Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная сущность удовлетворенности трудом, её структура и эмпирические индикаторы






 

Удовлетворенность трудом является интегральным эмпирическим показателем отношения к труду. Это состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки реальной реализации этих запросов. Иными словами, это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным ее аспектам.

В представлении К.В. Харченко удовлетворенность трудом может рассматриваться как точный показатель благосостояния человека в целом. Он предлагает следующее определение: удовлетворенность трудом – это состояние сознания, продуцирующее положительные реакции на процесс реализации ожиданий по тем или иным проблемам производственной жизни. На его взгляд социальными показателями удовлетворенности являются: состояние трудового (эмоционального) сознания; формы влияния на это состояние; удовлетворенность конкретными процессами трудовой деятельности; групповые устойчивые реакции в виде общественного мнения и социальные действия людей [3].

Нередко удовлетворенность трудом отождествляется с удовлетворенностью работой. На взгляд В.Д. Патрушева и А.Л. Темницкого, удовлетворенность работой более широкое понятие, включающее как удовлетворенность непосредственно трудом, так и его оплатой и другими условиями[4].

В социологии труда различают так называемые общую и частичную удовлетворенность трудом, где первая характеризует удовлетворенность в целом, а вторая – различными элементами производственной ситуации. (Например, заработной платой или психологическим климатом).

Существует несколько принципов соотношения между общей и частичной удовлетворенностью трудом, которые необходимо учитывать при измерении удовлетворенности трудом:

- общая удовлетворенность возникает в результате значительного перевеса сумм положительных элементов над отрицательными элементами производственной ситуации;

- один из положительных или отрицательных элементов производственной ситуации оказывается наиболее значительным, что определяет общую удовлетворенность;

- возникает относительное равновесие между положительными и отрицательными факторами, так что в целом удовлетворенность оказывается неопределенной.

Удовлетворенность трудом выражается в целом ряде конкретных значений: 1) в качестве жизни – она есть, прежде всего, социальная удовлетворенность, важнейший показатель качества жизни индивида, групп, населения, нации. Исследования выявили, что работа и карьера имеют для людей наибольшее значение наряду с личной жизнью, здоровьем, полноценным досугом.

2) в результативности труда – удовлетворенность трудом имеет функционально-производственную значимость. Она влияет на результаты работы, срочность и точность выполнения задания, обязательность в отношении других людей (хотя связь удовлетворенности трудом с его результатами не всегда прямолинейна);

3) в типе управленческого поведения и трудовых отношений вообще. Забота руководителя об удовлетворенности людей их трудом определяет некоторые существенные типы управленческого поведения и трудовых отношений вообще, отличающиеся, в том числе и в позитивной, либо скептической оценке воздействия мероприятий по гуманизации труда на производственно-экономический результат;

4) в оценке авторитетности руководителя со стороны работников. Удовлетворительные с точки зрения работника условия и характер труда – это важнейший фактор авторитета руководителя;

5 ) в уровне стабильности, закрепленности кадрового состава. Степень удовлетворенности трудом часто является индикатором текучести кадров;

6) в степени притязаний работников к другим аспектам труда. Высокая степень удовлетворенности трудом может понизить притязания работников в некоторых других аспектах трудовой деятельности (оплата труда, возможность приобретения льготных путевок, жилья и т.д.).

7) поведение работников, в том числе стиля общения с руководителем. Удовлетворенность трудом является универсальным критерием, объясняющим поступки и поведение работников, в том числе стиль и манеру их общения с администрацией. То есть, по поведению людей можно определить, кто из них удовлетворен трудом, а кто нет.

Удовлетворенность трудом иногда рассматривается как интегральная характеристика, суммирующая самооценка удовлетворенности частными аспектами трудовой ситуации. Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом разнообразны:

- уровень запросов работника к содержанию и условиям труда;

- реальное состояние производственных условий и степень их адекватности субъективной оценке исполнителя;

- мера собственных усилий работника в достижении желаемых условий труда и возможность воздействовать на эти условия. Связь между удовлетворенностью трудом и результатами труда не всегда прямолинейна. Иногда она бывает даже противоречива. Работник может быть удовлетворен трудом, но иметь низкую эффективность и качество труда.

Удовлетворенность трудом измеряют довольно разнообразным набором индикаторов. В рамках предприятия, трудовой организации, фирмы, кооперативной организации и т.д. в целях измерения удовлетворенности можно выделить следующие показатели.

Показатели удовлетворенности:

1. Хорошие отношения с коллегами по работе.

2. Удобная сменность, ненормируемый рабочий день.

3. Разнообразная работа.

4. Работа требует знаний, смекалки.

5. Хорошая техника безопасности.

6. Высокий заработок.

7. Работа не вызывает физического переутомления.

8. Работа дает возможность повышать квалификацию.

9. Равномерное обеспечение работой.

10. Внимательное отношение администрации.

11. Популярность и важность продукции, которая изготовляется работником (частично).

12. Современное оборудование.

13. Хорошая организация труда.

14. Хорошие санитарно-гигиенические условия и т.д.

Показатели неудовлетворенности:

1. Плохие санитарно-гигиенические условия.

2. Неравномерное обеспечение работой.

3. Физически тяжелая работа.

4. Низкий заработок.

5. Плохое, устаревшее оборудование.

6. Работа не дает возможности повышать квалификацию.

7. Невнимательное отношение администрации.

8. Однообразная, монотонная работа.

9. Неудобная сменность.

10. Плохая организация труда.

11. Продукция, которую завод выпускает не вызывает интереса.

12. Нетворческая работа.

13. Плохая техника безопасности.

14. Плохие отношения с коллегами по работе.

Удовлетворенность трудом зависит от многих факторов. Они формируют оценочное отношение работников к их трудовой деятельности или существенно влияют на эту оценку. Среди них выдвигаются следующие: объективные характеристики трудовой деятельности (условия и содержание труда и т.д.), субъективные особенности восприятия и переживания (притязания и критичность работника), квалификация и образование работника, стаж трудовой деятельности, этапы трудового цикла (в процессе достижения конечного результата труда могут быть выделены начальный, средний и конечный этапы, которые задаются критерием готовности продукции или просто рабочим временем – годом, сезоном, месяцем, неделей, днем), информированность, особенная материальная или моральная мотивация труда (придают значение труду), административный режим в организации, поддержание положительной оценки и самооценки, уровень ожидания (наличие или отсутствие, соответствие реальности или несоответствие), официальное и публичное внимание к проблемам труда, общественное мнение (групповое одобрение или неодобрение) и т.д.

Одним из первых в социально-психологическом феномене выделил два типа факторов удовлетворенности трудом – «мотивацию» и «гигиену» в конце 50-х годов ХХ в. Фредерик Герцберг. «Мотивация», в его концепции, складывалась из элементов – успех, признание, характер работы, ответственность, развитие личности; «гигиена» включала правила трудового распорядка, характер руководства, зарплату, межличностные отношения и условия труда. При этом была отмечена закономерность: если учет факторов мотивации повышает удовлетворенность, то неучет факторов гигиены, прежде всего способствует росту неудовлетворенности. Большинством исследователей признается дуализм природы факторов удовлетворенности трудом. Однако классификация предлагается разная: в отечественной традиции принято выделять производственные и непроизводственные [5], в западной – внутренние и внешние факторы. На взгляд Харченко К.В., определяющими для разграничения групп факторов должны быть не границы, территории предприятия (влияние семьи, транспорта и т.д.), а грань между реальностью и её осознанием человеком. К внутренним факторам он относит: содержание работы и отношения в коллективе, а к внешним - заработную плату, социальный пакет и условия труда [6].

Практически все перечисленные факторы управляемы, существуют реальные социальные технологии, позволяющие регулировать удовлетворенность трудом. Отношение к труду и удовлетворенность трудом – это реальные показатели, которые помогают определять уровень сплоченности коллектива, его морально-психологический климат и степень адаптации работника к условиям труда в самом широком смысле этого слова.

В целом, отмечает К.В. Харченко, «удовлетворенность трудом» является категорией, характеризующей состояние социально-трудовых отношений с позиции субъекта. Во всей полноте проявляется асимметрия неудовлетворенности: положительный полюс установок связан с мотивационными факторами, а отрицательный – с отсутствием материальных условий, при этом сила воздействия факторов неудовлетворенности оказывается большей, чем у факторов удовлетворенности[7].


[1] Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. Учебник. – М.: Гардарики, 2007. С. 124

[2] Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1989. С. 123.

[3] Харченко К.В. Диагностика удовлетворенности трудом при регулировании социально-трудовых отношений // Социологические исследования. – 2009. - № 7. – С. 33.

[4] Патрушев В.Д., Темницкий А.Л. Собственность и отношение к труду // Социологические исследования. – 1994. - № 4. С. 54.

[5] Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом (Анализ структуры, измерения, связь с производственным поведением). – Ашхабад: Ылым, 1988. - С. 4.

[6] Харченко К.В. Указ соч. – С. 34.

[7] Харченко К.В. Указ соч. – С. 38.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.