Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы и модели (типы) политической социализации






Выделяют два этапа социализации — первичный и вто­ричный.

1. Первичная социализация происходит в сфере межличност­ных отношений в малых группах. В качестве первичных аген­тов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т. д. Эти агенты на­зываются первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности находится на первом месте по сте­пени значимости.

2. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты — это фор­мальные организации, официальные учреждения: представи­тели администрации школы, армии, государства и т. д.

В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности.

Процесс первоначальной социализации про­ходит в четыре периода:

1. Политизация. У ребенка в этот период формируется осоз­нание наличия политической власти как более важной, чем власть родителей.

2. Персонализация. Политическая власть в сознании ре­бенка приобретает конкретно осязаемые черты через фигуры, символизирующие ее: полицейского, Президента и т. д.

3. Идеализация. Ключевым политическим фигурам при­писываются исключительно положительные качества.

4. Институционализация — ребенок переходит от персони­фикации представлений о власти к институционализации, т. е. восприятию власти не через личности, а через обезличенные институты: парламент, армию, суд, партии и т.

Вторичный этап политической социализации характеризу­ется тем, что этот этап связан с расширением самостоятель­ного политического опыта человека, его умением вырабаты­вать индивидуальные политические суждения, перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим соци­альным ролям. В ходе второго этапа социализации личность способна противостоять грузовому давлению и выражать свою способность к индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных норм и традиций. Здесь игра­ет определенную роль обратная социализация, характеризую­щаяся влиянием самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. Политическая со­циализация выражает непрерывную самокоррекцию человека в своих ценностных представлениях и предпочтительных способах политического поведения.

Помимо семьи в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные группы, т.е. группы, на которые человек ориентирует свое по­ведение. Прежде всего это сверстники и ближайшее окруже­ние, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека значение ре­ферентных подростковых групп, как правило, возрастает. Сре­ди других институтов и групп политической социализации сле­дует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др.

Вторичная политическая социализация начинается с того времени, когда заканчивается базовая политическая идентифи­кация личности. К этому периоду у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, пред­ставления и нормы, которые дают ему возможность самостоя­тельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъ­ектом политики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действо­вать в соответствии со своей политической позицией.

Вторичный этап политической социализации личности про­должается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и вре­мя завершения активного участия в общественно-политической жизни.

Существует несколько моделей политической социализации. Американский политолог Р.М.Мерельман выделяет четыре таких моделей:

Первая - системная — характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, тра­диционным институтам. Важнейшими агентурами социализа­ции являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.

Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, форми­рует молодежь, враждебно настроенную против любой соци альной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой инфор­мации.

В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граж­дан о своих типических интересах, желания участия в их реа­лизации, высоте уровня гражданской активности. В резуль­тате граждане становятся привержены определенным полити­ческим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.

Четвертая модель — конфликтная — сводится к формирова­нию лояльности к определенной группе и готовности поддер­жать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализа­ции являются органы пропаганды и агитации, представляю­щие интересы группы.

Любой политический процесс сегодня не обходится без вли­яния средств массовой информации и коммуникации. Печать, радио, телевидение, массовое кино влияют на человека не­посредственно и формируют у него отношение к политичес­ким ценностям, защищают одни и опровергают другие поли­тические идеалы. Доходчи­вость, эмоциональность, художественность различных видов информации увеличивает силу политических символов, взгля­дов, установок. Разнообразие информации усиливает инте­рес человека к политике, формирует установки на свободу политического выбора.

Таким образом, ясно, что политическая социализация — сложный и неоднозначный процесс. В нем имеются объек­тивные и субъективные стороны. Человек занимает в этом процессе активную роль. В механизме политической социа­лизации участвуют различные агенты со своей спецификой и функциями. Итогом политической социализации выступает определенная политическая культура.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.