Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регистрация и лицензирование банков






 

- Глава 9 БК

- Инструкция о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 07 декабря 2012 г. № 640.

- Об установлении квалификационных требований и требований к деловой репутации, предъявляемых к независимым директорам и иным членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа банка, небанковской кредитно-финансовой организации, руководителям и главным бухгалтерам банка, небанковской кредитно-финансовой организации, их заместителям, определении случаев и порядка проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации этих лиц. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2012 № 669

 

 

В Республике Беларусь банк может создаваться в форме акционерного общества в порядке, установленном Национальным Банком Республики Беларусь.

В наименовании банка должно быть использовано слово " банк", и наименование банка должно также содержать указание на его организационно-правовую форму.

Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, не могут использовать в своем наименовании слово " банк", за исключением юридических лиц, получивших от Национального банка лицензию на осуществление банковской деятельности.

Банк создается и действует на основании Устава. Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

В соответствии со ст. 73 Банковского Кодекса РБ в Уставе банка должны содержаться:

ü наименование банка;

ü указание на его организационно-правовую форму;

ü сведения о месте нахождения банка (месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка);

ü перечень банковских операций в соответствии с Кодексом, а также видов деятельности, которые будут осуществляться (осуществляются) банком, если их указание предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;

ü сведения о размере уставного фонда;

ü сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;

ü иные сведения, предусмотренные законодательством РБ.

До государственной регистрации банка также должен быть сформирован Уставный фонд банка в полном объеме.

Уставный фонд банка формируется из вкладов его учредителей (акционеров).

При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован из денежных средств.

Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей банка, а для увеличения уставного фонда банка – собственные средства акционеров банка, иных лиц и (или) источники собственных средств банка.

Для формирования и увеличения уставного фонда банка не могут быть использованы привлеченные денежные средства и (или) доходы, полученные преступным путем.

Денежные вклады в уставный фонд банка вносятся как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. При этом весь уставный фонд должен быть объявлен и учитываться в белорусских рублях. Пересчет иностранной валюты в официальную денежную единицу Республики Беларусь осуществляется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату внесения денежного вклада в уставный фонд.

Денежные средства, вносимые в уставный фонд банка, подлежат перечислению на временный счет, открываемый в Национальном банке.

Распоряжение денежными средствами и иным имуществом, внесенными в качестве вкладов в уставный фонд, допускается только после государственной регистрации банка.

Государственной регистрации подлежат:

- создаваемые, в том числе в результате реорганизации, банки;

- изменения и (или) дополнения, вносимые в уставы банков.

Государственная регистрация банков, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы банков, осуществляется Национальным банком.

До подачи документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого банка, учредители банка обязаны:

- согласовать с Национальным банком наименование банка;

- определить предполагаемое место нахождения банка (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа);

- принять решение о создании банка и утвердить его устав;

- утвердить кандидатуры на должности руководителя и главного бухгалтера банка;

- сформировать уставный фонд банка в полном объеме.

Для государственной регистрации создаваемого банка в Национальный банк представляются:

- заявление о государственной регистрации создаваемого банка;

- устав банка в двух экземплярах и его электронная копия;

- договор о создании банка;

- протокол учредительного собрания, в котором содержатся сведения о кандидатурах на должности руководителя и главного бухгалтера банка;

- документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме;

- копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц и документов, удостоверяющих личность учредителей – физических лиц;

- документ, подтверждающий право на размещение банка по месту его нахождения (месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа), указанному в уставе банка;

- список учредителей с указанием размера их вклада, количества, категорий и номинальной стоимости акций, подлежащих размещению среди учредителей, а также долей таких акций в уставном фонде;

- сведения о предполагаемых бенефициарных собственниках банка, каждый из которых станет таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка;

- платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию банка.

Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Правлением Национального банка в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов.

Национальный банк в случае принятия решения о государственной регистрации банка в пятидневный срок представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения об этом банке для включения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации банка выдает:

- свидетельство о государственной регистрации банка;

- документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, регистрацию в организации, осуществляющей обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Информация о месте нахождения банка (месте нахождения его постоянно действующего исполнительного органа) и его наименовании размещается на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет.

Государственная регистрация создаваемого банка не допускается, если:

- для государственной регистрации создаваемого банка представлены не все необходимые документы;

- в документах, представленных для государственной регистрации создаваемого банка, выявлены недостоверные сведения;

- устав банка и (или) иные документы, представленные для его государственной регистрации, не соответствуют законодательству Республики Беларусь;

- на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован в полном объеме;

- установлены факты использования при формировании уставного фонда банка денежных средств или иного имущества, не являющихся собственными средствами учредителей банка, и (или) доходов, полученных преступным путем;

- хотя бы один из учредителей банка или один из его предполагаемых бенефициарных собственников, который станет таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка:

*имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

*является общественным объединением, преследующим политические цели;

*не соответствует требованиям, установленным Национальным банком.

 

Национальный банк в случае принятия решения об отказе в государственной регистрации банка уведомляет об этом его учредителей в письменной форме в пятидневный срок со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

Банк, за исключением случая, предусмотренного частью восьмой статьи 95 настоящего Кодекса, в течение десяти месяцев со дня государственной регистрации обязан обратиться в Национальный банк за получением лицензии на осуществление банковской деятельности.

В случае неполучения банком по истечении двенадцати месяцев со дня его государственной регистрации лицензии на осуществление банковской деятельности такой банк подлежит ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, по решению акционеров банка или органа банка, уполномоченного на то уставом банка, либо хозяйственного суда по иску Национального банка.

До получения лицензии банк не вправе осуществлять банковские операции, создавать филиалы, представительства, структурные подразделения и удаленные рабочие места, выступать учредителем (участником) других юридических лиц.

После регистрации коммерческие банки вправе открывать филиалы, представительства, отделения и расчетно-кассовые центры.

Филиалом (отделением) признается структурное подразделение банка, имеющее возможность осуществлять весь перечень банковских операций, указанных в лицензии, и расположенное вне места расположения самого банка. Филиал банка не является самостоятельным юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения о филиале, утвержденного создавшим его банком. Руководитель филиала назначается руководителем банка, если иное не предусмотрено уставом. Имущество филиала формируется за счет передачи части имущества банка.

Представительством банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту. Представительство банка не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения о нем, утверждаемого создавшим его банком. Представительство банка не имеет права осуществлять банковские операции и иную деятельность, за исключением осуществления защиты и представительства интересов создавшего его банка, в том числе оказания консультационных и информационных услуг. Представительство банка должно иметь в своем наименовании указание на то, что оно является представительством создавшего его банка. Руководители представительств назначаются руководителем банка, создавшего эти представительства, если иное не предусмотрено уставом банка, и действуют на основании выданных им в установленном порядке доверенностей.

Для осуществления банковской деятельности коммерческий банк должен получить лицензию на осуществление банковских операций. Лицензия выдается банку одновременно со свидетельством о государственной регистрации на основании документов, представленных для государственной регистрации банка. По отдельным видам банковских операций лицензия может быть выдана только при соблюдении определенных требований.

Для банков, имеющих право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на счета и (или) во вклады (депозиты), по открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц либо ходатайствующих о получении такого права, лицензионными требованиями являются:

- наличие у банка нормативного капитала в размере, установленном Национальным банком, или в двукратном размере в случае, если с момента получения банком лицензии на осуществление банковской деятельности прошло менее двух лет;

- устойчивое финансовое положение банка в течение последних двух лет или с момента получения банком лицензии на осуществление банковской деятельности в случае, если с момента получения такой лицензии прошло менее двух лет. Критерии устойчивого финансового положения банка и порядок его оценки устанавливаются Национальным банком.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор, который поступает в доход государства (1% от уставного фонда).

Национальный банк вправе приостановить действие лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций на срок, необходимый для устранения выявленных в деятельности банка нарушений, но не более чем на один год, в случае:

- невыполнения предписания Национального банка;

- невыполнения нормативов безопасного функционирования;

- представления неполной или недостоверной финансовой и экономической информации или ее непредставления;

- нарушения требований, установленных Национальным банком к порядку и срокам представления отчетности;

- неудовлетворительного финансового положения банка, которое может повлечь неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами; …

Национальный банк восстанавливает действие приостановленной лицензии в случае заявления банком ходатайства об этом, содержащего информацию об устранении выявленных в его деятельности нарушений. При необходимости Национальный банк вправе провести проверку достоверности представленной банком информации об устранении нарушений.

В случае, если выявленные в деятельности банка нарушения не были устранены в срок, Национальный банк вправе приостановить действие лицензии на осуществление банковской деятельности на новый срок либо отозвать ее.

Национальный банк вправе отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, также в случае:

- установления факта недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия на осуществление банковской деятельности;

- неосуществления банковских операций, указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности, в течение одного года;

- установления факта недостоверности отчетных данных, которые привели к нарушению интересов вкладчиков и иных кредиторов банка;

- неоднократного (не менее двух раз) нарушения в течение одного года требований, установленных Национальным банком к порядку и срокам представления отчетности;

- осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности;

- неудовлетворительного финансового положения банка, которое повлекло неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами;

- наличия оснований для признания банка банкротом в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

- реорганизации банка путем его слияния, или присоединения (у присоединенного банка), или разделения, или преобразования в небанковскую кредитно-финансовую организацию (внесения соответствующих изменений в устав банка);

- принятия решения о ликвидации банка.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.