Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 7. Особенности формирования коммуникативных навыков детей с множественными нарушениями развития на начальных этапах обучения.






В общей системе обучения и воспитания детей с множественными нарушениями большая роль принадлежит формированию коммуникации. Дети, имеющие различные нарушения развиваются в общении и главной задачей в обучении таких детей, является формирование средств общения, которые способствуют развитию познавательной, эмоциональной, двигательной сферы ребенка.

Формирование и развитие коммуникативных навыков и средств общения у детей с множественными нарушениями является одним из специфических и трудных разделов работы.

При работе с детьми с множественными нарушениями необходимо использовать все доступные ребенку средства общения, поддерживать использование различных средств и методов коммуникации, чтобы помочь ребенку овладеть настолько широким кругом навыков общения, насколько это возможно.

Общение- это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. (Б.Д.Парыгин).

Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием его развития.

Дети с множественными нарушениями имеют широкий круг поведенческих реакций, являющихся попытками коммуникации.

На начальном этапе дети с множественными нарушениями не могут выразить себя традиционными путями (естественные жесты, дактилология, письменная и жестовая речь). Они могут общаться через изменение выражения лица, движение тела, какие-либо звуки, плач; могут бить себя по голове; производить самоагрессивные действия, выражая гнев и т.д.

 

В зависимости от того, используются в процессе общения слова или нет, средства коммуникации можно разделить на вербальные и невербальные.

 

Невербальные: Вербальные:
1. Движения тела: часто зависят от интерпретации того, кто воспринимает сообщение. 2. Естественные жесты, пантомима (включают имитацию, легче узнать). 3. Вокализация. 4. Предметы: натуральные, миниатюрные, ассоциативные. 5. Картинки: фото, цветные картинки, черно-белые картинки. 6. Пиктограммы 1.Устная речь. 2.Жестовая речь. 3.Дактилология. 4.Письменная речь: -плоско – печатный шрифт; -рельефно – точечный шрифт; -письмо на ладони. 5.Электронные системы.

Невербальные средства общения имеют определенное значение в коммуникации. Они предвосхищают то, что будет передано вербально, является «заменителем» слова или целой фразы. Таким образом, с помощью невербальных средств можно продублировать содержание вербального общения.

Выбор соответствующей системы и средств коммуникации при обучении детей с множественными нарушениями, самый важный и сложный вопрос во всем процессе работы. Дети имеют разную степень сенсорных интеллектуальных нарушений, различные навыки, способности и потребности, но каждому ребенку необходимо иметь эффективные пути и средства, чтобы сделать его потребности и желания понятными для других, а другим необходимо иметь эффективные пути и средства, чтобы сообщать информацию ребенку. Задача - выбрать коммуникативные системы и средства, которые помогут упорядочить настоящие навыки ребенка и эффективно продвигаться с ним к более сложному уровню коммуникации.

В системе формирования средств общения у детей с комплексными нарушениями в последние годы значительное место занимает работа с календарем. «Календарная система» как методика была разработана в Голландии. Ее авторами являются Jan Van Dijk, Marleen Janssen, Tom Visser и др. С 1995 года в России в Сергиево-Посадском детском доме была введена календарная система для обучения детей с множественными нарушениями. В работе используются различные виды календарей, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка. Календари могут быть:

- предметные;

- с барельефным, рельефным, контурным изображением предметов (для слепых);

- картинные календари;

- фото календари;

- календари с письменными таблицами для глобального восприятия;

- календари - расписания с использованием письменной формы речи;

- календари - дневники и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.