Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арабскаяцивилизация






С VII в. вдоль берегов Средиземного моря стала распространяться новая религия ислам, которая стала одной из мировых религий и легла в основу формирования Арабской цивилизации. Эту цивилизацию создали арабы, населявшие Аравийский полуостров. Они принадлежали к группе семитскихнародов. Большинствоарабовк началу VII в. оставалась кочевниками, или бедуинами (жителями пустыни), разводившими верблюдов, коз, овец. И лишь некоторая их часть занималась земледелием, в основном на юге Аравийского полуострова.

Арабыв большинстве своем былиязычниками. В различных районах Аравии верили в разных богов. Особенно почитались бог Утренней Звезды, бог Луны. Чтились женские астральные божества. И в то же время у многих языческих племенсуществовало представление о неком верховном божестве, которого называли Аллах (Бог). Так, племякурейшитов, к которому принадлежал и пророкМухаммед, верило, что их верховное божество, Аллах, воплощен в священном черном камне, в храме Кааба.

Торговые отношения арабовс соседними странами способствовали проникновению в Аравиюхристианства и иудаизма. Таким образом, складывались духовные предпосылки для появления новой монотеистическойрелигии.

К началу VII в. в Аравии, в особенности в Мекке, значительное распространение получилханифизм - духовно-религиозное учение, направленное на поиск нового единого Бога и заимствовавшее некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Одним из ханифов-проповедников стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки.

Первый символ веры приверженцев ислама - шахада (свидетельство), свидетельствует веру в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Пророка Мухаммада. Мухаммедпосвятил себя духовным поискам и стал одним из ханифов-проповедников. Его учение составило сутьислама, ставшего основой Арабской цивилизации.

Ислам (буквально покорность) вобрал в себя как духовно-религиозную культуру арабов, так и многие постулаты иудаизма и христианства. Священной книгой приверженцев исламамусульман(от муслим - преданный) стал Коран (Чтение), который, согласно мусульманскомупреданию, был передан Аллахом людям через пророкаМухаммеда. Уже после смертиМухаммедаКоран был собран в единую книгу и разделен на 114 глав (сур). В основе догматики Корана идея о том, что спасение ждет только тех, кто верит в Аллаха и его посланникаМухаммеда.Мусульманедолжны полностью вверить себя воле Аллаха. Отсюда фатализм, предопределенность высшей силой человеческой судьбы.

Ислам возлагал на верующих 5 основных обязанностей (пять столпов веры). Первая - шахада. Вторая обязанность ежедневное совершение молитв в соответствии с определенным ритуалом. Третья соблюдение поста, в особенности в месяц рамадан (девятый месяцмусульманскоголунного календаря). Четвертая ежегодное отчисление в пользумусульманскойобщинызаката (одной сороковой доли доходов). Пятая обязанностьхадж, паломничество вМекку, священный городмусульман.

В 622 г. Мухаммедс группой последователей был вынужден переселиться в Ятриб. Там он основалмусульманскуюобщину. Город переименовали в честьМухаммедавМедину(город пророка). 622 год стал началом нового летоисчисления помусульманскомукалендарю.Мухаммедсумел объединить немалоарабскихплемени в 630 г. торжественно въехал вМекку.Меккастала религиозным центроммусульманскогомира. С рождением и утверждением ислама стала складыватьсяарабскаяцивилизация.

VII в. стал веком образования арабскогогосударства, получившего названиеАрабскийхалифат. После смертиМухаммедав 632 г. его преемникомхалифом(заместитель Пророка) был избран Абу Бекр, старый друг и сподвижник Мухамеда. Халифсоединял в своих руках светскую (эмират) и духовную (имамат) власть. Через два года, после кончины Абу Бекра, его сменил другой сподвижникМухаммедаОмар, который правил 10 лет. Третьимхалифомстал Осман из богатогомекканскогородаОмейя. Он правил с 644 по 656 гг. Династия Омейядов правилахалифатомVII-VIII вв. В IX-XIII в. ей на смену пришла династия Аббасидов.

Уже при первых халифахарабыначали завоевательные войны. В течение одного столетия образовалсяАрабскийхалифат, земли которогопростирались от Атлантического океана до Памира иГиндукуша, от Приаралья до Сахары. Это былогосударство, находившееся одновременно на трех континентах Азии, Африке и Европе. Местное население на завоеванных землях быстро исламизировалось.

Однако, уже во второй половине VIII в. начинается ослабление и распад халифата. Этому способствовали различный уровень экономического развития стран, входящих вхалифат, сепаратистские устремления их правителей, борьба различных политических группировок за власть, народные восстания.

Арабскийхалифат, столицей которого первые сто лет былДамаск, а затемБагдад, представлял собой централизованноегосударствос единой системой управления, налогообложения, таможенных тарифов. Верховная власть как светская, так и духовная находилась в рукаххалифа. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат. Центральная власть опиралась на армию и полицию.

Верховным собственником большинства земель в халифатесчиталосьгосударство. Обрабатывали землю крестьяне, выплачивающие поземельную подать. Богатые города со своей системой торговли и ремесла также находились под строгим контролемгосударства. Согласно ценностным ориентациям кочевого и полукочевого общества труд ремесленника считался позорным и ремеслами традиционно занимались зиммии (иудеи и христиане).

К арабскойкультуре в узком смысле слова обычно относят культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложиласьарабскаянародность(Ирак, Сирия, Палестина, Египет, страны Магриба). Эта культурасинтезировала достижения не только собственно арабской, но древневавилонской, персидской, среднеазиатской культур, а также наследие античности. Расцвет арабскойкультуры приходится на VIII-XI века. Они достигли значительных успехов в художественной литературе. Между X-XV вв. сложился популярный сборник народных сказок «Тысяча и одна ночь».

Главными центрами образования у арабовсталимусульманскиесредние и высшие школымедресе(от араб. дараса изучать), которые готовили служителей культа, учителей, государственных чиновников. Арабскаянаука развивалась под сильным влиянием античности, но в то же время она была непосредственно связана с практическими потребностями хозяйственного развития и государственного управления огромной страны.

Весь мусульманскиймир до сегодняшнего дня пользуется созданным в VII в. лунным календарем, где исходной датой считается 16 июля 622 г. дата переселенияМухаммедаизМеккивМедину. Значительны достиженияарабовв сфере медицины. Среди архитектурных сооружений того времени наиболее совершенными былимечетии дворцовые здания. Они украшалисьарабесками тончайшими орнаментами, растительными и геометрическими, с включением стилизованных надписей. Важнейшее искусство мусульманкаллиграфия, т.е. искусство красиво писать.

Арабская цивилизация способствовала синтезу западной и восточной культур. Ее уникальность заключалась и в том, что в отличие от предшествующих мировых империй, основанных на военном завоевании, появляется империя, поддерживаемая единой религией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.