Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы






1. Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг от­дельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведе­нии человека, социальной политике и программах, ценностях и этике, о спосо­бах выработки оценки собственной практики.

2. Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее.

3. Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределе­ние, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональ­ной деятельности.

4. Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных це­лях.

5. Признание и принятие того факта, что часто один человек должен брать на се­бя ответственность за создание новых организаций и общественных институ­тов, если они необходимы для всех.

6. Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними.

7. Настрой на работу в трудных условиях и решение сложных социальных про­блем.

 

Психологическое консультирование в социальной работе

автор руководства по практике социальной работы, изданного Британ­ской ассоциацией социальных работников в качестве учебника, В. Колшед приводит следующий перечень качеств эффек­тивного консультанта (Соulshed, 1991, р. 45):

1. Эмпатия, или понимание, — усилие увидеть мир глазами другого человека.

2. Уважение — такое отношение к другому человеку, которое подразумевает веру в его способности справиться с проблемой.

3. Конкретность, или способность быть определенным и точным, — способ ком­муникации с другим человеком, при котором имеет место все углубляющаяся ясность в отношении своих высказываний.

4. Знание себя и принятие себя, а также готовность помочь в этом другому.

5. Подлинность — способность быть настоящим во взаимоотношениях.

6. Конгруэнтность — совпадение того, что сообщается вербально, с языком тела.

7. Непосредственность («immediacу» — способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) - работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с приме­ром того, что имеет место и в повседневной жизни клиента.

Все больше специалистов, занимающихся теорией психотерапии и консульти­рования, склоняются к мнению, что качество межличностных отношений между клиентом и психотерапевтом или консультантом является более важным фактором, чем то, какую именно философию, метод или технику исповедует и использует помощник: консультант или психотерапевт.

 

Каждый человек, берущийся оказать помощь другому, должен иметь опреде­ленную модель того, что он собирается делать, даже если эта модель почти не сформулирована им самим для себя. - Цели помощи должны быть определены, не­смотря на то что они могут существенно меняться в процессе оказываемой помощи и варьировать в широком диапазоне: от помощи клиенту почувствовать себя лучше до научения его оказывать психологическую помощь самому себе.

Л. Бреммер (Вгаmmег, 1973) считает, что помощник при построении сво­ей собственной теории помощи проходит три стадии. На первой стадии он отра­жает и перерабатывает личный опыт, начинает осознавать свои ценности, нужды и потребности, стиль коммуникации и характер воздействия на окружающих. За­тем или наряду с этим он изучает труды других теоретиков и практиков и то, как они осознавали свой личный опыт и использовали его для построения собствен­ных теорий. II в завершении помощник объединяет первое и второе в свою уни­кальную теорию.

Общие описательные модели помощи. Так, Р. Кархаф распространил идеи К. Роджерса относительно психотерапии на помощь в целом. Он описал три стадии помощи - когда клиенту помогают: а) исследовать, б) понимать и в) дейст­вовать, а также навыки, необходимые помощнику на каждой из этих стадий (Сагкhuff', 1974).

Л. Лоугари и Т. Рипли (Lougary, Ripley 1977) продолжили тенденцию демистификации консультирования, предложив простую схему помощи (см. рис.), ко­торая может быть адресована непрофессиональным помощникам наряду с про­фессиональными.

Средства помощи включают в себя информацию, идеи и навыки (такие, как, например, слушание и отражение опыта). Стратегии - это планы того, как исполь­зовать средства, и первым шагом всегда является перевод формулировки проблемы в формулировку желаемого исхода. Четырьмя позитивными исходами являются: изменение эмоционального статуса клиента; развитие способности к пониманию; принятие решений; осуществление принятых решений.

Таким образом, консультирование является процессом, в котором человек до­стигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности. М. Катц (Каtz, 1969) писал, что консультирование занимается не тем, чтобы научить лю­дей принимать мудрые решения, а тем, чтобы научить их принимать решения мудро. Именно таким образом можно достичь действительного самоусилeния (т. е. увеличения и более широкого использования собственного потенциала) клиента. В консультировании не поощряется пассивность и зависимость клиента. Напро­тив, создается ситуация, когда клиент чувствует себя принимаемым, услышан­ным, заслуживающим уважения и неоцениваемым. Это способствует развитию его доверия к самому себе и увеличивает его способность принимать собственные решения.

Дискуссии между представителями различных школ. В части отношения к процессуальным характеристикам эти дискуссии можно кратко обозначить следующим образом: консультировать, анализировать или обучать?

Как более молодое по сравнению с психоанализом и психотерапией направление психологическое консульти­рование испытало влияние методологических различий в подходах к проблемам личностного развития и человеческого страдания. Психоаналитические корни мож­но найти в методах консультирования детей и родителей в ситуациях задержек развития ребенка; в раннем вмешательстве («еаrlу intervention — работа с младен­цем и его родителями); в консультировании по поводу расстройств питания (булимия, анорексия); в видах посттравматического консультирования, основанного на работе по разрядке предшествующих, часто детских, психологических травм (например, переоценочное соконсультирование X. Джекннса (Jackins, 1965)).

Ряд консультантов, представляющих когнитивно-бихевиоральный подход, на­стаивают, что эффективное консультирование является по существу обучением или переобучением клиента. Они считают, что консультирование может увели­чивать зависимость клиента от консультанта, если не ставить задачу обучения клиента жизненно важным для него навыкам. Так стали появляться программы обучения различным жизненным навыкам («Lifeskills Teaching Programmes»), на­пример: «Как быть неагрессивно настойчивым», «Как эффективно организовы­вать свое время», «Как завязывать, поддерживать и заканчивать взаимоотноше­ния», «Как быть позитивным по отношению к самому себе», «Как эффективно проживать жизненные изменения» и т. п. Подобные программы трансформируют понятие «компетентность» в понятие «способность обучаться» тем навыкам, ко­торые позволят человеку действительно взять на себя заботу о своей жизни и/или о жизни другого человека. Авторы этих программ также считают, что эффектив­ное обучение позволяет скорее предотвращать возможные кризисы, чем «лечить» и консультировать по их поводу (Норsоn, Sса11у, 1980).

Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амп­луа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.). так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в раз­личной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания по­мощи.

 

Можно выделить две существенно различные точки зрения социальных работников по поводу оценки ситуации и вмешательства в нее:

1. выделяет факторы окружающей среды и исключает роль эмоциональ­ных факторов;

2. подчеркивает ведущую роль эмоций и от­ношений, но недооценивает важность социального окружения. Эта полярность остается непреодоленной и по сей день.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.