Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К элементам политической системы общества относят государство, политические партии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь, СМИ и т.д.






Формирование политической системы связанно с формированием следующих ее признаков:

· Устойчивая взаимосвязь различных элементов политической жизни, т.к. отсутствие взаимосвязи ведет к распаду и дезинтеграции,

· Упорядоченность политических отношений, оптимальное сочетание их стабильности и развития,

· Культурная общность как общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической системы,

· Для политической системы характерно совместное реагирование всех элементов на внешнее воздействие.

Государство — это сложное конструктивное, многофунк­циональное общественное образование. Его исследование воз­можно в разных аспектах.

С точки зрения основных составля­ющих компонентов, государство может быть рассмотрено как организация политической власти, существующая в определен­ной стране (Англия, Франция, Россия и т. д.). С этих пози­ций основными элементами государства являются: террито­рия, население и политическая власть.

Территория — это географическое пространство, физичес­кая основа государства. Территорию составляет та часть про­странства, земли, на которой реально действует власть данной правящей элиты. Кроме поверхности суши, в понятие «государственной территории» входят недра, воз­душное пространство, территориальные воды.

Территория как признак государства нераздельна - принадлежность земли мно­гим частным собственникам не делит между ним территорию; неприкосновенна, что находит свое выражение, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства; исключительна - на территории государства гос­подствует власть только этого государства; неотчуждаема - го­сударство, лишившееся территории, перестает быть государ­ством.

В указанной природной среде государство осуществ­ляет свою суверенную власть и имеет законное право защи­щать их от посягательств других государств. Государство дол­жно иметь четко обозначенные границы своих территориаль­ных владений. Нарушение границы угрожает территориаль­ной целостности и безопасности государства, является агрес­сией. С территорией связан вопрос возникновения, существо­вания и исчезновения государства. В случае потери террито­рии, в результате агрессии государство прекращает существо­вание. Именно поэтому часто с вопроса о контроле над той или иной частью территории начинают развиваться большин­ство внутренних и внешних конфликтов.

Население — это сообщество людей, проживающее на тер­ритории государства, подчиняющееся его власти и составля­ющее народность или нацию. Население государства может состоять из одной народности. Тогда государство является мо­ноэтническим. Если на территории государства проживает несколько народностей, наций, то такое государство — по­лиэтническое.

В то же время в соответствии с международ­ными традициями, моноэтническим считается и такое госу­дарство, в котором государствообразующая народность состав­ляет более половины его населения. Такими государствами являются в Европе Франция, Германия, Италия, Швеция, Англия, Испания, Греция и т. д. В России около 80% населе­ния — русские, однако, по Конституции 1993 года, наша стра­на считается многонациональной, т. е. полиэтнической.

Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием цело стности государства. Раскол населения по социально-классо­вому или иному (этническому, религиозному) признаку пред­ставляет серьезную угрозу существованию государства. Целостность государства и взаимосвязь всех его членов обеспечивают институт гражданства или подданства. Таким образом, население в государстве предстает как подданные го­сударства или его граждане.

Политическая власть — отношения господства и подчине­ния, существующие между «организованным меньшин­ством» — политической элитой и основной частью населения, является третьим системообразующим элементом государства. Именно наличие политической власти как верховной государ­ственной власти придает территории и проживающему на ней населению характер того или иного государства.

Основные признаки государства:

1. Единство территории. Государство выступает как еди­ная территориальная организация политической власти в мас­штабах всей страны.

2. Национальное самоопределение. Государство объединя­ет все население, проживающее на данной территории. Суб­станциональным элементом государственности выступает по­литически самоопределяющаяся нация. Государство не мо­жет возникнуть, пока в нации не появилось осознание необ­ходимости верховной власти и не имеется ее конкретных вы­разителей. Когда в обществе созданы предпо­сылки для национального самоопределения, возможно фор­мирование государственности. Верховная власть сплачивает вокруг себя нацию и руководит ею, прежде всего в общих интересах.

3. Обязательность членства в государстве. В отличие, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для на­селения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

4. Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей им, — особой управляющей системы (механиз­ма), руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принужде­ния. Ведущее место в системе публичной власти принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат — это тот слой политической элиты, «корпорация», которая прак­тически осуществляет власть в государстве, приводя в движе­ние всю огромную и сложную государственную машину. Го­сударственный аппарат представляет собой государственную бюрократию. Таким образом, публичная власть в государстве может быть рассмотрена как совокупность взаи­мосвязанных институтов, сформированных на их основе уч­реждений: а) институты и учреждения законодательной, исполнительной и судебной власти; б) надзорно-контрольные институты и учреждения; в) органы охраны общественного порядка; г) органы государственной безопасности; д) воору­женные силы.

5. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая орга­низация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

6. Наличие права, т. е. обязательных правил поведения, установленных и санкционированных публичной властью. Только государство обладает правом на регулирование обще­ственной жизни с помощью права, законов. С помощью пра­ва государство как политический институт закрепляет опреде­ленный порядок общественных отношений, а также структу­ру и порядок деятельности государственного аппарата.

7. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения про­стирается от ограничения свободы до физического уничтоже­ния человека. Возможность лишить граждан высших ценнос­тей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения фун­кций принуждения у государства имеются специальные сред­ства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, по­лиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

8. Налоги — обязательные платежи с граждан и коммер­ческих организаций, которые взимает публичная власть для покрытия расходов государства при осуществлении им своих функций. Налоги создают возможность экономической само­стоятельности государства.

9. Суверенитет — государство представляет собой суверен­ную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти прояв­ляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосудар­ственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например, правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств взаимодействия, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия). Эти наиболее общие признаки присущи всем государствам. Но с точки зре­ния содержания и механизмов реализации властной воли при различных политических режимах, формах государственного правления они имеют существенные различия.

Функции государства — это основные направления его де­ятельности, в которых выражается сущность и социальное зна­чение государственного управления обществом.

Все основные направления деятельности государства в зави­симости от того, в какой сфере общественной жизни они про­текают, подразделяются на внутренние и внешние. Жизнь лю­бого современного общества осуществляется в двух сферах: внут­ри страны и на международной арене. По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные.

Внутренние функции — это главные направления деятель­ности государства в пределах данной страны, характеризую­щие внутреннюю политику государства.

К ним следует отнести следующие:

Экономическая:

—формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием;

—определение общих программ экономического развития страны;

—стимулирование наиболее приоритетных отраслей эконо­мики;

—создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности...

Социальная:

—оказание социальной помощи нуждающимся членам обще­ства;

—выделение необходимых средств на здравоохранение, об­разование, отдых, строительство дорог, жилья, работу транспорта.

Финансового контроля:

—выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для удовлетворе­ния социальных и общегосударственных нужд.

Охраны правопорядка:

—обеспечение точного и полного осуществления законода­тельных предписаний всеми участниками общественных от­ношений.

Экологическая:

—система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных ус­ловий жизни человека.

Основные внешние функции государства - содружество с другими государствами:

—экономическое;

—политическое;

—культурное;

—научно-техническое;

—экологическое;

—военное.

Внутренние и внешние функции государства тесно взаимо­связаны и взаимообусловлены.

Признаки государства. Среди признаков государ­ства выделяют:

1. Наличие особой системы органов и учреждений, осуще­ствляющих функции государственной власти.

2. Наличие права, системы норм, санкционированных госу­дарством (законы и другие нормативно-правовые акты), обяза­тельных для выполнения всеми субъектами общества.

3. Наличие определенной территории, на которую распро­страняется власть и юрисдикция (законы) данного государства.

4. К признакам государства также относят его исключительное право устанавливать и взимать налоги и сборы с населения.

Определение признаков государства имеет не только теоре­тический, но и важный практический смысл. Например, только наличие признанных международным правом признаков позво­ляет государству считаться субъектом международного права с соответствующими полномочиями.

Наиболее распространенным сегодня в мире является раз­деление властей на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Иногда, особенно в последнее время, выделяют еще и чет­вертую власть — средства массовой информации. Юридически это не совсем корректно, об этом правильнее говорить лишь в условном, переносном смысле.

Эволюция государства. Каковы перспективы дальнейшего существования и развития государства? Этот вопрос давно за­нимает ученых. В частности, марксизм исходит из перспективы создания в будущем идеального общества (коммунизма) без классов, без частной собственности, при отсутствии сколько-нибудь серьезных противоречий между однородными социаль­ными субъектами. В результате такой эволюции государство как охранительный и регулирующий институт общества посте­пенно отомрет естественным образом (за ненадобностью). Ста­нут ненужными его главные функции — регулирование отно­шений между общественными субъектами (общество будет со­циально однородным) и охрана частной собственности (она исчезнет, будет отменена).

Однако историческая действительность оказалась явно «консервативнее», идей идеологов всеобщего социального ра­венства. Как показывает практика, социальная структура обще­ства отнюдь не упрощается. Наоборот, происходит все большая дифференциация общества, увеличивается количество задач, требующих вмешательства государственных и общественных структур. Далеко пока и до исчезновения частной собственно­сти. С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны госструктур, например, проблемы экологии, здравоохранения. Так что пока рано хоронить основные функ­ции государства и говорить о его отмирании.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.