Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система управления производственной организацией






 

Центральной осью функционирования трудовых организаций является управление. Ибо, каждая организация имеет искусственную, созданную людьми, природу. Кроме того, она всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможными эффективные контроль и координацию действий членов организации на неформальном уровне или уровне самоуправления. Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей структуре социальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организации целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением.

Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов.

Первый из них – целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление, составляет ядро управления. Такое воздействие бывает внешним (когда орган управления находится за рамками самих объектов), а также самоуправлением (когда воздействие осуществляется подразделениями или субъектом, входящим в состав самого объекта).

Второй компонент управления – социальная самоорганизация, т.е. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы).

Оба названных компонента образуют третий – организационный порядок, включающий в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе, «деловых обыкновений».

Оптимальное сочетание данных элементов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий.

Среди разнообразных трактовок управления наиболее распространено его определение через воздействие управляющей системы на управляемую. Например, В.И. Кнорринг характеризует управление как «непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект, которым может быть технологическая установка, коллектив или отдельная личность»[3]. По мнению, В.Н. Иванова, ключевым понятием управления выступает воздействие, которое осуществляется в технических, биологических и социальных системах[4].

Однако такое понимание, считает Г.Е. Зборовский, сводит управление к одному из элементов (воздействию), оставляя «в тени» подготовку воздействия, создание условий для его осуществления, контроль, без которого управления не бывает. В данное определение не «вписывается» и такой вид управления, как самоуправление, где отсутствует воздействие управляющей системы на управляемую: она управляется сама собой. Он предлагает следующую трактовку управления, охватывающую все его виды: управление – способность системы к реализации программ в процессе информационного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем [5].

Управление можно определить как некоторый тип взаимодействия между субъектами и объектами. Механизм данного взаимодействия заключается в следующем. Субъект управления направляет объекту управления информацию относительно того, как должен функционировать этот объект, т.е. осуществляет управленческую команду. Объект управления получает такие команды и функционирует в соответствии с их содержанием. Причем необходимо, чтобы субъектами и объектами управления выполнялись определенные условия: у субъекта должны быть потребность и возможность управлять, а у субъекта – готовность и возможность выполнять получаемые команды.

Вследствие управленческого взаимодействия между субъектами и объектами управления возникает управленческая связь, благодаря которой технические, социальные явления и феномены обретают свойство устойчивости. Но для реализации управленческой связи необходимы определенные отношения между этими субъектами и объектами. Предназначение этих отношений состоит в том, что они являются основой осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять.

Отношения управления являются не основными, а производными и базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические, морально-этические и др. Можно выделить несколько различных видов отношений управления в зависимости от того, преимущественно какие базовые отношения лежат в их основе.

Одним из видов отношений управления является управление трудом. Объективная необходимость управления трудом возникла с развитием совместного труда, его кооперации. На каждом предприятии независимо от его масштабов и сферы деятельности осуществляется управление трудом. В этом плане различие между предприятиями состоит лишь в степени значимости управления, полноте его содержания, постановке цели, определении объектов и функций управления для достижения конечных результатов деятельности данного предприятия.

Целью управления трудом на предприятии являются наиболее рациональное и эффективное использование персонала, живого и овеществленного труда и расходование средств на оплату и материальное стимулирование труда при соблюдении конституционных прав и обязанностей граждан. Объектами управления трудом на предприятии в общем виде являются непосредственный процесс труда, отношения между людьми в трудовом процессе, воспроизводство рабочей силы. Функции управления трудом – это необходимые действия по отношению к объектам управления для достижения поставленных целей и задач. Это своеобразные рычаги управления, через которые реализуется механизм управления трудом. Основными функциями управления трудом на предприятии являются планирование, учет, анализ, контроль и оценка. Эти функции распространяются на все вышеперечисленные объекты и имеют тенденцию циклически повторяться во времени.

Управление являетсяфункцией специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Например, отдел в государственном учреждении имеет нормы и правила, по которым регулируется рабочее время сотрудников, количество и качество их работы, отношения с другими отделами и т.п. Руководство отделом, выполняя функцию управления, контролирует соблюдение этих норм и правил, применяя методы вознаграждения или наказания.

Однако применением санкций процесс управления, естественно, не ограничивается. Его содержание значительно сложнее. Для понимания сущности управления рассмотрим основные его составляющие.

Организация представляет собой систему, состоящую из входа (поступления информации, сырья, документов, оборудования, рабочей силы), процессора, где происходит переработка ресурсов, поступающих на вход, и выхода, откуда ресурсы поступают в новом качестве. Управление представляет собой обратную связь, которая начинается с измерения ресурсов, имеющихся на выходе. После измерения информация о параметрах выхода поступает в блок управления, где они сравниваются с некоторым эталоном (это может быть программа или план), и на основе этого вырабатывается управленческое решение, которое изменяет входные параметры, режим деятельности процессора и в конечном счете параметры выхода. Затем выходные параметры опять измеряются и процесс повторяется. Эта схема применима для всех систем (и технических, и социальных).

Впервые характеристики управления организации были определены Г. Файолем, одним из основателей научной теории управления. По его мнению, наиболее общими характеристиками являются планирование общего направления действия и предвидение; организовывание человеческих и материальных ресурсов; выдача распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме; координация различных действий для достижения общих целей и контролирование поведения членов организации в соответствии с существующими правилами и нормами.

Очевидно, что определяя характеристики процесса управления, Г. Файоль рассматривал организацию того времени – начала ХХ вв. Современные организации обладают значительно более сложной структурой, сверхсложной технологией, более квалифицированной рабочей силой; кроме того, организации чаще всего действуют в сложной структуре современного рынка. В связи с этим управление в настоящее время сродни искусству, игре, высокой науке, и функции руководителей лишь очень приближенно напоминают схему Г. Файоля. Одна из современных систему управленческих функций может быть представлена следующим образом:

1) деятельность как руководителя и лидера организационного объединения, интеграции членов организации;

2) взаимодействие – формирование и поддержание контактов;

3) восприятие, фильтрование и распространение информации;

4) распределение ресурсов;

5) предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих;

6) ведение переговоров;

7) проведение инноваций;

8) планирование;

9) контроль и направление действий подчиненных.

Очевидно, что это далеко не полный перечень возможных действий специалиста по управлению. Опыт показывает, что ему приходится заниматься рекламой, «выбиванием» дополнительных средств и многими другими видами деятельности. Ясно, что настоящий управленец должен быть высокопрофессиональным работником.

Методы управления – это комплекс социальных методов целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:

а) прямое (приказ, задание);

б) через мотивы и потребности (стимулирование);

в) через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.);

г) через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).

Применительно к группе, входящей в производственный коллектив предприятия, методы социального управления распределяются следующим образом:

а) целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.);

б) сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и иных способов).

На уровне социальной организации предприятия используются методы:

а) согласование формальной и неформальной структуры (преодоление противоречий между запланированными и действительными связями и нормами);

б) демократизация управления (посредством повышения роли общественных организаций, широкого привлечения работников к выработке общих решений, выборности некоторых руководителей производства, развития трудовой активности и т.д.);

в) социальное планирование (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и другие мероприятия).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.