Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Копинг-стратегии
Копинг – это выработка поведения, имеющего целью уменьшение или исключение психологического дистресса или обстоятельств, его вызывающих. Копинг называют еще совладающим или защитным поведением. Чаще всего в психологии пользуются моделями стресса и копинга, предложенными Р. Лазарусом (1987 г.). Лазарус считает, что индивидуальные различия в характеристиках копинга зависят от 2 качеств личности: восприимчивости и сопротивляемости. Восприимчивость – это тенденция реагировать на определенные ситуации с большей степенью стресса, чем реагируют другие. Сопротивляемость – это присутствие в человеке внутренних источников для противостояния стрессу. 2 основных принципа, которые нужно использовать при выборе копинг-стратегий: вера и система. Все копинг-стратегии делятся на 2 группы: ü эмоционально-сфокусированный копинг: усилия направлены на регулирование отрицательных эмоций, возникающих в ответ на стресс; ü проблемно-сфокусированный копинг: усилия направлены на устранение и уменьшение влияния события, являющегося источником стресса. Сначала нужно использоваться проблемно-сфокусированный копинг, но когда вы почувствуете, что управление ситуацией невозможно или неразумно, то тогда следует перейти к эмоционально-сфокусированному виду, который позволяет нам по-другому интерпретировать обстоятельства и изменить отношение к ним. Карвер на основе теории Лазуруса провел исследование и предложил эти виды копинга расширить и создать методику для выявления копинг-стратегии. Он выделил 12 типов копинга (1993 г.): Активный копинг. Вы концентрируете свои усилия на том, чтобы что-то сделать с ситуацией, в которой оказались. Подавление конкурирующей деятельности. Вы откладываете все другие дела, концентрируетесь на проблеме, привлекаете для ее решения других людей. Планирование. Вы пытаетесь найти стратегию, как поступить, рассматриваете проблему с разных точек зрения, иногда применяя методы рациональной терапии. Самообладание. Вы останавливаетесь, перестаете суетиться и спешить, оцениваете, какие ваши действия могут спровоцировать ситуацию, усилить стресс, и приостанавливаете их. Использование социальной поддержки. Мы выбираем среди людей того, к кому испытываем большую симпатию или на чье мнение и дружеское участие полагаемся, т.е. пытаемся получить поддержку и совет от этого человека. Позитивный настрой. Вы пробуете найти что-то хорошее в том, что случилось. Религия. Вы всем полагаетесь на Божью волю. Принятие. Вы принимаете реальность того, что случилось. Одним из видов принятия является смена своих установок и позиций. Отказ. Вы отказываетесь поверить в то, что случилось. Поведенческий выход. Вы оставляете все попытки справиться с ситуацией, переключаетесь на выполнение другой деятельности. Использование юмора. Вы пытаетесь превратить проблему в шутку. Самоотвлечение. Вы срочно переключаетесь на какой-то другой вид деятельности.
|