Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия, основные факторы и субъекты социального партнерства






Социальное партнерство, представляя собой особый тип общественных отношений, обеспечивающих баланс реализации важнейших социально-экономических интересов основных групп общества, формируется как закономерный результат развития общества с рыночной экономикой, как следствие коренных изменений, происшедших в обществе в целом и в основных его социальных группах. Уровень сформированности социального партнерства – это показатель экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества. В поступательном развитии такого общества и складываются необходимые условия для реализации партнерских отношений.

Система социального партнерства может эффективно функционировать только при определенных условиях: когда экономика на подъеме; когда государство открыто не поддерживает какую-либо социальную группу или класс, а проводит активную социальную политику в интересах большинства населения; когда развиты парламентские формы демократии и институты гражданского общества, обеспечивающие представительство интересов различных социальных групп; когда организации рабочего класса (партии, профсоюзы) обладают достаточной силой и пользуются большим авторитетом в обществе, когда с их мнением не могут не считаться ни работодатели, ни государство.

Именно эти условия и чрезвычайные обстоятельства заставляют и государство, и работодателей идти на сотрудничество и переговоры с рабочими. В противном случае капитал может столкнуться с серьезными экономическими потерями, а государство с политической нестабильностью в обществе.

Основные объективные факторы, обусловившие на определенном этапе развития человеческого общества необходимость социально-партнерских отношений и соответственно сформировавшие условия этого процесса, заключались в следующем.

Во-первых, технико-технологические факторы. Возрастающая сложность и интеллектуализация общественного труда обеспечили возрастание роли человеческого фактора производства, превращение наемного работника из простого исполнителя в образованного, активного субъекта производства, принимающего участие в управлении производством. Возрастание роли квалифицированного труда в определенной степени сближает экономические интересы работодателей и наемных работников, а возникающие между ними конфликты обе стороны заинтересованы решать на основе компромиссов.

Во-вторых, социально-экономические факторы. Превращение части работников в акционеров меняет их отношение к собственности, судьбе производства и предприятий. Это общество, где не менее 2/3 его членов составляют средние слои.

В-третьих, общественно-политические факторы. Это рост политической культуры масс, повышение роли и значения общественных организаций и объединений, представляющих и защищающих коренные интересы работников; превращение профессиональных союзов во влиятельную и решающую силу; образование организаций и объединений, представляющих интересы собственников, предпринимателей; формирование сильной социальной политики, обеспечивающей социальную защищенность всех слоев населения.

В-четвертых, одним из необходимых условий социального партнерства является сформировавшееся гражданское общество. Для него характерны широкая сеть гражданских организаций, выражающих профессиональные и гражданские интересы людей. Основным элементом гражданского общества выступает правовое государство. С правовой точки зрения социальное партнерство – это согласование действий его сторон на базе определенной законодательной платформы, отражающей существо правового государства.

В- пятых, нравственно-психологические факторы. Это гуманизация общественных, и в первую очередь социально-трудовых, отношений, общественное признание права каждого гражданина на достойные условия жизни и труда, достойную его оплату; осознание различными социальными группами общества необходимости поиска и достижения социального мира и согласия на основе взаимных договоров и соглашений.

Таковы общие условия и факторы формирования социального партнерства, выражающего новый тип взаимоотношений между работниками и предпринимателями, между собственниками.

Субъектами социального партнерства как определенного типа социально-трудовых отношений являются собственники, предприниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отношения по вопросу купли-продажи рабочей силы. Субъектами социального партнерства в практической деятельности выступают профсоюзы, предприниматели (работодатели) и государство.

Профсоюзы. Они представляют и защищают интересы работников в области занятости, условий и оплаты труда, в решении разнообразных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы. Реализация этой основной функции является оценкой эффективности деятельности профсоюза. Профсоюзы, по существу, единственная массовая организация, представляющая и закрепляющая социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, защищающая интересы человека как носителя определенной рабочей силы.

На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей (работодателями). Эти отношения регулируются не только законами, но и неписаными правилами игры, особыми методами решения спорных вопросов, наконец, «психологией социального партнерства».

В настоящее время зарегистрировано более 200 профсоюзных объединений, которые претендуют на защиту прав и интересов работников. Среди них можно выделить две основные группы профсоюзов с условными названиями:

- традиционные профсоюзы;

- новые (альтернативные, параллельные) профсоюзы.

Традиционные профсоюзы – это профсоюзы, сформировавшиеся в условиях командно-административной системы. Они объединились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) и включают 122 членские организации с общей численностью около 50 млн. человек, что составляет 88, 5% от общего числа работающих на предприятиях и учреждениях всех форм собственности.

Альтернативные (новые, независимые) – это профсоюзы, сформировавшиеся на волне массовых забастовок и конкурирующие с традиционными профсоюзами за влияние в общественно-политической жизни страны. По своему численному и социальному составу, формам организации и методам деятельности они далеко не равнозначны. Необходимо отметить, что в альтернативных профсоюзах меньшинство занятых в общественном производстве. В настоящее время существуют следующие профсоюзы и их объединения: Общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов (ФНПР); межрегиональный профсоюз (объединение новых профсоюзов); межрегиональное объединение (ассоциация) организации (в Сибири, на Урале, в Северо-Западном и других регионах); территориальные организации (добровольные объединения членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующего на территории одного субъекта) и территориальные объединения (ассоциации) – добровольные объединения организаций профсоюзов.

Каждый из названных профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на своем уровне принимает участие в коллективных переговорах, заключении и дополнении коллективных договоров, соглашений, в контроле за их выполнением.

Предприниматели (работодатели). Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательского движения. Главный интерес предпринимателя заключается прежде всего в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес прибыль. А этого можно достичь только при стабильном и устойчивом состоянии коллектива. Поэтому предприниматель заинтересован в социальном партнерстве как инструменте социального мира, ему не нужны конфликты, которые могут свести на нет все его усилия по получению прибыли.

Однако, несмотря на общую позицию предпринимательских структур и профсоюзов, у них есть различия в целях и позициях по решению стоящих перед ним проблем. У предпринимателя основная цель – получить максимальную прибыль, у работника – добиться высокой оплаты труда. У предпринимателя (работодателя) при любой форме собственности присутствует стремление присвоить неоплаченный труд работника, у профсоюза – добиться, чтобы уровень оплаты труда обеспечивал бы воспроизводство рабочей силы. Основная задача социального партнерства – найти и развить общие интересы (точки соприкосновения) в совместной трудовой деятельности, договориться, учитывая, что друг без друга они обойтись не могут.

Государство. В мире в основном сформировалось две модели государства. Первая – это либеральная (монетаристская) модель. Она основана на минимизации государственной собственности и абсолютизации частной. К этой модели больше всего подходит государственное устройство США. Вторая – это социально ориентированная. Она сроится на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства (в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.). Эта модель в большей степени характерна для европейских стран (особенно скандинавских).

Социальное государство имеет прямое отношение к социальному партнерству, поскольку именно социальное партнерство и предусматривает социально ориентированную политику, проводимую государством.

Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций:

«- корректирует стихийные процессы поляризации богатства, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев;

- определяет прожиточный минимум, который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;

- обеспечивает гражданам определенный пакет бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;

- создает минимальные необходимые условия для социального страхования»[5].

Выступая как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции: развивает предпринимательскую деятельность, удовлетворяет общие интересы и потребности граждан и т.д.

Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно предстает в трех ипостасях: собственника, законодателя и арбитра (посредника). Оно продолжает оставаться крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее, управления ими.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.