Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая звезда






Лекции

1. Понятие качества. Пять этапов эволюции в области управления качеством.

2. Философия концепции Деминга. Цикл Деминга. 14 пунктов Деминга.

3. Философия концепции Джурана. Триада качества. Дорожная карта планирования качества.

4. Философия концепции Кросби. Бездефектность.

5. Сущность и понятия всеобщего управления качеством (TQM).

6. Международные и национальные премии в области качества (Э.Деминга, Малкольна Болдриджа, EFQM).

7. Премия в области качества правительства Российской Федерации.

Вопросы к экзамену

Вопросы к экзамену

1. Понятие и сущность категории «качество», и др. термины знать см. лек. 1.

2. Охарактеризуйте «Звезду качества».

3. Система Тейлора. Статистическое управление качеством. (1, 2 звезда)

4. Тотальное управление качеством – TQC. Тотальный менеджмент качества – TQM. Стандарты ISO 14000. (3, 4, 5 звезда)

5. Основные принципы менеджмента качества. Каждый охарактеризуйте кратко.

6. Внедрение TQM на российских предприятиях: проблемы и пути их решения.

7. Принципы управления Деминга, современное развитие учение Деминга (Цикл Деминга, привести схему).

8. Самооценка по критериям премии Правительства РФ: модель и критерии

9. Премия Правительства РФ. Условия и ограничения участия в конкурсе.

10. Преимущества для рос. компаний, участвующих в конкурсе

11. Мировые премии качества как инструмент для совершенствования бизнеса (5 мировых премий, преимущества для компаний,)

12. Премия Болдриджа: критерии моделей

13.Премия Деминга: критерии моделей

14. Европейская премия в области качества. критерии моделей

15. Триада качества. Дорожная карта планирования качества.

16. Философия концепции Кросби. Бездефектность.

17. Сущность и понятия всеобщего управления качеством (TQM).

18. Концепция постоянного улучшения.

19.Методы самооценки. Самооценка.

20. Управление качеством на всех этапах ЖЦП.

 


1. Понятие качества. Пять этапов эволюции в области управления качеством.

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности.

Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, способных удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Для графической иллюстрации основных этапов развития систем качества используются фигура, хорошо известная в российском производстве – " Знак качества". Контур этой фигуры, который, как известно, называется " Пентагон", заполним пятиконечной звездой и то, что получилось - “Звезда качества" (рис. 1).

 

 

Система взаимоотношений с поставщиками

 
 
Документированная организационная система управления качеством (функции и процессы)  

 


Рис 1. Звезда качества

Из рисунка видно, для того, чтобы та или иная спроектированная и документированная система качества, включающая управление процессами, заработала, нужно:

а) использовать средства мотивации для персонала;

б) обучать его как по профессиональным вопросам, ток и по вопросам менеджмента качества;

в) выстроить правильные отношения с потребителями;

г) научиться так управлять поставщиками, чтобы вовремя получать от них необходимую продукцию заранее установленного качества.

В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнерских отношений можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти звезд качества.

1. Первая звезда соответствует начальным этапам системного подхода, когда появилась первая система – система Тейлора (1905 г). Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков, – проходные и непроходные калибры.

Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы (в России – технические контролеры).

Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение.

Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.

Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).

Все отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия.

Вторая звезда

Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), однако производство — это процессы. Стало ясно, что управлять надо процессами.

В 1924 г. были заложены основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Х.Доджем и Х.Ромигом. Эти работы послужили началом статистических методов управления качеством, которые впоследствии, благодаря д-ру Э. Демингу, получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране.

Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность – инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т. п. В целом акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.

Более сложной стала мотивация труда, так как теперь учитывалось, как точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты, карты регулирования и контроля.

К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля.

Стали более сложными и отношения поставщик - потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы на статистический приемочный контроль.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.