Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый этап — 1920-е годы 20-го века.






Лекция 8

Общие проблемы малой группы в социальной психологии.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ

РАЗВИТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ

План:

1. Этапы развития исследований.

2. Определение и границы малых групп.

3. Групповые структуры.

4. Классификация малых групп.

5. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

6. Образование малой группы.

7. Лидерство и руководство в малых группах.

8. Эффективность групповой деятельности. Малая группа

9. Новые подходы к развитию группы

10. Психологическая теория коллектива

11. Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива

12. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива.

1. Этапы развития исследований.

Исследования психологии малой группы прошли ряд этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли для личности.

Первый этап — 1920-е годы 20-го века.

Выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. В исследованиях акцент делался именно на факте присутствия других, а в самой группе изучалось не взаимодействие (интеракция) ее членов, а факт их одновременного действия рядом (коакция).

Результаты исследования «коактных» групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида. Эти результаты были интерпретированы как возникновение эффекта возрастающей сенсорной стимуляции, Когда на продуктивность деятельности индивида оказывали влияние сам вид и «звучание» других людей, работающих рядом над той же задачей. Этот эффект получил название эффекта с оциальной фацилитации, сущность которого сводится к тому, что присутствие других облегчает действие одного, способствует им. Но в ряде экспериментов был получен обратный эффект — торможение действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта социальной ингибиции (ухудшение продуктивности выполняемой индивидом работы в присутствии посторонних).

Второй этап — переход к изучению интерактных групп, т.е. к учету такого фактора, как взаимодействие и тип групповой деятельности.

В исследовании Р.Зайонца (1965)было показано, что фацилитация имеет место в том случае, когда хорошо обученные люди выполняют легкую работу, а ингибиция — в том случае, когда плохо обученные люди выполняют трудную работу.

В исследовании И.Штайнера было показано, что результат взаимодействия зависит от таких показателей, как: разлагается ли деятельность на составные элементы или нет, что важнее — количество или качество работы, каково соотношение индивидуального и группового вклада.

Третий этап — разветвление исследований.

Выделяются различные характеристики группы: структура композиция, типы групповых процессов, складывают подходы к описанию общей деятельности группы. Совершенствуются и методы измерения различных групповых характеристик. Вместе с тем обозначился такой методологический принцип, как отказ от выявления связи группы с более широкими социальными общностями, в которые она входит, отсутствие вычленения ее как ячейки социальной структуры, а значит уход от решения вопроса о содержательной стороне тех социальных отношений, которые даны в малой группе.

2. Определение и границы малых групп.

Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему:

Малая группа — немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. В этом определении можно выделить самое существенное и значимое, а именно: малая группа — группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

При определении количественных характеристик малой группы необходимо определить «нижний» и «верхний» ее предел. Наименьшей малой группой является группа состоящая из двух человек — так называемая «диада». С этой мыслью соперничает другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека - «триада». В диаде фиксируется лишь самая простейшая форма общения — чисто эмоциональный контакт, в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью: в диаде любой конфликт приобретает статус межличностного. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию — наблюдателя. Этот третий может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включен в него и потому представляя именно не межличностное, а деятельностное начало.

Определяя «верхний» предел, можно предложить решение на основе принципа анализа групп. Если изучаемая группа должна быть прежде всего реально существующей группой и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий верхний предел ее, а принимать за таковой реально существующий размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности.

 

3. Групповые структуры.

По отношению к малым группам достаточно хорошо разработана схема, описывающая различные групповые структуры.

Композиция группы может быть описана в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы.

То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько моделей структуры малой группы: межличностных отношений между членами малой группы, структура власти, структура коммуникаций и др.

Структура межличностных отношений предполагает прежде всего выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена. «Статус» или «позиция» обозначают место индивида в системе групповой жизни. «Роль» обычно определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые выполняет личность в группе в соответствии с содержанием групповой деятельности.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий» - всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. Для того, чтобы система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулирован только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений.

Также необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, их система предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

Структура власти в малой группе означает не формы политической власти, а чисто психологическое распределение отношений руководства и подчинения. В исследованиях выделены различные формы власти: награждающая, принуждающая, экспертная, информационная.

Структура коммуникаций — третья разновидность групповых структур. Успех групповой деятельности в большой степени зависит от того, насколько четко и хорошо распространяется в группе необходимая информация, каким образом обеспечивается обмен ею между членами группы. Выделено несколько моделей коммуникативных сетей (колесо, цепь, «игрек», круг, сложный круг).

Кроме групповых структур, важное место в понимании группы занимает анализ групповых процессов, «набор» которых может быть рассмотрен в двух планах. С одной стороны, групповые процессы характеризуют функционирование группы в каждый данный момент: это описания того, что в группе происходит на данном этапе ее существования; с другой стороны, групповые процессы — это набор тех изменений, которые происходят в группе по мере ее длительного существования, когда она совершает переход от одного этапа ее «жизни» к новому этапу. В первом случае речь идет о групповой динамике, во втором — о развитии группы.

4. Классификация малых групп.

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследования необходима их классификация. Наиболее распространенными являются три классификации: 1) «первичные» и «вторичные»; 2) «формальные» и «неформальные»; 3) «группы членства» и «референтные группы».

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч.Кули. Он предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп — непосредственность контактов. Вторичные — те, в которых нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные посредники в виде средств связи, например.

Деление групп на формальные и неформальные было предложено Э. Мэйо. Согласно ему, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игры в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащая к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп.

Классификация на группы членства и референтные группы была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». Такие групп, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами.

Основные направления исследования малых групп: социометрическое, социологическое; школа «групповой динамики»

Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Он исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида сс окружающими его людьми. Согласно Морено, все конфликты связаны с несовпадением микро- и макроструктур.

В рамках социометрии предполагалось исследование лишь психологических, т.е. межличностных, отношений, непосредственных эмоциональных контактов между людьми. Таким образом, социометрическое направление как направление исследования малых групп оказалось крайне односторонним, чрезвычайно уязвимым по своим теоретическим предпосылкам.

Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Э.Мэйо. Проведя ряд экспериментов, Мэйо сделал вывод о наличии, наряду с формальной, еще и неформальной структуры. Теоретическое значение открытий Мэйо состоит в получении нового факта — существовании в малой группе двух типов структур. Возникло целое направление в исследовании малых групп, связанное с анализом каждого из двух типов групповых структур, выявления соотносительного значения каждого из них в системе управления группой.

Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К.Левина. Основная проблематика исследований сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание уделялось также проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерство в группах

«Групповая динамика» оказала большое влияние на последующее развитие социально-психологической мысли

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.