Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Меры государственного воздействия на процессы ценообразования






Вмешательство государства в процессы рыночного ценообразования является попыткой воздействовать на цены с помощью законодательных, административных и бюджетных мероприятий. В зависимости от конкретной макро - и/или микроэкономической ситуации государственное регулирование цен носит либо антикризисный, либо антиинфляционный характер и, в целом направлено на оздоровление экономики и достижения определенных социальных результатов.

Как показывает мировой опыт, практически во всех промышленно развитых странах правительства в той или иной мере вмешиваются в процессы ценообразования с целью поддержания рыночного равновесия и устранения проявления монополизма.

Целесообразно различать четыре основных формы государственного воздействия на процессы ценообразования:

1) ограничения на формирование цен в виде их фиксации или установления пределов цен;

2) установление фискальных платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя и/или производителя;

3) государственная поддержка цен и доходов в форме субсидий и дотаций потребителю или производителю;

4) меры, ограничивающие процессы ценообразования и свободу предприятий в установлении цен на продукцию.

Фиксация цен, то есть ограничения на рыночное движение цены со стороны государственных и муниципальных органов могут проявляться в следующих формах:

- введение государственных прейскурантных цен;

- «замораживание» на определенный период времени свободных рыночных цен;

- фиксирование цен естественных монополистов и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

В общем случае фиксация цены со стороны государства преследует две цели:

1) ограничить рост цен, то есть удерживать их на каком-то приемлемом для потребителя уровне;

2) поддерживать цены на уровне приемлемом для производителя (защита отечественного производителя).

Меры по ограничению роста цен обычно применяются в отношении, так называемых, социально значимых товаров (основных продуктов питания, некоторых видов лекарств, коммунальных услуг и т.п.) и распространяются на определенный период времени (например, в период повышенной инфляции).

С точки зрения экономической теории (на основе анализа графиков спроса и предложения) такие меры, как правило, носят отрицательный характер. Ведь при неизменно низких ценах объем спроса стабилизируется или будет иметь тенденцию к росту. В тоже время объем предложения будет неизбежно падать, что, в конечном счете, приведет к состоянию рыночного дефицита по той группе товаров, где цены были «заморожены».

Таким образом, государственная поддержка, как цен спроса, так и цен предложения (либо одного, либо другого) приводит к общественным потерям, если она не направлена на достижение других эффектов (социальных, политических и др.).

Фискальная политика государства, то есть управление налогами, платежами, пошлинами, сборами и т.п. В общем случае они являются предпринимательскими издержками и тем самым увеличивают цену предложения. Если же они частично или полностью перекладываются на потребителя, то это снижает его реальный доход, что, в конечном итоге, приводит к сокращению спроса.

Так, например, увеличение налоговой ставки приводит к росту цены предложения и равновесие на рынке восстановится, но при повышенной цене и уменьшенных объемах спроса и предложения. Аналогично снижение налогового бремени на производителя положительно влияет на экономическую систему в целом (уровень цен снижается, но увеличивается объем спроса и предложения). Особенно эта тенденция проявляется в случае высокой эластичности спроса по цене.

Понятно, что и сумма налоговых поступлений в федеральный бюджет (или бюджеты других уровней государственного управления) напрямую связана с размером налоговой ставки. Эта зависимость графически изображается в виде кривой Лаффера. Из графика видно, что сумма налоговых поступлений растет при увеличении налоговой ставки до критической точки после чего неуклонно снижается. Это определяется тем, что при достаточно высоком уровне налогов в цене товара объем спроса начинает резко сокращаться, а, в след за ним, падает и объем предложения. В целом это приводит с снижению суммы выручки от продаж, которая и является основой формирования налоговых поступлений. Кроме того, исследования показывают, что при завышенной налоговой ставке, нарастают тенденции увода доходов от налогообложения.

Таким образом, изменение уровня налоговых и других фискальных платежей оказывает влияние не только на условия формирования цен и на объем спроса, но и на сумму налоговых поступлений.

Государственная поддержка потребителей и производителей может осуществляться в виде:

- бюджетного субсидирования к доходам потребителей (например, поддержка малообеспеченных слоев населения в форме доплат);

- субсидирование к ценам реализации отдельных товарных групп (например, поддержание на определенном уровне цен на социально значимые товары);

- субсидирование производителя (дотации на средства производства или прямое финансирование важных экономических программ).

Субсидии к доходам потребителя - это, как правило, прямые выплаты или снижение налогового бремени для целевого потребителя, что приводит к росту его реального дохода. Это, в свою очередь, определенным образом увеличивает доходы общества в целом и, тем самым, приводит к общему увеличению объема спроса (сдвигу кривой спроса). При этом экономическая система занимает новое равновесное положение и, даже при некотором увеличении цены, спрос и предложение увеличиваются. Таким образом, эта мера оказывает положительное воздействие на экономическую систему.

Субсидии к ценам реализации товаров используют для относительного понижения цены предложения с целью расширения спроса и/или относительного повышения цены спроса для стимулирования производителя. Эта мера государственного воздействия аналогична процедуре фиксации цен со стороны и может стимулировать либо только спрос, либо только предложение, что, в конечном итоге, приведет либо к дефициту, либо к перепроизводству.

Субсидирование производителя - осуществляется в форме частичного финансирования затрат производителя при производстве той или иной группы товаров. Например, частичная оплата стоимости основных производственных фондов и оборотных средств (например, приобретение сельскохозяйственной техники и ГСМ на время выполнения посевных и уборочных работ). В общем случае это приводит к сокращению издержек производства и обращения, а, значит, создает условия для снижения уровня цены предложения без изменения его объема. Относительно низкая цена, исходя из общей закономерности, будет стимулировать увеличение объемов потребления. Таким образом, эта мера положительно воздействует на экономическую систему. Однако она должна носить временный и адресный характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.