Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы государственного устройства и формы правления






Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация власти в данном государстве, как осуществляется власть, какими органами, какими метода­ми. Форму государства характеризуют два основных элемента, из которых она складывается: форма правления, форма госу­дарственного устройства.

Под формой правления понимается способ организации вер­ховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.

Принято различать две основные формы правления — республику и монархию.

Республика представляет собой форму правления, при кото­рой все высшие органы государственной власти либо избирают­ся, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Республиканская форма правления была извес­тна еще рабовладельческому государству, но наибольшее раз­витие она получила в условиях более совершенных обществен­ных структур.

Различают две формы республиканского правления: прези­дентскую и парламентскую.

При президентской форме правления глава государства — президент — одновременно является и главой правительства. Формальной отличительной особенностью является отсутствие должности премьер-министра.

Президентская республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием у прави­тельства института парламентской ответственности; отсутствием у президента права роспуска парламента и др. Президентская республика строится по принципу жестко­го разделения властей: в конституции закрепляется разграни­чение компетенций между высшими органами законодатель­ной, исполнительной и судебной власти, которые функцио­нируют в течение всего срока полномочий.

Президентская республика впервые была введена в США на основе конституции 1787 г. Такая же форма правления широко распространена в странах Латинской Америки — Мек­сике, Аргентине. Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боли­вии, Уругвае и др.

Наряду с классической президентской республикой имеет­ся немало смешанных форм правления, так называемых полу­президентских. Основными признаками данной формы прав­ления являются: избрание президента всеобщим голосовани­ем; президент располагает собственными прерогативами, по­зволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют премьер-министр и мини­стры, образующие правительство, ответственное перед пар­ламентом. Конституции Франции, Исландии, Португалии, Австрии и других западноевропейских стран позволяют гово­рить о полупрезидентской форме правления.

Парламентская республика и ее особенности. Она характе­ризуется провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенно­стью является наличие должности премьер-министра.

В парламентской республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие гла­вы государства в формировании правительства носит чисто но­минальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского боль­шинства. В парламентской республике правление носит партийный характер, что вовсе не является обязательным для президентской республики.

Для парламентской республики в значительно большей сте­пени, чем для президентской, характерен разрыв между юри­дическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство пар­ламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически пар­ламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется широкими полномочиями, но они осуществляются не им, а правитель­ством. Парламентская форма правления осуществляется в Ита­лии, Германии, Швейцарии, Ирландии, Турции и др.

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически при­надлежит одному лицу, занимающему свою должность в уста­новленном порядке престолонаследия. Различают монархию абсолютную и конституционную.

Абсолютная монархия сфор­мировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для нее характерно полное беспра­вие народа, отсутствие каких-либо представительных органов, сосредоточение государственной власти в руках монарха. В Настоящее время абсолютные монархии сохраняются в Сау­довской Аравии, Катаре, Омане.

По мере развития социально-экономических отношений абсолютная монархия в целом ряде стран эволюционировала в конституционную монархию, которая условно подразделяет­ся на дуалистическую и парламентскую. Дуалистическая мо­нархия является переходной формой правления, характерной для того периода, когда экономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами (Иордания, Марокко). При этой форме правления делят между собой го­сударственную власть монарх и парламент. Парламент, кото­рому конституция формально предоставляет законодательные ПОЛНОМОЧИЯ, никакого влияния пи на формирование прави­тельства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказы­вает. Законодательные полномочия парламента сильно уреза­ны монархом, которому предоставляется право «вето», право назначения в нижнюю палату и право роспуска парламента.

Монархическая форма правления в Великобритании. Это наи­более типичный пример парламентской монархии. С формальной точки зрения, высшим органом исполнительной власти является монарх, при котором действует Тайный со­вет, включающий около трехсот человек. В его состав входят все члены кабинета министров во главе с премьер-министром, а также бывшие члены кабинета министров и другие лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра. Практически этот совет выполняет лишь церемониальные за­дачи, а все решения принимает сам кабинет министров. Своеобразная форма монархии существует в некоторых стра­нах, являющихся членами Британского содружества. Значи­тельная часть членов содружества являются республиками и имеют собственного главу государства — президента (Кения, Индия, Гайана и др.), но почти половина стран, входящих в содружество (Австралия, Канада, Ямайка и др.), признают главой государства английского монарха.

Под формой государственного устройства понимают тер­риториальную или национально-территориальную организа­цию, т. е. то, как устроена территория данного государ­ства, из каких частей она состоит и каково их правовое по­ложение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.