Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема. Концептуальная модель системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития






Отсутствие комплексной системы психолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития не позволяет многим из них реализовывать свои потенциальные психологические возможности и важнейшие жизненные потребности. Создание такой системы является одним из важнейших условий, обеспечивающих необходимый уровень социально-психологической адаптации детей с множественными нарушениями развития.

Главной целью в создании модели психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями является определение организационно-технологических, содержательных основ и разработка инструментария сопровождения такого ребенка, обеспечивающих психическое, социальное, речевое развитие. Для развития ребенка, имеющего различные сочетания нарушений и удовлетворения его потребностей необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с психическим развитием, обучением, социализацией. Чтобы данные процессы были вовлечены в виде специально организованных деятельностей, необходимо, что бы жизнь ребенка была «пронизана» таким пространством. Это пространство представляет собой единство параллельных служб: педагогической, психологической, медицинской, социальной, в котором деятельность всех участников системы психолого-педагогической помощи направлена на преодоление барьеров, возникающих на пути развития ребенка, переструктурирование их психологических характеристик, моделей поведения, когнитивных процессов в нужном направлении.

 

 

Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии может быть представлена в следующих направлениях:

-психологическое направление, целью которого является оптимизация психологической работы по развитию детей с комплексными нарушениями и создания психологической базовой основы для научного построения педагогического процесса;

-педагогическое направление, суть которого заключается в оптимизации процесса обучения, воспитания детей со сложными нарушениями развития.

-медицинское поддержка (по показаниям);

-социальная служба, способствующая тесному взаимодействию всех участков образовательного процесса и создающая наиболее благоприятные условия для оказания вне специального учреждения.

Выдвинутое положение о единстве действия параллельных служб, определяющих условия реализации комплексной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями, позволяет подойти к характеристике основных направлений, по которым может осуществляться процесс психолого-педагогического воздействия:

Психологическое сопровождение можно рассматривать как практическую сферу применения психологии, имеющей своей целью улучшение психологического состояния ребенка. Ориентируясь на знания о детях с комплексными нарушениями развития, становится очевидным вся сложность решения проблемы развития в рамках психологической помощи, которая способствует формированию психических процессов каждому субъекту, можно сказать, что психологическое сопровождение является особой психологической деятельностью, обеспечивающей когнитивное, психологическое и социальное развитие. Опираясь на закономерности психического развития детей с комплексными нарушениями, психологическое сопровождение содержит в себе анализ особенностей формирования познавательных процессов, личности ребенка и разработку адекватных методов многоаспектного психологического воздействия.

Основные задачи психологического направления следующие:

-исследование механизмов и обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности детей с комплексными нарушениями развития;

-развитие гностических процессов детей со сложными нарушениями, которые соответствуют их физическим и психическим возможностям;

-формирование адекватной самостоятельности и активности у детей с комплексными нарушениями развития;

-создание методического инструментария, позволяющего выявлять и прогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития детей с множественными нарушениями.

Ребенку с комплексными нарушениями развития необходима особая система педагогической помощи, обеспечивающая беспрепятственное вхождение его в процесс обучения и воспитания Педагогическая помощь это особая деятельность, определяющая индивидуальное развития ребенка. Мы рассматриваем педагогическую деятельность как один из видов социально значимых действий, специально направленных на организацию условий для становления личности ребенка через создание у него и передачу ему образцов (эталонов) умений, норм социального поведения в процессе его взаимодействия с педагогом. Особенность педагогической деятельности в конкретном случае воспитания и обучения детей, имеющих комплексные отклонения развития, определяется разнообразием нарушений, проявляющихся в весьма сложных сочетаниях, и реализуется специальными средствами коррекции и компенсации, предусматривающими устранение, смягчение этих нарушений. Решаются следующие задачи:

-выявление коррекционных и компенсаторных возможностей каждого ребенка в соответствии со структурой комплексного нарушения;

-обоснование построения педагогического процесса для детей со сложными нарушениями развития;

-создание и реализация коррекционно-педагогических программ, соответствующих потребностям детей с комплексными нарушениями развития;

-определение содержания, методов, средств и других механизмов реализации процесса обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития;

-разработка организационных условий, позволяющих осуществлять психолого-педагогическую помощь детям со сложными нарушениями развития

В общей системе оказания помощи детям с комплексными нарушениями развития участвуют специалисты-врачи, которые проводят медицинская поддержка (неврологическое, психиатрическое, педиатрическое и др.). Они осуществляют лечебно-профилактическую работу с ребенком. Основываясь на результатах диагностики, врачи оказывают ему медицинскую поддержку. Основными задачами медицинского направления являются:

-выявление различных соматических, неврологических, психопатических, двигательных расстройств, нарушений зрения, слуха и постановка диагноза нарушений;

-разработка индивидуальных лечебных программ, проведение соответствующего лечения и оказание различного рода медицинской помощи;

-проведение наблюдения за детьми в процессе их разносторонней деятельности и общения, внесение корректировок в программу лечения;

-консультирование родителей, педагогов, психологов по вопросам выполнения медикаментозного, физиотерапевтического и других видов лечения.

Таким образом, специалисты медицинской службы постоянно взаимодействуют со специалистами из областей педагогики, психологии в рамках комплексной работы с детьми со сложными нарушениями развития.

Особое значение в системе оказания помощи детям с комплексными нарушениями развития имеет социальная служба, которая направлена на укрепление социальной защиты детей, изучение условий жизни, препятствующих развитию потенциальных возможностей детей. Тесно взаимодействуя с родителями педагогами психологами, социальный педагог в первую очередь акцентирует свое внимание на разрешении возникающих трудностей не только в стенах специального учреждения, но и за его пределами. Выделяются следующие задачи социальной службы:

-профилактика конфликтных взаимоотношений непосредственно в семье, семьи и окружающим обществом;

-содействие в создании для детей эмоционально-благоприятной окружающей обстановки;

обеспечение щадящего режима обучения и воспитания;

-создание специальных условий для овладения посильными трудовыми навыками;

-обеспечение возможностей позитивной самореализации детей с комплексными нарушениями развития в интересной для них и социально полезной деятельности (художественной, спортивной и другой);

-повышение у родителей психолого-педагогической компетентности посредством просветительской работы.

Каждому направлению соответствует самостоятельный процесс, однако в отношении детей со сложными нарушениями развития разделение их неприемлемо для психолого-педагогической практики. Устранение дистанции между психологией, педагогикой, медициной и социальной службой достижимо тогда, когда организуется совместно значимое построение образовательной области, ее содержание и разных позиций в способах ее освоения. Именно в этой области образования необходимо сохранять и поддерживать целостность и единство. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития, построенной на использовании различных видов деятельности, организуемой педагогом и психологом, при участии врачей, представляет собой специальные условия образовательно-развивающего пространства, где в разных формах сотрудничества происходит укрепление физического состояния ребенка, расширение границ коммуникации, развитие когнитивной сферы, становление и качественное изменение личности ребенка в целом.

Модель психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития, основанной на научно-теоретической базе инновационных достижений различных областей знаний, таких как специальная психология, специальная педагогика, медицина, представляет собой систему коррекционно-образовательного пространства, ее составляющими являются динамические модули, каждый из которых имеет свою организационно-методическую и содержательную основу.

Модуль 1. Диагностический. Рассматривается как организационная и содержательно-деятельная система, в которую вовлечены различные участники целостной системы коррекционно-образовательного пространства: врачи, педагогики-дефектологи, психологи, родители. Успешность развития ребенка с множественными нарушениями развития зависит от правильности и полноты оценки его особенностей и возможностей, т.е. от полноценности психолого-педагогической, клинической диагностики. В.И.Лубовский отмечает, что диагностика – это звено, обеспечивающее связь процесса обучения с индивидуальными особенностями обучаемого. Основной целью являются реализация комплексного подхода к изучению личности ребёнка со сложным нарушением развития и первой ступенью разработки индивидуального маршрута развития.

Задачами данного модуля являются: создание комплексной диагностической программы, всестороннее психолого-педагогическое и клиническое изучение детей с комплексными нарушениями развития; выявление и квалифицирование видов нарушений, выяснение типологии нарушений анализаторных функций и отклонений психического, физического и речевого развития; установление возможных причин, вызвавших множественное нарушение.

Модуль 2. Коррекционно-диагностический. Задачи данного модуля является выявление и уточнение особенностей психического развития детей и начало коррекционной работы. В процессе этой деятельности яснее определяются перспективы построения предстоящего коррекционно-развивающего, обучающего воздействия.

Основной целью согласованного взаимодействия педагога и психолога является динамическое наблюдение за деятельностью детей во всех сферах образовательного процесса, которое рассматривается в контексте учения Выготского Л.С. «о зонах актуального развития и ближайшего развития». Специалисты сориентированы не столько на уже созревшие функции и достигнутые умения, сколько на еще созревающие, лежащие в «зоне ближайшего развития». В этом модуле диагностический процесс продолжается, так как данные первичного обследования. как правило, бывают не точными.

Модуль 3. Коррекционно-развивающий, представляющий собой организованный образовательно-развивающий процесс. Главная задача этого модуля заключается в реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программах и технологий обучения.

Границы каждого модуля условны, это индивидуальными особенностями детей с комплексными нарушениями развития, а так же наличием определенного опыта работы со специалистами, который ребенок мог получить до поступления в учреждение и соответственно готовностью его к вхождению в образовательное пространство. Интегративность всех составляющих компонентов в виде модулей единой системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития обеспечивают «особые условия» для психического, социального, речевого развития каждого ребенка, имеющего множественное нарушение. В реалии существующей действительность психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития приемлема практически для любого типа учреждения, тем самым мы обеспечиваем выполнение закона об образовании Российской Федерации, требующего включения каждого ребенка в образовательное пространство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.