СУО включает:

1. Конституция РФ;

2. Законы РФ и субъектов РФ;

3. Директивные постановления правительства РФ, Постановления органов государственной власти субъектов РФ, Постановления органов местного самоуправления и власти;

4. ГОСТы, ОСТы (отрасль), ТУ (предприятие, ведомство);

5. Правила (строительные, санитарные): правила санитарные на территории субъекта РФ, правила на территории муниципалитета;

6. Методические указания, методические указания субъекта РФ, методические указания на территории муниципалитета;

7. Инструкции: инструкция на территории субъекта РФ, муниципальная инструкция, Инструкция предприятия;

8. Рекомендации: рекомендации действующие на территории субъекта РФ, муниципальные рекомендации.

Нормативно-правовая база СУО реализуется на четырех уровнях:

· федеральном;

· субъекта РФ;

· муниципального образования;

· субъектов СУО (предприятия).

В настоящее время действует более 50 нормативных документов в области управления отходами только на федеральном уровне. Наиболее значащие из нормативных документов СУО:

Уровень РФ.

· Конституция РФ;

· Закон РФ «Об охране окружающей среды»;

· Закон РФ «Об отходах производства и потребления»;

· Закон РФ «О недрах»;

· ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.»;

· СНиП 2.01.28-85 Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию.;

· СанПиН «Правила устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов.»;

· СанПиН «Санитарные правила содержания территорий населенных мест.»

· и т.д.

Уровень субъектов РФ.

· Закон об ООС на территории Пермской области;

· Закон Пермской области об отходах производства и потребления;

· Рекомендации по выбору площадок, проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов захоронения ТБО для населенных пунктов численностью до 50 тысяч человек на территории Пермской области;

· СанПиН безопасного сбора, транспортирования и обезвреживания отходов лечебно-профилактических учреждений.

Уровень муниципальных образований.

· Правила санитарной очистки г. Перми от ТБО;

· Методика расчета нормативных затрат на сбор, вывоз и захоронения ТБО.

Уровень субъектов СУО.

· Инструкция по осуществлению входного контроля при приеме отходов на полигоны захоронения.

Нормативно-правовые акты по сфере действия можно разделить на:

· общие, концептуальные положения (Закон об ООС);

· общие принципиальные положения (Закон об отходах производства и потребления);

· положения в сфере свойства образования отходов;

· положения в области сбора отходов;

· положения в области транспортирования отходов;

· положения в области обезвреживания отходов;

· положения в области обезвреживания отходов;

· положения об экономическом регулировании в СУО;

· регулирование системы экологического мониторинга в СУО.

Действующая система нормативов в СУО делится по соответствию современным экологическим требованиям на соответствующие, несоответствующие и частично соответствующие.

К соответствующим современным требованиям можно отнести законы РФ и Пермской области принятые в 90-е годы. Эти нормативные акты устанавливают общие принципы охраны окружающей среды и обращения с отходами в частности. К ним относятся Закон «Об ООС», закон «О недрах», «Об отходах». Кроме того в последние года принят ряд документов, основанных в основном на анализе передового зарубежного опыта, которые регулируют вопросы обращения с отходами в соответствие с действующим сегодня и перспективными экологическими требованиями. «СанПиН по отходам ЛПУ», «Инструкция по проектированию, эксплуатации полигонов захоронения ТБО».

Многие нормативные документы, особенно разработанные в 70-х - начале 80-х годов морально устарели и требуют пересмотра с целью соответствия вопросов, которые они регулируют современным требованиям ООС.

Основное количество нормативных актов требуют доработки и новой редакции в целях создания целостной нормативно-правовой базы СУО.

Наибольшее количество недостатков имеют нормативные документы действующих на уровне муниципальных образований и субъектов СУО. В основном это документы методического и инструктивного характера. Отсутствие этих документов не позволяет эффективно организовать технологические процессы обращения с отходами, обеспечить их экологическую безопасность, экономическую эффективность, создать систему экологического мониторинга движения отходов.

Недостатки нормативной базы в г. Перми:

Отсутствуют:

· «Правила санитарной очистки г. Перми от отходов»;

· «Правила взаимодействия участников процесса удаления отходов»;

· «Правила ведения экологического мониторинга образования, временного хранения и захоронения отходов»;

· Методики нормативных затрат и т.д.;

· Положения о воспитании населения и пропаганде участия граждан в управлении отходами.

Нормативно-правовая база, действующая в РФ, не обеспечивает необходимый уровень экологической безопасности, не позволяет экономически эффективно ее эксплуатировать. Создание эффективной системы управления отходами возможно только путем разработки нормативно-правового обеспечения, отвечающего современным требованиям.

 

Вопросы:

1. Нормативно-правовая база управления отходами в республике Австрия.

2. Нормативно-правовая база управления отходами в республике Германия.

3. Нормативно-правовая база управления отходами в РФ.

4. Анализ действующей нормативно-правовой базы.

5. Требования к развитию нормативно-правовой базы.

 

5. Принципы построения систем управления отходами. Минимизация образования отходов, экологически безопасное обращение с отходами, экономия ресурсов, «вечное» захоронение отходов. Метод материальных балансов (4 часа).

Система управления отходами – организационная структура, обеспечивающая координацию, исполнение и контроль за процессом удаления отходов от источников их образования до объектов переработки, обезвреживания, захоронения.

Эффективная система управления отходами может быть построена путем обеспечения следующих основных положений: минимальное образование отходов за счет проведения организационных, технических, правовых и воспитательных мероприятий, экологически безопасное обращение с отходами на всех стадиях их «жизненного цикла», экономия всех видов ресурсов за счет внедрения систем рециклинга, использования отходящих продуктов разложения отходов, минимизации территорий захоронений отходов и др., захоронения отходов, исключающее отрицательное влияние на окружающую среду как в настоящем, так и в будущем.

Действующая в большинстве городов РФ СУО не обеспечивает реализацию основных принципов устойчивого развития СУО ни по своей структуре, ни по выполняемым функциям управления, контроля, ответственности. Неэффективная работа СУО заложена в ней самой. Построение эффективной СУО должно вестись с учетом указанных выше принципов устойчивого развития. Разработки таких систем ведутся с использованием анализа исходных данных методами материальных потоков (балансов). Сущность метода заключается в разделении потока отходов на составляющие потоки и определение оптимальных путей движения каждого из них по ряду эколого-экономических критериев в соответствии с принципами устойчивого развития.

       
   
 
 

 

 


О б е с п е ч и в а ю щ и е п о д с и с т е м ы

 

 


Рис.3. Структура системы управления отходами






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.