Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика методов социально-психологического исследования






 

 


Рассмотрим методы исследования, которые в свою очередь различаются методы сбора информации и методы ее обработки.

Су­ществует и много других классификаций методов социально-пси­хологического исследования. Например, различают три группы ме­тодов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы модели­рования, 3) управленческо-воспитательные методы. При этом в первую группу попадают все те, о которых пойдет речь и в настоящей главе. Что же касается второй и третьей групп методов, обозначенных в приведенной классификации, то они не обладают какой-либо особой спецификой именно в соци­альной психологии (что признают, по крайней мере, относительно моделирования, и сами авторы классификации).

 

Методы обработки данных часто просто не выделяются в специальный блок, по­скольку большинство из них также не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют не­которые общенаучные приемы.

Рассмотрим методы сбора информации.

Наблюдениенаиболее распро­страненный метод, с помощью ко­торого изучают социально-психоло­гические явления и процессы в раз­личных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает жи­тейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничи­вается регистрацией фактов, носит слу­чайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является орга­низованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследовате­ля в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Экспериментметод, предпо­лагающий активное вмешательство исследователя в деятельность ис­пытуемых с целью создания наилуч­ших условий для изучения конкрет­ных социально-психологических яв­лений и процессов.

Эксперимент может быть лабора­торным, когда он протекает в специ­ально организованных условиях, а дей­ствия испытуемых определяются ин­струкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естествен­ных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выяв­ление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических яв­лениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельно­стиметод опосредованного изу­чения социально-психологических явлений по практическим результа­там и предметам совместной дея­тельности, в которых воплощают­ся творческие силы и способности людей.

Опросметод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным (анкети­рование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ста­вятся устно, и в форме интервью, во время которого устанавливается лич­ный контакт с испытуемыми.

Тестированиеметод, во вре­мя применения которого испытуе­мые выполняют определенные дей­ствия по заданию исследователя.

Социометрия — метод социаль­ной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и ан­типатий между членами группы и по­зволяющий выявлять: социально-пси­хологическую структуру взаимоотно­шений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и не­формальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними.

Социометрия предполагает прове­дение опроса всех членов группы с последующей математической и ста­тистической обработкой его результа­тов и построением социограммы (схе­мы взаимоотношений в группе).

Метод анализа документов является разновидностью обще-психологического метода анализа продуктов человеческой деятель­ности. Методы анализа документов различаются на качествен­ные (или неформализованные) и количественные (формализован in.ie). Количественные методы анализа документов получила широкое распространение в 30—40-х гг. XX в., в связи с разработ­кой специальной процедуры — контент-анализа.

Контент-анализ — это особый, достаточно формальнный метод анализа документа, когда в тексте выделяют специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с боль­шим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. При использовании методики контент-анализа возникает ряд трудностей. Например, сам процесс выделения единиц текста во многом зависит от теоретической позиции исследователя, от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей.

В современных социально-психологических исследованиях широко применяется общенаучный метод моделирования, которыйвыражается в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искусственносконструированной среде. Метод моделирования применяется, когда использование других методов затруднено.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т. д.

В математическом моделировании используют математическоевыражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области инфор­матики и кибернетики.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

. Развитие компьютеров и программного обеспечения дало тол­чок к моделированию социально-психических явлений на основе законов работы ЭВМ.

Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях культуры ев­ропейского типа и восточной культуры, культуры современного тех­нологического общества и так называемого традиционного общества и т.д. Человеку, принадлежащему к тому или иному обществу, свой­ственно воспринимать некоторые модели развития как некую есте­ственную безусловную норму. Кросс-культурное сравнение дает воз­можность по-новому посмотреть на очень привычные вещи.

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида, про­гнозируются возможные события в будущем, составляются гра­фики жизни, производится каузометрия.

Каузометрия (от лат. causa -~ причина и греч. metre — изме­рение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, обозначаются сферы прило­жения событий, локализуется личный временной центр, выявля­ются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Помимо указанных методов существуют и другие методы изу­чения социально-психических явлений. Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение социально-психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности ис­пользуется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности (ГОЛ).

Метод групповой оценки личности (ГОЛ) — это способ по­лучения характеристики человека через взаимные оценки членов группы. Метод ГОЛ основан на феномене групповых представле­ний о каждом члене группы как результате взаимного познания людей в процессах их совместной деятельности и общения.

 

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. – Самара, 1995.

4. Словарь-справочник по социальной психологии / В. Крысько. – СПб., 2003.

Дополнительная литература:

1. Пэнто Р. Методы социальных наук. – М., 1972.

2. Московиси С. Общество и теория в социальной психологии. – М., 1984.

3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. – М., 2002.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.