Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Современный подход к проектированию индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития.






Программы составляются с учетом общих педагогических требований, однако наиболее главным является учет особенностей отклонений в развитии ребёнка с комплексными нарушениями.

1. Одним из важнейших принципов организации коррекционно-педагогической службы и построения программы для детей с комплексными нарушениями развития является междисциплинарный подход, который осуществляется путем скоординированного объединения дисциплин, заимствованных из различных направлений дефектологии. Все учебные дисциплины, предусмотренные планом каждого направления, имеют свою специфику, вытекающую из особенностей нарушений. Установление междисциплинарных связей в процессе обучения и воспитания, в составлении индивидуальных программ, будет способствовать всестороннему развитию ребёнка, имеющего сочетание различных нарушений. Коррекционное воздействие должно осуществляться не обособленно на какое-либо изолированное нарушение, оно должно быть единым целым и оказывать влияние на все структурные компоненты сложного нарушения, представленного у ребёнка.

2. Индивидуальные коррекционно-педагогические программы следует разрабатывать на основе межпредметных связей. В процессе обучения при раскрытии многообразия сторон определенного предмета осуществляется в единстве с другими. В этом случае появляется возможность использовать различные методические приемы, один объект может рассматриваться с различных точек зрения. Так, например, овладение глагольной лексикой детьми, имеющими нарушения зрения и слуха осуществляется на занятиях по развитию речи, на уроках предметно практической деятельности, на индивидуальных занятиях по формированию устной речи, развитию слухового восприятия.

Взаимосвязь учебных дисциплин будет отражаться на изменении учебных планов, программ, учебных пособий, продумыванию организационных форм работы. Это также будет способствовать отбору речевого материала, созданию условий для обучения, а также подбора методических приемов работы.

3. Принцип дифференцированного подхода. Разнообразие нарушений, встречающихся у детей в сочетании, определяет специфичность структуры комплексного нарушения каждого ребенка, это требует дифференциации всего коррекционно-педагогического процесса. Учет психофизических особенностей детей со сложными нарушениями важен в разработке индивидуального маршрута развития в сочетании с медико-реабилитационными процедурами (по показанию), в отборе методов, приемов работы, в создании особой социокультурной среды.

В индивидуальных коррекционных программах должно быть предусмотрено внесение изменений в учебные планы в сторону увеличения или уменьшения объема часов, отводимых на изучение определенных дисциплин, включение предметов, направленных на коррекцию выявленных отклонений. Так, например, у детей в силу нарушения слуха и двигательной недостаточности, могут наблюдаться расстройства фиксации взора, задерживается развитие начальных элементов ориентировки в окружающем пространстве, а к школьному возрасту выявляются более выраженные пространственные нарушения, также задерживается речевое развитие. Следовательно особое значение для такой категории детей при овладении письмом имеет организация занятий по ориентировке в пространстве, которому отводится значительное количество занятий. Особое внимание нужно уделять формированию манипулятивной деятельности и подготовке руки к письму. В программу должны быть внесены различного рода занятия по формированию и развитию двигательной функции (работы со строительным материалом, глиной, аппликации, ЛФК).

Имеющиеся нарушения слуха обуславливают непременное включение в программу специальных учебных предметов по развитию слуховой функции и формированию устной речью.

Для детей, у которых может отмечаться нарушение зрения, в программу внедряются специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки.

4. Принцип коммуникативной направленности. Особое место отводится работе по развитию коммуникативной функции речи. Проблемы речевого развития проявляются у всех детей с комплексными нарушениями. Известно, что развитие личности становится возможным только в условиях личностного общения, т.е. через коммуникацию. Для развития речи как средства коммуникации используются: календарная система, специальные логопедические занятия по формированию и развитию структурных компонентов языка. Выбор альтернативных методов работы по развитию речи будет направлен на раскрытие потенциальных возможностей детей, беря во внимание их сенсорные, моторные особенности. Коммуникационная система – это путь формирования их мышления, сознания, психики. Работа над формированием и развитием речи будет отличаться разносторонностью и многообразием форм в силу имеющихся у детей анализаторных и интеллектуальных нарушений.

5. Принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы более рациональному использованию времени для изучения материала и требований к его усвоению. В более сокращенном или увеличенном виде по сравнению с обычными программами для детей с комплексными нарушениями, в зависимости от его составляющих может быть представлена тематика занятий по ИЗО, констуированию, развитию речи. Кроме того, для лучшего усвоения необходимо продумывание очередности тем по предметам и их количество. Речевой материал, включаемый в работу должен быть наиболее употребительным, необходимым в обучении, в бытовых условиях и учебно-воспитательном процессе, соответствующий уровню их речевого развития. Соответственно предполагается увеличение сроков освоения различного тематического материала, это в свою очередь создает условия для его повторения и закрепления.

6. Принцип тематической взаимосвязи. Для лучшего усвоения материала детьми целесообразно предусматривать тематическую взаимосвязь между разделами работы. При планировании работы по различным разделам важно сделать аналогичные темы предметом внимания в разных видах деятельности. Использование одних и тех же объектов при ознакомлении с окружающим миром, в игре, лепке, рисовании, аппликации поможет детям лучше познакомиться с их свойствами, особенностями применения, а многократное повторение слов и фраз обеспечивает лучшее их понимание, подготавливает основу для дальнейшей работы по развитию речи.

7. Принцип линейности и концентричности. При линейном построении программы темы по каждому предмету для детей со сложными нарушениями развития, следует располагать систематически, последовательно по степени усложнения и увеличения объема, где каждая последующая часть курса является продолжением предыдущей.

При концентрическом построении программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это дает возможность более прочному усвоению материала, расширению и закреплению словаря.

8. Для детей, у которых одновременно имеет место несколько первичных нарушений, каждое из которых имеет вторичные, третичные нарушения, особенно значимым является принцип инвариантности. Он предполагает видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введения корректировки. Для детей, имеющих сложное нарушение развития целесообразно вводить пропедевтические разделы, предлагаемые в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с комплексными нарушениями, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик, предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки – символы), которые широко используются за рубежом и в нашей стране.

В соответствии с возможностями детей со сложными проблемами развития определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологами доказано, что чем большее количество анализаторов принимали участие в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знание. Выбор альтернативных методов создаст необходимые условия, способствующие эффективности процесса обучения.

Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. Например, одной из особенностей развития глухих детей является замедленное и формирование у них понятий. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий. Для более глубокого понимания значении действий, явлений используются ситуации, наглядно-практические методы, для уточнения знаний о предметах используется широко письменная речь (таблички), дактилология. В отношении детей с нарушениями зрения наиболее распространенным является словесный метод, который рекомендуется сочетать с практическими при объяснении учебного материала.

В связи с особенностями категории детей с множеством нарушений одним из важных условий организации учебного процесса, является оснащение необходимым специальным оборудованием. Для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимо подбирать специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (Реклинаторы); специальные оптические средства, если имеются нарушения зрения; при имеющихся проблемах слуха необходим подбор слуховых аппаратов и других технических устройств.

При проведении коррекционных заданий необходимо сказать о некоторых особенностях дидактического материала. При его изготовлении учитывается объем, величина, контрастность цвета, выраженность тактильной поверхности.

Организация обучения и воспитания детей с комплексными и осложненными нарушениями развития предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в учебный план, в режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличения времени на проведение гигиенических процедур, приема пищи.

Контингент детей со сложными нарушениями развития, где у одного ребенка имеет место сочетание нескольких нарушений первичного характера, которые могут быть равноценными по сложности, другие менее выражены, представляющих осложненный вариант нарушения развития, достаточно велик и разнороден.

Эффективность в работе с детьми с комплексными нарушениями зависит от компетентности и высокого профессионализма педагога-дефектолога. Педагог-дефектолог должен хорошо ориентироваться практически во всех отраслях специальной педагогики (олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика), специальной психологии, кроме того, он достаточно хорошо должен быть осведомлен в вопросах медицинских дисциплин. Это является перспективой в интегральном подходе изучения детей данной категории и разработке вариативных моделей индивидуальных коррекционных программ для детей с учетом вышеуказанных обстоятельств.

 

Изучив программы дошкольного образования для детей с ДЦП и для детей с нарушениями слуха, было обнаружено, что проект программы для детей с ДЦП рассчитаны на 3 года обучения (от 4 до 7 лет) (Н.В.Симонова, 1986), для детей с нарушениями слуха на 5 лет (1, 5 лет до 7 лет) (Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко, Т.К.Пелымская, А.А.Катаева, Г.В.Короткова, Г.В.Трофимова, 1991). Поскольку речь идет об индивидуальной программе, очень трудно стандартно прогнозировать содержание работы по годам обучения, придерживаясь той или иной программы. Учитывая выше сказанное, мы считаем возможным предложить два варианта индивидуальных программ. 1 вариант рассматривается как первоначальная ступень образования, и 2 вариант – как основная (усложненная) ступень. Все пункты содержания 2 вариантов программ располагаются параллельно согласно основным разделам. На наш взгляд, именно это является наиболее продуктивным и реальным для работы с ними.

Алгоритм индивидуальной коррекционной программы основывается:

- на профессиональных знаниях законов развития ребенка дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов;

- на знании механизмов формирования навыков и умений;

- на глубоком изучении основных составляющих сложной структуры развития ребенка, имеющего сочетание нарушений слуха и опорно-двигательной системы;

- на необходимости обеспечения общего разностороннего развития дошкольников с комплексными нарушениями развития на основе изучения их психофизических возможностей с максимальной адаптацией в окружающей действительности;

- на основе деятельностного подхода и воспитания, т.е. проведение всех видов воспитательной работы – образовательной и коррекционной в русле основных видов деятельности;

- на основе междисциплинарного подхода, где скоординированно объединены практически все направления коррекционной педагогики и специальной психологии.

Программа состоит из 9 разделов, которые в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям. Содержание разделов программы группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал. Если в 1 варианте (первоначальная ступень) он более элементарный, имеет пропедевтический характер, то во 2 варианте (основная ступень) он несколько усложнен и имеет перспективу подготовки к школьному обучению.

В достижении цели полной реализации предложенной программы для детей с комплексными нарушением дошкольного возраста, необходимо принимать во внимание следующие критерии:

- дифференцированный подход, который предполагает ориентацию на конкретного ребенка, располагающего индивидуальными возможностями, особенностями и потребностями; имеющего или не имеющего предшествующего опыта обучения. Важно осуществить отбор доминирующих видов деятельности, видов работ доступных для выполнения.

- творческое преобразование; содержание программы не может сохраняться в постоянном виде, т.к. изменения в обществе, внедрение новых технических и медицинских разработок, инновационных психолого-педагогических систем прямо или косвенно стимулируют процесс обновления, видоизменения содержания программы, при этом должны сохраняться те основы, которые отвечают главному предназначению.

- ориентация на тематическую взаимосвязь. При планировании работы по различным разделам важно включить аналогичные темы. Прохождение тем одновременно на всех занятиях обеспечивает многократность повторения и тем самым способствует более быстрому прочному усвоению материала.

- связь ситуации и деятельности. Для эффективности процесса обучения следует создавать и использовать спонтанно создавшиеся ситуации, что способствует более осознанному усвоению материала.

- дозированность и постепенность подачи материала. Программный материал может быть достаточно сложным и у детей возникают трудности при его переработке, во избежание этих трудностей, следует распределять целостные процессы на отдельные последовательные этапы по принципу от простого к сложному.

- своеобразие использования программного материала обусловлено спецификой нарушения, а также необходимо осуществлять с опорой на сохранные анализаторы. В соответствии с возможностями детей со сложными проблемами развития определяются методы обучения. Комбинирование методов, приемов обучения создает необходимые условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе метода, приема решается педагогом в каждом конкретном случае. Например, одной из особенностей развития детей с нарушениями слуха является замедленный темп формирования у них понятий, что свойственно детям с ДЦП, особенно на раннем этапе развития. Это определяет необходимость усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий. Для правильного понимания значения действий, явлений используются наглядно-практические методы, для уточнения знаний о предметах широко используется письменная речь (таблички), дактилология, картинный материал.

в связи с особенностями категории детей, имеющих нарушения слуха и опорно-двигательной системы, одним из важных условий организации процесса обучения является оснащение необходимым специальным оборудованием: слуховая аппаратура, специальные столы, кресла с подлокотниками (особенно с фиксацией ног) и др.

-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.