Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи педагогики






Лекция 1. Введение. Определения, понятия, задачи

 

Объек­том педагогики как науки является изучение системы образования, то есть тех явлений действительности, которые обусловливают развитие индивида в процессе целена­правленной образовательной деятельности.

 

Предмет педагогики.

Педагогика — наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (об­разования) как фактора и средства развития человека на протя­жении всей его жизни.

Предмет педагогики — это образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специаль­ных социальных институтах (семье, образовательных и культур­но-воспитательных учреждениях).

Будем разделять педагогику школьную и вузовскую.

Педагогика в высшей школе — на протяжении получения высшего образования.

Являясь одной из наук о человеке, педагогика школьная изу­чает целенаправленную деятельность по развитию и формирова­нию личности ученика. А вузовская ― по подготовке специалиста.

 

Педагогика разрабатывает теорию и техноло­гию организации образования, а также формы и методы совершенствования дея­тельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Педагогика отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Соответственно, важное значение имеет и развитие человека как таковое.

Педагогическая наука в отличие от бытовых знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. В то же время житейский педагогический опыт не исчезал, а передавался из поколение в поколение, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного педагогического знания.

Педагогика тесно связан с психологией. Педагогическую психологию интересует ― психологические механизмы учения, воспитания, развития; то есть механизмы развития психики в процессе учения.

Задачи педагогики

Педагогическое науковедение постоянные и временные задачи, еоторые решаются пе­дагогической наукой.

Постоянные задачи:

1. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Зако­номерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существую­щими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, разви­тость личности в конкретных ее параметрах.

2. В состав постоянных, т.е. непреходящих задач педаго­гической науки, входит далее и такая задача, как ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ, ОПЫТА педаго­гической деятельности.

Профессиональная образователь­но-воспитательная работа по своему существу всегда твор­ческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся — неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели ори­гинальных педагогических технологий. Однако, любые образцы творчества учителей не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без теоретического обоснования и научной интерпрета­ции.

Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущ­ность находок, выявить то, что соответствует индивиду­альности учителя-новатора, неповторимо, что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достоя­ние.

3.·К важнейшим постоянным задачам принято относить ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ на ближайшее и от­даленное будущее.

Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструкту­ры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образо­вания, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.

4.· Среди сравнительно новых задач педагогической нау­ки, возникших в последние десятилетия, называют задачу ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАК­ТИКУ.

Авторы научных разработок в области образования и вос­питания принимают в расчет:

категории пользователей,

условия успешного применения результатов исследования,

ожидаемые положительные по­следствия в труде пользователей,

формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг,

стои­мость работы;

обратную связь с пользователем для автор­ского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.