Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о сложном нарушении развития






Содержание

1. Понятие о сложном нарушении развития

2. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития

3. Причины сложных нарушений развития

4. Основные группы детей с сочетанными нарушениями и значение их психолого-педагогического изучения

5. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии

Введение

Долгое время было принято разделять детей с нарушениями развития по условно изолированному нарушению: на имеющих только нарушение слуха (глухих и тугоухих) или только нарушение зрения (слепых и слабовидящих), на страдающих только умственной отсталостью, только нарушением опорно-двигательного аппарата, речи и пр. Для детей с такими нарушениями сначала создавались специальные школы, а потом стали открывать и дошкольные учреждения. В более сложных ситуациях дети признавались не подлежащими обучению в школах или необучаемыми. Только один вид сложного нарушения — слепоглухота — давно привлекал внимание специалистов. Но это были очень редкие случаи индивидуального обучения.
По мере становления и совершенствования системы специального образования складывался опыт воспитания и обучения, а значит, и изучения таких детей. Постепенно обнаруживалось, что не все дети в специальных школах могут успешно усваивать программу обучения из-за имеющихся у них дополнительных нарушений. Так появились классы для детей с легкой умственной отсталостью в школах для детей с нарушением слуха, зрения, двигательными нарушениями. Со временем выяснилось, что все большее число учащихся специальных учебных учреждений имеют не единичный, а сложный дефект и требуют особых, индивидуальных условий обучения. Принятый в нашей стране вслед за странами Запада закон «Об образовании» признал на государственном уровне право всех детей на образование. Дети, которых еще совсем недавно было принято относить к необучаемым, все чаще стали попадать в учреждения системы образования. Стали оказывать образовательные услуги и так называемые только воспитательные учреждения (системы здравоохранения и социальной защиты). Все это привело к лучшему изучению детей с тяжелыми и сложными нарушениями развития, а значит, и к их лучшему развитию.

Давно известны и более или менее изучены такие нарушения, как умственная отсталость, глухота и тугоухость*, слепота и слабовидение*1.
Есть учреждения, в которых помогают детям с детским церебральным параличом и нарушениями развития речи, относительно недавно стали обучать в специальных группах и классах детей с задержкой психического развития и ранним детским аутизмом*. В последние годы появилась возможность обучать детей со сложным нарушением развития в разных типах специальных школ. Готовятся положения о группах для детей со сложным нарушением в специальных детских садах разного вида. В настоящее время в нашей стране довольно интенсивно стала развиваться система раннего оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с различными нуждами. И конечно, дети со сложными нарушениями должны занять полноправное место в этой системе.
Чаще всего дети со сложными нарушениями — это дети с врожденной патологией, очень часто — недоношенные, которые перенесли после рождения множество разных заболеваний. Многие дети провели в больнице 2—3 месяца после рождения, получая интенсивное лечение, в том числе многодневную искусственную вентиляцию легких. После того как проблемы, связанные с физическим здоровьем, были разрешены, вылечены инфекции, налажено питание и пошла прибавка массы тела, были сняты острые неврологические нарушения, на первый план выступили проблемы, связанные со зрением, слухом, нарушениями мышечного тонуса, двигательным и психическим развитием малыша. Естественно, первое желание родителей — вылечить и это. Вернуть нормальное зрение, слух, движения, работу нервной системы. Вылечить, и тогда ребенок сможет нормально развиваться, пусть с задержкой, пусть медленно, но научится делать все то, что делают обычно дети.
К сожалению, не все можно вылечить. И надо научиться жить с тем, что у малыша свой путь развития, не такой, как у других. Надо научиться не огорчаться, сравнивая его со здоровыми детьми, радоваться тем достижениям, которые отличают его сегодняшнего от того, каким он был раньше.

Понятие о сложном нарушении развития

К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В современной специальной литературе в номинации сложных нарушений обозначаются только так называемые первичные нарушения, например слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения в развитии, как например в слове «слепоглухонемота», где «немотой» обозначено отсутствие речи у ребенка, являющееся лишь следствием его глухоты, социально обусловленным, т. е. вторичным нарушением, то такой термин следует признать неточным и устаревшим.

В качестве синонимов термина «сложное нарушение» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложный дефект», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся в последнее время - «сложная структура нарушения».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.